г. Хабаровск |
|
08 августа 2012 г. |
Дело N А73-3634/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Бюро Анализа и Систематизации коммерческой информации" - Зельника Ю.В., представителя по доверенности от 04.05.2011;
от Министерства природных ресурсов Хабаровского края - Солдатенковой О.О., представителя по доверенности от 31.12.2011; Лебедевой Е.С., представителя по доверенности от 25.03.2012;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бюро Анализа и Систематизации коммерческой информации" на решение от 7 июня 2012 года по делу N А73-3634/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бюро Анализа и Систематизации коммерческой информации" (ОГРН 1022701195428, ИНН 2723031244)
к Министерству природных ресурсов Хабаровского края
об оспаривании постановления от 12.03.2012 N 37
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бюро анализа и систематизации коммерческой информации" (далее - ООО "БАСК-Инфо", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее - административный орган) от 12.03.2012 N 37, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Административным органом обществу вменяется нарушение режима заказника краевого значения "Бирский", установленного Положением о государственном комплексном биологическом (охотничьем) заказнике краевого значения "Бирский" (раздел I "Общие положения" пункт 1, 8, раздел 3 "Режим" пункты 3.1.7 и 3.1.13), а также нарушение требований пунктов 1, 5 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статей 34, 51, пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившееся в частичном уничтожении почвенного слоя, а также наличии отходов на территории квартала 122 Лермонтовского участкового лесничества.
Возражая, общество ссылается на нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294) при проведении административным органом рейдового мероприятия. По мнению заявителя, протокол осмотра, протокол об административном правонарушении и определения по делу об административном правонарушении содержат противоречивые сведения о месте совершения административного правонарушения. Протокол осмотра не является допустимым доказательством по делу, поскольку составлен в присутствии заинтересованных лиц в отсутствии представителя общества и понятых. Пользование лесным участком на правах аренды не свидетельствует о причастности ООО "БАСК-Инфо" к обнаружению в лесу отходов. Частичную минерализацию (не уничтожение) слоя почвы заявитель признает как элемент естественного лесовосстановления.
Решением арбитражного суда от 7 июня 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "БАСК-Инфо" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, считает его необоснованным и незаконным.
В судебном заседании представитель общества настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Представитель административного органа в письменном отзыве на жалобу и в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, принятый судебный акт считает соответствующим действующему законодательству.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Судом установлено, что договором N 0154/2008 аренды лесного участка от 25.11.2008 (далее - договор аренды N 0154/2008) ООО "БАСК-Инфо" в пределах Бикинского лесничества предоставлен в аренду лесной участок площадью 5098 га, имеющий местоположение: Хабаровский край, Бикинский муниципальный район, Бикинское лесничество, номера кварталов: 105-110, 119-125, 268, 292, 302, 303 Лермонтовского участкового лесничества. Условный номер лесного участка: 08:209:05:0154.
Согласно пункту 12 договора аренды N 0154/2008, ООО "БАСК-Инфо" обязано использовать предоставленный лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и настоящим Договором, приводить участок в прежнее состояние при уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, соблюдать установленный режим заказника "Бирский" (пункты "а", "и", "о")
На основании распоряжения министра природных ресурсов Хабаровского края от 09.09.2010 N 238 и рейдового задания проведены рейдовые мероприятия по проверке режима особой охраны на территории государственного заказника краевого значения "Бирский", в результате которых 25.01.2012 управлением охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края, установлено, что в квартале N 122 Бикинского лесничества Лермонтовского участкового лесничества Хабаровского края обществом при осуществлении лесозаготовительной деятельности не соблюдаются требования природоохранного законодательства. В результате рейда обнаружены следы розлива жидких бытовых отходов около вагончика для проживания рабочего персонала на площади порядка 5 кв.м., вблизи палатки для проживания рабочего персонала в теплое время года местами обнаружены разбросанные твердые бытовые отходы (полиэтиленовые бутылки, пакеты, картонные коробки).
Также в квартале N 122 Бикинского лесничества Лермонтовского участкового лесничества обнаружено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади около 20 кв.м., на глубину до 20 см. в нарушение установленного режима особой охраны государственного заказника краевого значения "Бирский".
По факту выявленных нарушений государственным инспектором Хабаровского края по охране природы в отношении общества возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее определение от 03.02.2012.
Административным органом 06.03.2012 в отношении общества и в присутствии его представителя, действующего на основании доверенности от 31.12.2011, составлен протокол об административном правонарушении N 37 по статье 8.39 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель ООО "БАСК-Инфо" - директор Шевченко В.Н. был уведомлен путем вручения ему определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.02.2012.
Протокол об административном правонарушении со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении вручен представителю Солдатенкову О.О.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 12.03.2012 в отсутствие законного представителя общества, при его надлежащем извещении, вынесено постановление N 37, которым ООО "БАСК-Инфо" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО "БАСК-Инфо" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ) отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "а" части 1 статьи 2 указанного Закона государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Согласно части 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
Частью 6 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 103 Лесного кодекса Российской Федерации приказом МПР России от 16.07.2007 N 181 утверждены "Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" (далее - Особенности).
Пунктом 3 Особенностей использования, охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, установлено:
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории;
- в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями;
- лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных па таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.
