г. Вологда |
|
06 августа 2012 г. |
Дело N А52-1600/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от Фонда Черненко Т.Е. по доверенности от 14.10.2011, Петровой Н.Н. по доверенности от 26.07.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки на решение Арбитражного суда Псковской области от 04 июня 2012 года по делу N А52-1600/2012 (судья Леднева О.А.),
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки (ОГРН 1026000903136; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлениями к государственному учреждению - Псковскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026009063526; далее - Фонд) о признании незаконными решения от 10.01.2012 N 16080 (дело N А52-2038/2011) и требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 10.02.2012 N 16080 (дело N А52-1600/2012).
Определением суда от 28.05.2012 по делу N А52-1600/2012 дела N А52-1600/2012 и N А52-2038/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения под N А52-1600/2012.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 04 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования - удовлетворить. Считает, что выплаты, предусмотренные решением Великолукской городской Думой от 29.07.2010 N 70 "Об утверждении Положения о порядке установления ежемесячной гарантированной компенсационной выплаты муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город города Великие Луки" (далее - Положение N 70), производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности. Полагает, что данные выплаты носят компенсационной характер и подпадают под положения подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Фонд в отзыве и его представители в судебном заседании просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Фонда, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка представленного заявителем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование за 9 месяцев 2011 года, по результатам которой составлен акт от 28.11.2011 N 16080 и вынесено решение от 10.01.2012 N 16080.
Указанным решением отказано в привлечении Комитета к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 38 953,58 руб.
Плательщику страховых взносов 10.02.2012 предъявлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, доначисленной на основании указанного решения Фонда.
Не согласившись с данными решением и требованием, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующими заявлениями о признании их недействительными.
Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Из оспариваемого решения следует, что основанием для его принятия и направления Комитету требования послужило неправомерное, по мнению Фонда, включение в сумму, не подлежащую обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ (строка 2 таблицы 3 раздела 1 расчета), 1 343 227 руб. ежемесячной выплаты муниципальным служащим, предусмотренной Положением N 70.
Суд первой инстанции правомерно согласился с данным выводом Фонда.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Из подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
На основании приведенных выше норм объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением, в частности, компенсационных выплат.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о том, что работник лично за плату выполняет трудовую функцию.
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Отношения, связанные с прохождением муниципальной службы, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ).
При этом пунктом 2 статьи 3 указанного Закона определено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 25-ФЗ муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (подпункт 3 пункта 1 статьи 11).
Поскольку положения Закона N 212-ФЗ и Закона N 25-ФЗ не содержат определения компенсационной выплаты, а также перечня компенсационных выплат, не включаемых в базу для начисления страховых взносов, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что при формировании объекта обложения страховыми взносами необходимо исходить из понятия компенсации, определенного статьей 164 ТК РФ.
В соответствии с данной нормой под такими выплатами следует понимать денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных указанным Кодексом и другими федеральными законами.
Также в соответствии с названной нормой под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
В данном случае статьей 23 Закона N 25-ФЗ, на которую ссылается Комитет, установлены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему.
Частью 3 статьи 23 этого же Закона также определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Устава муниципального образования "Город Великие Луки" законами Псковской области, настоящим Уставом и другими муниципальными правовыми актами могут определяться гарантии для муниципальных служащих.
Положением N 70 установлена ежемесячная гарантированная компенсационная выплата муниципальным служащим, лицам, замещающим выборные муниципальные должности категории "А" в муниципальном образовании "Город Великие Луки", предназначенная для обеспечения социальной защищенности служащих и соблюдения принципа соотносительности основных условий оплаты труда, социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих Псковской области.
При этом определено, что выплата вводится в целях обеспечения подбора и закрепления высококвалифицированных кадров, социальной защищенности муниципальных служащих органов местного самоуправления города Великие Луки, лиц, замещающих выборные муниципальные должности категории "А", обеспечения соотносительности условий оплаты труда с государственной гражданской службой. Размер выплаты зависит от группы занимаемой должности: глава муниципального образования - в размере 1,3 должностного оклада; высшие должности муниципальной службы - в размере 2,6 должностных окладов; главные должности муниципальной службы - в размере 2,4 должностных окладов; ведущие должности муниципальной службы - в размере 2,2 должностных окладов; старшие должности муниципальной службы категория "Б" - в размере 2,2 должностных окладов; старшие должности муниципальной службы категория "В" - в размере 1,7 должностного оклада; младшие должности муниципальной службы - в размере 1,6 должностных окладов; выборные должности категории "А" (за исключением главы муниципального образования) - в размере 0,9 должностного оклада.
Выплата производится ежемесячно вместе с выплатой заработной платы за фактически отработанное время.
На основании этого суд первой инстанции правомерно посчитал, что спорные выплаты не связаны с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, данные выплаты не являются компенсационными в смысле статьи 164 ТК РФ.
Также суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку указанные выплаты начисляются плательщиками страховых взносов в пользу муниципальных служащих, исходя из установленных окладов по определенным должностям, соответственно, зависят от сложности, количества и качества выполняемой работы, выплачиваются систематически в размере, пропорциональном отработанному времени, в целях обеспечения подбора и закрепления высококвалифицированных кадров, социальной защищенности муниципальных служащих органов местного самоуправления города Великие Луки, лиц, замещающих выборные муниципальные должности категории "А", обеспечения соотносительности условий оплаты труда с государственной гражданской службой, данные выплаты производятся в рамках трудовых отношений, носят стимулирующий характер и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, что не оспаривает и заявитель.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя о нарушении Фондом порядка предъявления требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Утверждение заявителя об отсутствии такого документа опровергается представленной в материалы дела справкой о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 28.11.2011 N 16080 (л.д.90).
Пунктом 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ определено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, применительно к которому в пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" разъяснено, что налогоплательщик в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, поэтому требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
В данном случае оспариваемое требование соответствует положениям действующего законодательства в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам. Указанный в требовании размер недоимки соответствует размеру образовавшейся вследствие занижения базы для исчисления страховых взносов задолженности, в оспариваемом требовании имеются ссылки на основания взимания данной недоимки и срок его исполнения. Отсутствие в требовании указания на период образования недоимки не может быть безусловным основанием для признания требования в этой части недействительным. Кроме того, плательщику было вручено решение от 10.01.2012 N 16080, содержащее необходимую информацию в полном объеме, какие-либо доначисления за другие периоды Фондом не производились.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 04 июня 2012 года по делу N А52-1600/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1600/2012
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки
Ответчик: ГУ Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации