г. Самара |
|
08 августа 2012 г. |
Дело N А49-5845/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Дугаевой Вероники Александровны - извещен, не явился;
от Администрации Пензенского района Пензенской области - Пчелинцев А.В., доверенность от 09.06.2012 г.,
от ООО "Дионис-Сервис" - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Дугаевой Вероники Александровны, г. Пенза
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 мая 2012 года по делу N А49-5845/2011 (судья Голованова Н.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Дугаевой Вероники Александровны, г. Пенза,
к Администрации Пензенского района Пензенской области, с. Кондоль, Пензенская область,
третье лицо: ООО "Дионис-Сервис", г. Пенза,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дугаева Вероника Александровна обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Администрации Пензенского района Пензенской области (уточненным в ходе судебного разбирательства) о признании незаконным бездействия Администрации Пензенского района Пензенской области, выразившегося в неутверждении и невыдаче в установленный срок схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, испрашиваемых в заявлениях от 02.08.2011: 1-й участок в границах Алферьевского сельсовета Пензенского района, ориентировочной площадью 34 га для выращивания саженцев декоративных растений и 2-й участок в границах Богословского сельсовета Пензенского района площадью 5 га для размещения теплиц.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.05.2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дугаева Вероника Александровна подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в ходе судебного разбирательства, выяснилось, что аукцион по продаже земельного участка в границах Алферьевского сельсовета площадью 34 га. не состоялся по причине отсутствия заявок, и администрации района ничто не препятствовало предоставить спорный земельный участок в аренду, в соответствии с нормами законодательства.
Податель жалобы также ссылается на то, что в ходе судебного заседания выяснилось, что земельный участок в границах Богословского сельсовета якобы был предоставлен ООО "Дионис-Сервис", но предоставленный 3-м лицом в судебное заседание договор аренды не подтверждает этого факта, т.к. в постановлении и договоре аренды отсутствует кадастровый номер земельного участка, и в силу закона данный договор считается незаключенным
В судебное заседание Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дугаева Вероника Александровна не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в ее отсутствие.
Представитель Администрации Пензенского района Пензенской области считает решение суда законным и обоснованным.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дне и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации Пензенского района Пензенской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
2 августа 2011 года глава КФХ Дугаева В.А. обратилась к главе Администрации Пензенского района с заявлениями, в котором просила утвердить и выдать схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах Алферьевского сельсовета, ориентировочной площадью 30 га и в границах Богословского сельсовета, ориентировочной площадью 50000 кв.м для выращивания декоративных растений в открытом грунте, устройства теплиц и выращивания тепличных культур. Кроме того, указанные в заявлениях участки заявитель просил предоставить в аренду сроком на 49 лет (т.1 л. д. 12-13).
Письмами исполняющего обязанности главы Администрации Пензенского района от 11.08.2011 исх. N 3884 и от 01.09.2011 исх. N 4185 заявителю сообщено о том, что в отношении испрашиваемых земельных участков проведены межевые работы, схема земельного участка уже утверждена, земельный участок поставлен на кадастровый учет; в отношении земельного участка поступили заявления о предоставлении его в собственность, для чего в настоящее время идет процедура оценки земельного участка для проведения торгов по продаже в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации; в отношении земельного участка, расположенного в границах Богословского сельсовета схема не может быть предоставлена, так как в заявлении не указано обоснование размеров земельного участка, число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства (т.1 л.д. 14, 69).
Полагая, что бездействие Администрации Пензенского района по невыдаче схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории является незаконным, глава КФХ Дугаева В.А. обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
При принятии решения об отказе в удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ предусматривает, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Реализация данного права в силу статьи 27 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и главой 14 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии со статьями 29, 34 Земельного кодекса РФ, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока.
Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ, согласно пункту 1 которой граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 3 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 2 августа 2011 года глава КФХ Дугаева В.А. обратилась к главе Администрации Пензенского района с заявлением, в котором просила утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Алферьевского сельсовета, ориентировочной площадью 30 га для выращивания декоративных растений в открытом грунте, а также предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на 49 лет (т.1 л. д.12).
Письмом от 11.08.2011 исх. N 3884 исполняющий обязанности главы администрации Пензенского района сообщил главе КФХ Дугаевой В.А. о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка проведены межевые работы и земельный участок поставлен на кадастровый учет, следовательно, схема земельного участка уже утверждена и является составной частью межевого дела. Кроме того, в ответе указано, что в отношении данного земельного участка поступили заявления о предоставлении его в собственность, для чего в настоящее время идет процедура оценки земельного участка для проведения торгов по продаже в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1 л. д. 14).
Заявитель считает, что ответчиком совершено незаконное бездействие по невыдаче схемы испрашиваемого земельного участка, поскольку такая обязанность органа местного самоуправления установлена статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Судом правильно отмечено в решении, что фактически в письме Администрации Пензенского района от 11.08.2011 исх. N 3884 содержится отказ в выдаче схемы расположения земельного участка, следовательно, какое - либо бездействие органа местного самоуправления отсутствует.
