Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2012 г. N 14АП-4913/12
г. Вологда |
|
31 июля 2012 г. |
Дело N А13-18150/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-М" Киселевой С.А. по доверенности от 01.01.2012, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области Лебедевой Т.А. по доверенности от 10.02.2012, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Стрекаловой Л.Н. по доверенности от 10.11.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-М" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 мая 2012 года по делу N А13-18150/2011 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс-М" (далее - ООО "Прогресс-М", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение) о признании недействительным решения федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Вологодской области) от 23.05.2011 N 21/11-408 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 35:21:0107001:128; а также о возложении обязанности на ФГБУ "ФКП Росреестра" вынести решение об осуществлении кадастрового учета двух образованных земельных участков 35:21:0107001:128:ЗУ1 и 35:21:0107001:128:ЗУ1 на основании межевого плана, подготовленного муниципальным учреждением "Центр информационных ресурсов и технологий" в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:21:0107001:128 (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 24.01.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра, Управление) и Комитет по управлению имуществом Мэрии города Череповца (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24 мая 2012 года в удовлетворения заявленных требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управление Росреестра отзывы на апелляционную жалобу не представили, их представители в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, комитет обратился в ФГУ "ЗКП" по Вологодской области с заявлением от 22.04.2011 (входящий N 3521/101/И-226 от 22.04.2011) о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых при разделе земельного участка с кадастровым номером 35:21:0107001:128 (т. 1, л. 117-144).
Учреждением установлено, что представленный межевой план по содержанию не соответствует требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), поскольку земельные участки :128:ЗУ1 и :128:ЗУ2 расположены в различных территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки города Череповца, утвержденными решением Череповецкой городской Думы от 29.06.2010 N 132.
В связи с этим на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ принято решение от 23.05.2011 N 21/11-408 об отказе в кадастровом учете объектов недвижимости (т. 1, л. 29-30, 117-118).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Согласно статье 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со статьей 4 Закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (часть 1). Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5). Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (часть 10).
В статье 7 Закона N 221-ФЗ определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в частности, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3 части 1); площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение (пункт 6 части 1).
Согласно статье 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в статье 22 Закона N 221-ФЗ, в их числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Статьей 24 Закона N 221-ФЗ установлено, что в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
В порядке части 1 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Статьей 38 Закона N 221-ФЗ определено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (части 1 и 2).
Частью 10 статьи 38 Закона N 221-ФЗ установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
В соответствии с частью 12 статьи 38 Закона N 221-ФЗ форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 утверждены форма межевого плана и требования к его подготовке (далее - Требования), примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2008 N 12857).
В пункте 22 Требований указано, что межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. Указанные в настоящем пункте документы или их копии в состав Приложения не включаются.
Подпунктами 1, 3, 4, 5, 7, 9 пункта 23 Требований предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); документация по планировке территории (проекты межевания территорий); утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий; утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; иные предусмотренные законодательством документы.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГСК РФ) регламентировано, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (статья 2 названного Кодекса).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГСК РФ).
В силу подпункта 2 пункта 2 и пункта 4 статьи 30 ГСК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Череповецкой городской Думы от 29.06.2010 N 132 утверждены Правила землепользования и застройки города Череповца (далее - Правила землепользования и застройки, Правила).
Комитет обратился в учреждение с заявлением о постановке на кадастровый учет двух земельных участков 35:21:0107001:128:ЗУ1 и 35:21:0107001:128:ЗУ1, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:21:0107001:128, на основании межевого плана, подготовленного МУ "Центр информационных ресурсов и технологий".
Согласно информации ФГБУ "ФКП Росреестра", письмам Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца от 23.05.2012 N 03-09-02/2024, от 23.05.2012 N 03-09-03/2053, сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также карте градостроительного зонирования, утвержденной Правилами, земельный участок с кадастровым номером 35:21:0107001:128 расположен в двух территориальных зонах: в зоне П-1 (зона размещения производственных объектов I-II класса опасности) и в зоне С-3 (зеленые насаждения специального назначения). Один из двух образуемых земельных участков - 35:21:0107001:128:ЗУ1 и 35:21:0107001:128:ЗУ1, обозначенных в межевом плане, расположен в двух территориальных зонах.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приложенный к заявлению комитета межевой план по содержанию не соответствует требованиям градостроительного законодательства.
Апелляционной инстанцией отклоняются доводы подателя жалобы о том, что, поскольку в оспариваемом решении от 23.05.2011 N 21/11-408 в обоснование отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков имеется ссылка на часть 10 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, согласно которой образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям градостроительного законодательства, то данное требование относится к земельному участку, а не к форме и содержанию необходимых для кадастрового учета документов.
С учетом вышеприведенных норм следует однозначный вывод о том, что представленный обществом план по содержанию не соответствует требованиям градостроительного законодательства, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ является основанием для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета спорных земельных участков.