В соответствии с подпунктами 3.1.7 и 3.1.13 подпункта 3.1 раздела 3 "Режим" Положения о государственном комплексном биологическом (охотничьем) заказнике краевого значения "Бирский", утвержденного постановлением Главы администрации Хабаровского края от 24.09.1998 N 376, на территории заказника "Бирский" запрещается:
- засорение территории заказника мусором, нефтепродуктами, отходами производственной деятельности;
- любая иная хозяйственная деятельность, рекреационного и другого природопользования, наносящая вред среде обитания животных и непосредственно им самим, а также препятствующая сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах), в силу статьи 8.39 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30 000 до 60 000 руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объектом противоправного посягательства при совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, является установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается не соблюдение обществом требований природоохранного законодательства, а именно: в результате рейда обнаружены следы розлива жидких бытовых отходов около вагончика для проживания рабочего персонала на площади порядка 5 кв.м., вблизи палатки для проживания рабочего персонала в теплое время года местами обнаружены разбросанные твердые бытовые отходы (полиэтиленовые бутылки, пакеты, картонные коробки). Кроме того, в квартале N 122 Бикинского лесничества Лермонтовского участкового лесничества обнаружено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы па площади около 20 кв.м., на глубину до 20 см., что является нарушением установленного режима особой охраны государственного заказника краевого значения "Бирский" и положений договора N0154/2008 аренды лесного участка от 25.11.2008 г..
Данные действия ООО "БАСК-Инфо" препятствуют сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов заказника "Бирский" и образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности вины общества в совершенном правонарушении, поскольку у него имелась возможность для соблюдения установленного режима особой охраны государственного заказника краевого значения "Бирский" и положений договора N 0154/2008 аренды лесного участка от 25.11.2008, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя жалобы о том, что вменяемые обществу нарушения были выявлены в ходе рейдовых мероприятий, проведение которых не предусмотрено Положением о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края правомерно подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ), од государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Следовательно, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется не только посредством организации и проведения проверок на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, к которым относится проведение рейдовых выездов.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что совершенное обществом административное правонарушение было выявлено в результате рейдового мероприятия, произведенного с целью охраны заказника "Бирский" в соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края от 09.09.2010 N 238, а не в результате мероприятия по контролю при осуществлении государственного экологического надзора, осуществляемого в форме плановых или внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Довод заявителя жалобы о нарушении административным органом положений статьи 27.8 КоАП РФ, регламентирующей порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также порядок составления протокола осмотра подлежит отклонению.
Протокол осмотра от 25.01.2012, составленный не в рамках дела об административном правонарушении, а в рамках контрольного рейдового мероприятия, фактически является актом осмотра и его следует отнести к иным видам доказательств, имеющих значение для производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт указания в протоколе осмотра территории от 25.01.2012 на присутствие понятых не подтверждает того, что данный протокол составлен на основании КоАП РФ, так как и протокол осмотра особо охраняемой природной территории может быть составлен в присутствии понятых, что не запрещено законодательством.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Сацюк Н.М., и Калякин С.П., подписавшие указанный протокол, являются заинтересованными лицами, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Перечисленные выше лица не являются работниками Министерства природных ресурсов Хабаровского края. Следовательно, протокол осмотра правомерно признан судом первой инстанции допустимым доказательством по делу.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом осмотра территории от 25.12.2011, определением от 29.02.2012, протоколом об административном правонарушении от 06.03.2012, фототаблицами, лесной декларацией от 23.12.2011, схемой, договором аренды лесного участка от 25.11.2008 N 0154/2008.
Из содержания указанных документов следует место совершения ООО "БАСК-Инфо" административного правонарушения в квартале N 122 Бикинского лесничества, входящего в состав территории заказника "Бирский".
Ссылка заявителя жалобы на акт проверки соблюдения лесного законодательства N 11 от 28.02.2012 не принимается во внимание, в связи с тем, что ее предметом является проверка соблюдения ООО "БАСК-Инфо" лесного законодательства, а не законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Должностные лица, проводящие проверку соблюдения лесного законодательства, не являются должностными лицами, которые в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 08.04.2009 N 113-пр "Об осуществлении государственного экологического надзора" уполномочены осуществлять государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения. Поэтому в акте проверки от 28.02.2012 N 11 не говорится о нарушении режима особой охраны государственного заказника краевого значения "Бирский", однако это не подтверждает факта отсутствия таких нарушений.
Довод заявителя жалобы о том, что частичная минерализация почв является результатом работы лесозаготовительной техники, разрешенной Приказом МПР РФ от 16.07.2011 N 81, Положением о заказнике "Бирский", договором аренды лесного участка от 25.11.2008 N 0154/2008, подлежит отклонению, поскольку представленная обществом лесная декларация от 23.12.2011 не содержит схемы размещения лесной дороги, волокон, погрузочных пунктов, стоянок машин, объектов обслуживания с указанием лесничества или лесопарка, N квартала, N выдела, занимаемой площади в гектарах где размещены указанные объекты лесной промышленности.
Данной лесной декларацией предусмотрено создание временной лесовозной дороги (лесовозного уса) на общей площади 0,32 га, однако не указаны лесничество или лесопарк, N квартала, N выдела в которых она размещена.
Таким образом, с учетом лесной декларации от 23.12.2011 в 122 квартале Бикинского лесничества не должно быть никаких объектов лесной инфраструктуры.
Анализ представленных по делу доказательств позволяет сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьи 8.39 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности не допущено.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления административного органа, апелляционным судом также не установлено.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 7 июня 2012 года по делу N А73-3634/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Бюро Анализа и Систематизации коммерческой информации" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 руб., ошибочно уплаченную платежным поручением от 13.06.2012 N 494.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3634/2012
Истец: ООО "Баск-Инфо", ООО "Бюро Анализа и Систематизации коммерческой информации"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Хабароского края