г. Владивосток |
|
24 июля 2012 г. |
Дело N А24-762/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей Л.Ю. Ротко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской
при участии:
от истца - Новицкий В.В. (дов. от 27.01.2012);
от ответчика - представитель не явился;
от третьего лица - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-5250/2012
на решение от 16.05.2012
судьи С.П. Громова
по делу N А24-762/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по иску МУП "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1114177001718, ИНН 8203010908)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (ОГРН 1074101008057, ИНН 4101120936)
третьи лица: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края
о взыскании 60 347 620 руб.
УСТАНОВИЛ:
МУП "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о взыскании 60 347 620,00 руб. компенсации недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам.
Решением от 16.05.2012 с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в пользу муниципального унитарного предприятия "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство" взыскано 60 347 620 руб. 00 коп. компенсации недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам и 200 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом при вынесении решения не учтено, что тариф МУП "Оссорское ЖКХ" вводился в действие с 31.12.2011 и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края не имело правовых оснований для финансирования выпадающих доходов за период с сентября 2011 года по 30 декабря 2011 года.
Истец считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившейся стороны.
Решение проверяется в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.12.2011 между Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края как главным распорядителем средств краевого бюджета (Министерство) и МУП "Оссорское ЖКХ (Предприятие) было заключено соглашение N 119 о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам.
В соответствии с условиями соглашения Предприятие приняло на себя обязательство использовать предоставленную субсидию на возмещение недополученных доходов, в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг, за исключением электроснабжения, по льготным (сниженным) тарифам, и ежемесячно предоставлять в Министерство согласованные с органом местного самоуправления сведения о предоставленных населению по льготным тарифам коммунальных услугах (абз. 1, 2 п. 2.1 соглашения). Министерство в соответствии с п. 2.2 соглашения должно обеспечить перечисление средств со своего лицевого счета на счет Предприятия до конца месяца, следующего за отчетным, в соответствии с бюджетной росписью в пределах кассовых выплат из краевого бюджета в соответствии с кассовым планом и на основании отчета Предприятия о предоставленных по льготным тарифам коммунальных услугах, в размере, необходимом на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием указанных услуг.
Судом установлено, а ответчиком не оспорено, что истец в период с сентября по декабрь 2011 (далее - спорный период) оказывал потребителям п.Оссора и с. Карага Карагинского района Камчатского края коммунальные услуги по теплоснабжению.
Основанием для обращения истца в суд с настоящим иском послужило неисполнение ответчиком своих обязательств по возмещению истцу недополученных доходов, в связи с оказанием потребителям в спорный период коммунальных услуг по льготным тарифам.
Ответчик, не оспаривая объем предоставленных истцом потребителям коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения, а также наличие у него с истцом обязательственных отношений по возмещению недополученных доходов, полагает, что обязанности по их возмещению в спорный период нет, поскольку истец при расчете разницы между экономически обоснованными тарифами и сниженными (льготными) тарифами применял тарифы, утвержденные постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 08.12.2011 N 352, согласно которому тарифы вводятся в действие только с 31.12.2011, а, следовательно, на предшествовавший период не распространяются.
Таким образом, спор возник тарифу, подлежащему применению при расчете недополученных доходов за спорный период.
Обязательства, в силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Камчатского края от 17.01.2011 N 3-П установлены расходные обязательства Камчатского края по предоставлению из краевого бюджета субсидий предприятиям коммунального комплекса, в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам, и утвержден порядок предоставления из краевого бюджета данных субсидий (далее - Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета).
Ответчик указанным постановлением определен в качестве уполномоченного органа по предоставлению субсидий предприятиям коммунального комплекса, в целях возмещения недополученных доходов, в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по льготным (сниженным) тарифам.
В соответствии с п.п. 2-6, 8 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета субсидии предоставляются предприятиям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием потребителям (населению и исполнителям коммунальных услуг для населения) коммунальных услуг, за исключением электроснабжения, по льготным (сниженным) тарифам, установленным Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края.
Условием предоставления субсидий является наличие решения Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края об установлении для предприятия сниженного тарифа на коммунальные услуги. Критерием отбора предприятий для предоставления субсидий является фактическое предоставление потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам.
Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края заключает с предприятием соглашение о предоставлении средств краевого бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам.
Предоставление субсидии осуществляется Министерством в соответствии с бюджетной росписью в пределах кассовых выплат из краевого бюджета в соответствии с кассовым планом, утвержденным в установленном порядке, и фактическим размером недополученных доходов предприятия коммунального комплекса за соответствующий период.
Предприятия ежемесячно (нарастающим итогом) в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство сведения о предоставленных потребителям коммунальных услугах по сниженным тарифам по установленной Министерством форме, согласованные с уполномоченными органами местного самоуправления городских округов в Камчатском крае и поселений в Камчатском крае либо органами местного самоуправления муниципальных районов в Камчатском крае в случае передачи полномочий органами местного самоуправления поселений муниципальному району.
Пунктом 9 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета установлено, что размер субсидий предприятию определяется как сумма недополученных доходов по каждому из видов коммунальных услуг, отпущенных предприятием потребителям коммунальных услуг по сниженным тарифам.
Сумма недополученных доходов по каждому из видов коммунальных услуг определяется как произведение разницы между экономически обоснованным и сниженным тарифами (без НДС) на объем соответствующих коммунальных услуг, отпущенных потребителям.