Апелляционной инстанцией также отклоняются доводы подателя жалобы о неправомерности неприменения судом первой инстанции положений абзаца 12 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 2 статьи 13 АПК РФ, поскольку, по мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не вправе применять Правила землепользования и застройки ввиду того, что при их принятии не соблюдены положения части 4 статьи 30, статьи 34 ГСК РФ, поскольку к одному ранее сформированному земельному участку с кадастровым номером 35:21:0107001:128 применены две территориальные зоны.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, на момент принятия решения Правила землепользования и застройки в спорной части не были отменены, изменены, признаны недействующими в установленном законом порядке. Кроме того, предметом спора является правомерность решения ФГУ "ЗКП" по Вологодской области от 23.05.2011 N 21/11-408.
При этом учреждение не обладает полномочиями по неприменению нормативных правовых актов органа местного самоуправления, не соответствующих градостроительному законодательству.
В то же время, представитель ответчика пояснил, что при обращении с заявлением о постановке образуемых земельных участков на кадастровый учет, комитет одновременно представил сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "проектирование и строительство производственной базы" на "эксплуатация производственной базы". Отсутствие данных об отнесении органом местного самоуправления спорного участка к конкретному виду территориальной зоны при наличии Правил повлечет невозможность определения вида разрешенного использования образуемых земельных участков.
Таким образом, отказ учреждения в кадастровом учете двух земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 35:21:0107001:128 в связи с несоответствием межевого плана требованиям градостроительного законодательства, обоснованно признан судом первой инстанции правомерным.
Общество также не согласилось с решением суда первой инстанции в части вывода о выборе заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Согласно статье 4 АПК РФ, статьям 11 и 12 ГК РФ заинтересованное лицо обращается в арбитражный суд в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав способами, предусмотренными законом.
По смыслу названных правовых норм лицо вправе требовать признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, если данными ненормативным актом, решением, действием (бездействием) прямо нарушены его конкретные субъективные права и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Прогресс-М" принадлежат на праве собственности склад открытого хранения и погрузочно-выгрузочный железнодорожный путь по адресу: Вологодская область, город Череповец, Северное шоссе. Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 35:21:0107001:128, предоставленном обществу по договору аренды от 07.02.2008 N 10628 (т. 3, л. 7-23).
По условиям договора аренды, с учетом соглашения от 19.01.2011, ООО "Прогресс-М" предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 12 643 кв. м, с разрешенным использованием "проектирование и строительство производственной базы" со сроком действия с 14.11.2007 по 12.11.2013.
Общество обратилось в Комитет по управлению имуществом города Череповца с заявлениями от 31.12.2010 N 10/82, от 12.01.2011 N 31/01-26 о предоставлении на праве собственности земельного участка ориентировочной площадью 12 000 кв. м (т. 3, л. 6, 27).
Комитет, рассмотрев заявления, выдал схему расположения земельного участка N 86/11 (т. 3, л. 26-29), на основании которой по заявлению общества подготовлен межевой план от 15.04.2011 (т. 1, л. 31, 123-142).
На основании полученных документов комитет 22.04.2011 обратился в ФГУ "ЗКП" по Вологодской области с заявлением о постановке земельных участков на кадастровый учет.
В связи с получением информации об отказе в постановке испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет, 22.11.2011 общество обратилось в комитет с новым заявлением о предоставлении земельного участка.
Комитетом в порядке статьи 36 ЗК РФ обществу выдана схема расположения земельного участка N 86/11, утвержденная 22.02.2011. В схеме указано, что земельные участки образуемые путем раздела земельного участка с кадастровым номером 35:21:0107001:128, ориентировочной площадью 11 660 кв. м и 983 кв. м, расположены в зоне П-1 (т. 3, л. 26).
На дату принятия заявления ООО "Прогресс-М" и выдачи комитетом схемы действовали Правила землепользования и застройки, вступившие в силу 22.07.2010.
Однако с момента получения решения учреждения и до момента рассмотрения настоящего спора в суде какие-либо изменения в этой части в Правила не внесены. Мэрией города Череповца в лице комитета не приняты меры ни по оспариванию решения учреждения, ни по внесению изменений в Правила в целях рассмотрения заявления ООО "Прогресс-М" в установленные и в разумные сроки. Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, права заявителя на получение земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ в данном случае напрямую затрагивают действия комитета по выдаче схемы земельного участка, не соответствующей установленным требованиям, и его бездействие по дальнейшему рассмотрению заявления.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 мая 2012 года по делу N А13-18150/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс-М" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-18150/2011
Истец: ООО "Прогресс-М"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Вологодской области Межрайонный отдел N2
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Мэрии г. Череповца, Управление Росреестра, ФБУ "Кадастровая палата" по ВО, ФГБУ "ФКП Росреестра"