Судом также верно учтено, что материалами дела подтверждается, что до обращения заявителя в Администрацию Пензенского района с заявлением от 2 августа 2011 года о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах Алферьевского сельсовета, ориентировочной площадью 30 га, 15 мая 2011 года главой крестьянского хозяйства Котовым А.Д. также было подано заявление о предоставлении данного земельного участка в собственность для размещения тепличного комплекса (т.1 л.д.42). Как следует из имеющегося в материалах дела кадастрового дела объекта недвижимости, Котов А.Д. явился заказчиком кадастровых работ, в результате которых испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.03.2011 с присвоением кадастрового номера 58:24:0381604:71.
Администрацией Пензенского района Пензенской области 18.08.2011 вынесено постановление N 1349 "О проведении торгов по продаже земельных участков в форме открытого аукциона" (т.1 л.д.43), 26.08.2011 опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка в газете "Пензенская правда" (т.1л.д.50).
Судом также правильно указано, что Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ не предусматривает норм, регламентирующих ситуацию, при которой на один и тот же земельный участок претендуют несколько лиц. Согласно статье 81 Земельного кодекса РФ в данном случае законодательством, применимым к спорной ситуации, является не только Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ, но и Земельный кодекс РФ. Статья 38 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления земельного участка на конкурсе (аукционе), а также устанавливает общие нормы, в соответствии с которыми к спорной ситуации подлежат применению положения Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ, которым также предусмотрен конкурс при предоставлении земельных участков.
До совершения действий по опубликованию сообщения о предстоящем предоставлении земельных участков, истечению срока подачи заявлений и выяснению факта наличия (отсутствия) иных заявлений в отношении земельных участков не может быть решен вопрос предоставления земельных участков. Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.02.2012 N ВАС-1300/12, а также изложенной в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19.12.2011 года N Ф03-5867/2011.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу об отсутствии незаконного бездействия ответчика при рассмотрении заявления главы КФХ Дугаевой В.А. от 02.08.2011 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Алферьевского сельсовета, ориентировочной площадью 30 га, и предоставлении его в аренду.
Кроме того, в нарушение положений статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" заявление главы КФХ Дугаевой В.А. от 02.08.2011 о предоставлении в аренду спорного земельного участка не содержит обоснование размера испрашиваемого земельного участка, число членов фермерского хозяйства, вид деятельности фермерского хозяйства, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении поданного заявления.
Также 2 августа 2011 года глава КФХ Дугаева В.А. обратилась к главе Администрации Пензенского района с заявлением, в котором просила утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах Богословского сельсовета, ориентировочной площадью 50000 кв.м для устройства теплиц и выращивания тепличных культур, а также предоставить указанный земельный участок в аренду сроком на 49 лет (т.1 л. д.13).
Письмом от 01.09.2011 г. исх. N 4185 исполняющий обязанности главы администрации Пензенского района сообщил главе КФХ Дугаевой В.А. о том, что схема земельного участка не может быть предоставлена, так как заявителем не выполнены условия, предусмотренные статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (т.1 л.д.69).
Судом также правильно указано в решении, что основание отказа в выдаче схемы земельного участка, указанное ответчиком в письме от 01.09.2011 исх. N 4185, является правомерным, поскольку в нарушение положений статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в заявлении главы КФХ Дугаевой В.А. от 02.08.2011 отсутствует обоснование размера испрашиваемого земельного участка (число членов фермерского хозяйства, вид деятельности фермерского хозяйства), что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении поданного заявления.
Судом обоснованно учтено, что до обращения главы КФХ Дугаевой В.А. с заявлением от 02.08.2011 в Администрацию Пензенского района испрашиваемый земельный участок площадью 50000 кв.м, расположенный в границах Богословского сельсовета, поставлен на кадастровый учет 18.12.2007 с присвоением кадастрового номера 58:24:0292201:82. Постановлением главы Администрации Пензенского района N 544 от 28.04.2007 названный земельный участок был предоставлен ООО "Дионис-Сервис" в аренду. На основании этого постановления между Администрацией Пензенского района и ООО "Дионис-Сервис" 28.05.2007 г. подписан договор N 42 аренды земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, согласно положениям статей 11, 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. В материалах настоящего дела не имеется доказательств того, что испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Однако согласно п.8.1 кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 58:24:0292201:82 весь земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов (т.1 л.д.64).
С учетом этого судом правильно указано в решении, что указанный участок не мог быть передан заявителю, поскольку не отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного и в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Дугаевой В.А. в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 мая 2012 года по делу N А49-5845/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5845/2011
Истец: Дугаева Вероника Александровна, ИП крестьянского фермерского хозяйства Дугаева Вероника Александровна
Ответчик: Администрация Пензенского района города Пензы, Администрация Пензенского района Пензенской области
Третье лицо: ООО "Дионис- Сервис"