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 08.12.2011 N 352 для МУП "Оссорское ЖКХ" утверждены экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям п. Оссора, с. Карага Карагинского района, на 2011 год, и льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП "Оссорское ЖКХ" населению и исполнителям коммунальных услуг для населения п. Оссора и с. Карага Карагинского района на нужды отопления и горячего водоснабжения, на 2011 год, а именно:
1) экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП "Оссорское ЖКХ" потребителям п. Оссора, с. Карага Карагинского района на 2011 год, соответственно 6205,25 руб./Гкал и 6205,25 руб./Гкал;
2) льготный тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП "Оссорское ЖКХ" населению и исполнителям коммунальных услуг для населения п. Оссора Карагинского района на нужды отопления и горячего водоснабжения на 2011 год - 745,76 руб./Гкал;
3) льготный тариф на тепловую энергию, поставляемую МУП "Оссорское ЖКХ" населению и исполнителям коммунальных услуг для населения с. Карага Карагинского района на нужды отопления и горячего водоснабжения на 2011 год -1080,50 руб./Гкал.
В этом же постановлении указано, что компенсация выпадающих доходов МУП "Оссорское ЖКХ" от разницы между экономически обоснованными тарифами и льготным тарифом на тепловую энергию, поставляемую населению и исполнителям коммунальных услуг для населения п. Оссора, с. Карага Карагинского района, производится за счет субсидий, предоставляемых предприятиям из краевого бюджета в 2011 году в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края N 3-П от 17.01.2011.
Проверив расчет истца, суд первой инстанции установил, что недополученный доход МУП "Оссорское ЖКХ" по п. Оссора составляет 52 432 341 руб. 42 коп., из них: по отоплению - 46 915 799 руб. 75 коп, горячему водоснабжению - 5 516 541 руб. 67 коп., по с. Карага - 7 915 278 руб. 87 коп., из них: по отоплению - 7 063 801,66 руб., по горячему водоснабжению - 851 477,21 руб. Общий недополученный доход, рассчитанный истцом с применением тарифов, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 08.12.2011 N 352, составил 60 347 620, 29 руб. Истец снизил размер исковых требований до суммы 60 347 620,00 руб., что является его правом, и положение ответчика не ухудшает.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о необоснованном уклонении ответчика от выполнения своих обязанностей по возмещению недополученных истцом доходов за спорный период, в связи с чем удовлетворил заявленные истцом требования в полном объеме.
Довод ответчика о необоснованном применении истцом при расчете недополученного дохода тарифов, установленных постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 08.12.2011 N 352, поскольку указанные тарифы введены в действие лишь с 31.12.2011, подлежит отклонению.
Как правильно указал суд первой инстанции, установление льготных тарифов для отдельных категорий потребителей предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (ч.ч. 13, 14 ст. 10), а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации) и от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (п. 12 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса).
С января 2011 года в п. Оссора и с. Карага Карагинского района теплоснабжение потребителей осуществлялось ОАО "Коряктеплоэнерго" по тарифам, установленным постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам от 20.12.2010 N N 177, 240, 243. При этом компенсация выпадающих доходов филиала "Карагинский" ОАО "Коряктеплоэнерго" от разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом на тепловую энергию, поставляемую населению и исполнителям коммунальных услуг для населения с. Карага и п. Оссора, производилась за счет субсидий, предоставляемых предприятиям из краевого бюджета в 2011 году (пункты 2 постановлений Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края NN 240, N 243 от 20.12.2010).
В связи с подачей налоговым органом заявления о признании данной коммунального комплекса банкротом (дело N А24-202/2012), указанную услугу стало оказывать созданное для этих целей МУП "Оссорское ЖКХ".
Обязанность по обращению в орган регулирования об установлении тарифов возложена на организации коммунального комплекса (п. 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520).
По сведениям, указанным Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края в представленном суду письменном мнении на иск, МУП "Оссорское ЖКХ" обратилось в Службу с заявлением об утверждении тарифов на тепловую энергию 18.10.2011, а дополнительный пакет документов был представлен Предприятием 08.11.2011. Постановление об утверждении тарифов на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, поставляемой МУП "Оссорское ЖКХ", было принято на заседании Правления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края 08.12.2011. Фактически МУП "Оссорское ЖКХ" начало осуществлять услугу теплоснабжения за три месяца до утверждения тарифов.
При установлении льготных тарифов Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края учитывались положения ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", где указано, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которые устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.
Так как постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15.10.2010 N 88 уже были установлены предельные индексы максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Камчатском крае на 2011 год и Законом Камчатского края от 24.12.2010 N 540 "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" определен размер субсидий, предоставляемых предприятиям из краевого бюджета в 2011 году, Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края для вновь пришедшей на указанный рынок услуг организации коммунального комплекса (МУП "Оссорское ЖКХ") определены льготные тарифы на уровне тарифов установленных для организации, оказывающей эти же услуги ранее (ОАО "Коряктеплоэнерго").
В соответствии с требованиями действующего законодательства при тарифном регулировании МУП "Оссорское ЖКХ" были учтены годовые затраты предприятия, при определении экономически обоснованных тарифов учитывался также годовой объем производства продукции и оказания услуг. Поэтому уровень (размер) тарифов, утвержденных Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края, является обоснованным для всего объема поставки ресурса потребителям в любом промежутке времени установленного периода регулирования, равного одному календарному году - с 1 января по 31 декабря.
Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 08.12.2011 N 352 утверждены тарифы на 2011 год и в приложениях к указанному постановлению также приведены экономически обоснованный и льготные тарифы на весь 2011 год.
Таким образом, все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого определения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.05.2012 по делу N А24-762/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-762/2012
Истец: МУП "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края
Третье лицо: Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, Регионльная служба по тарифам и ценам Камчатского края, Представитель по доверенности Новицкому В. В.