г. Вологда |
|
02 августа 2012 г. |
Дело N А66-8238/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Журавлева А.В. и Зайцевой А.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 мая 2012 года по делу N А66-8238/2011 (судья Борцова Н.А.),
установил:
товарищество собственников жилья "Гусева 47" (ОГРН 1036900003854; далее - ТСЖ "Гусева 47") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения города Твери (Отдел соцзащиты) о взыскании 46 389 руб. 72 коп. в качестве возмещения расходов предприятия за 2008 год от предоставления предусмотренных Федеральными законами льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилых домах.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2011 года замене ненадлежащий ответчик - Территориальный отдел социальной защиты населения города Твери надлежащим - Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области. Изменен процессуальный статус Территориального отдела социальной защиты населения города Твери с ответчика на третье лицо.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены отделение жилищных субсидий Московского района города Твери, Министерства финансов Тверской области.
Протокольным определением от 13 декабря 2011 года судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до 20 812 руб. 38 коп. и уточнении периода взыскания с августа 2008 года по декабрь 2008 года.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 26 марта 2012 года уточнен ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Тем же определением к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области.
Протокольным определением от 26 марта 2012 года судом удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований до 8487 руб. 59 коп.
Протокольным определением от 15 мая 2012 года удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований до 7897 руб. 05 коп.
В судебном заседании истец уточнил, что убытки просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17 мая 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации. Также взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В иске к Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области отказано.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующим:
- судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что у ТСЖ "Гусева 47" возникли убытки в виде выпадающих доходов вследствие бездействия органов государственной власти Российской Федерации;
- незачисление субвенций в установленном для исполнения федерального бюджета порядке вызвано непредставлением отчетов о расходах бюджета Тверской области с указанием количества и категорий граждан, имеющих право на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг органами исполнительной власти Тверской области;
- функции по осуществлению контроля за целевым и рациональным использованием финансовых средств на предоставление государственной социальной помощи гражданам Тверской области в 2008 году были возложены на Департамент социальной защиты населения Тверской области, правопреемником которого является Министерство социальной защиты населения Тверской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Министерство финансов Российской Федерации направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Министерство финансов Тверской области, Отдел соцзащиты направили заявление о рассмотрении жалобы в отсутствии их представителей. Отдел соцзащиты в отзыве на жалобу ее доводы поддержал. Истец отзыв на жалобу не представил. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц участвующих в деле в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 19 августа 2005 года Отдел соцзащиты и ТСЖ "Гусева 47" (предприятие) заключили договор N 106-1 о возмещении расходов, связанных с реализацией федеральных законов по предоставлению льгот определенным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 1.2 договора основанием для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан являются федеральные законы, в частности Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Согласно пункту 2.1.1 договора предприятие приняло на себя обязательство производить начисление платы за жилищно-коммунальные услуги с учетом льгот и учитывать право на льготу при предъявлении потребителю ежемесячных платежных документов на оплату оказанных услуг.
В пункте 2.2 предусмотрено, что Отдел социальной защиты обязан перечислять денежные средства предприятию в двухдневный срок с момента поступления на лицевой счет отдела, и вправе осуществлять контроль за целевым использованием перечисленных истцу средств (пункт 2.3 договора).
Истец в период с августа 2008 года по декабрь 2008 года в соответствии с Законом N 181-ФЗ предоставлял льготы в размере 50% по оплате коммунальных услуг следующим гражданам: Беребеня И.В., Захаровой Н.Г., Ломову Э.Б., Мухиной З.А., Нечаевой Л.А., Осиповой Т.А., проживающим по адресу: г. Тверь, бульвар Гусева, дом 47, корпус 2.
В результате предоставления льгот, истец в спорный период понес убытки в виде выпадающих доходов в размере 7897 руб. 05 коп., в связи с чем, ТСЖ "Гусева 47" обратилось в Департамент социальной защиты населения с заявлением (вх. N 21 от 15.07.2011) о возмещении понесенных расходов.
Поскольку убытки (выпадающие доходы) ТСЖ "Гусева 47" не были возмещены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по праву и по размеру и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Согласно статье 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным Законом N 181-ФЗ, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что убытки ТСЖ "Гусева 47", связанные с предоставлением вышеназванных льгот, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 23) факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Согласно пункту 17 вышеназванного постановления ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
В силу пункта 18 постановления Пленума N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Министерство финансов Российской Федерации не представило в порядке статьи 65 АПК РФ доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Тверской области денежных средств на компенсацию льгот в достаточном размере, а равно не представило и доказательств нецелевого использования Тверской областью бюджетных средств полученных в 2008 году.
Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодателем установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете.
Факт возникновения у истца выпадающих доходов на сумму 7897 руб. 05 коп. подтвержден материалами дела, а именно: сведениями о гражданах, имеющих право на льготы; счетами-квитанциями; платежными квитанциями; счетом-фактурой; постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2011 года по делу N А66-6157/2010; справками и регистрационными карточками, подтверждающими право на льготы в соответствии с Законом N 181-ФЗ.
Расчет суммы, подлежащей взысканию, проверен судом первой инстанции и признан верным.
По правилам статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Факт предоставления коммунальных услуг льготным категориям граждан проживающих по адресу: г. Тверь, бульвар Гусева, дом 47, корпус 2 установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела.
Учитывая, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца о взыскании убытков подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, если в порядке пункта 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина, от имени казны выступают соответствующие органы, коим в данном споре является Министерство финансов Российской Федерации.
Правовых оснований для взыскания убытков с Тверской области в лице Министерства Финансов Тверской области не имеется.
При таких обстоятельствах дела, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 мая 2012 года по делу N А66-8238/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.В.Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8238/2011
Истец: ТСЖ "Гусева-47"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Тверской области, Тверская область в лице Мистерства финансов Тверской области, Территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери
Третье лицо: Отделение жилищных субсидийМосковского района г. Твери, Территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери