г. Санкт-Петербург |
|
24 июля 2012 г. |
Дело N А56-3251/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Комановой К.И. по доверенности от 29.05.2012 N 7/1651.
от ответчика: Рахматовой Л.Г. по доверенности от 25.01.2012, Клевцовой Н.В. по доверенности от 11.01.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10045/2012) Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 апреля 2012 года по делу N А56-3251/2012 (судья Раннева Ю.А.), принятое
по заявлению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
к ООО Строительная компания "Корф"
о взыскании штрафа
установил:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д.1, ОГРН 1037843025527, далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Корф" (196601, Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Средняя, 13, ОГРН 1047830005167, далее - ответчик) 100 000 руб. штрафа за нарушение условий охранного обязательства.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Комитет направил и поддержал в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просил решение от 06.04.2012 отменить. Податель жалобы указывает, что ответчик приступил к выполнению работ по техническому обследованию основных несущих конструкций здания после истечения срока, предусмотренного охранным обязательствам, в связи с чем требование о взыскании 100 000 руб. штрафа за нарушение условий охранного обязательства является обоснованным.
В судебном заседании ответчик возражал против удовлетворения жалобы, просил решение от 06.04.2012 оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.11.2010 между Комитетом (Госорган) и ООО СК "Корф" (Покупатель) заключено охранное обязательство N 9831, в соответствии с которым покупатель обязался обеспечивать сохранность выявленного объекта культурного наследия "Дом М.А. Паткуль", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Малая, д. 13, литер А. Указанное здание отнесено к числу объектов культурного наследия на основании приказа КГИОП от 20.02.2001 N 15.
В соответствии с пунктом 2.2 охранного обязательства Покупатель принял на себя обязательства по выполнению работ по сохранению памятника и благоустройству территории, предусмотренные актом (амии) осмотра технического состояния Памятника, составляющим (ими) единое целое с охранным обязательством, актами текущего осмотра, предписаниями Госоргана.
В силу пункта 2.4 покупатель обязался выполнять работы в сроки, предусмотренные актом (амии) осмотра технического состояния Памятника и территории, актами текущего осмотра, предписаниями Госоргана.
Как указано в пункте 5 Акта осмотра технического состояния выявленного объекта культурного наследия, составленного 25.10.2010, ответчик обязан в течение 8 месяцев со дня заключения охранного обязательства выполнить техническое обследование основных несущих конструкций здания, включая микологическое обследование (бревенчатые стены, фундаменты, перекрытия, конструкции крыши, гидроизоляции), сетей инженерного обеспечения согласно заданию КГИОП; техническую и микологическую экспертизы по результатам обследования представить на согласование в КГИОП (Приложение N 1 к охранному обязательству от 02.11.2010 N 9831).
Актом проверки от 17.08.2011, составленным при участии представителей истца и ответчика, зафиксировано, что по состоянию на 17.08.2011 техническая и микологическая экспертизы по результатам обследования в КГИОП не поступали.
Согласно пункту 3.4 охранного обязательства в случае если на дату истечения срока выполнения любого из видов работ, указанных в акте(ах) осмотра технического состояния Памятника и территории либо в актах текущего осмотра, либо в предписании Госоргана, покупатель к их выполнению не приступил, Госорган вправе взыскать с покупателя штраф в размере 100 000 руб. за каждый вид работ, который покупатель не начал выполнять.
Сославшись на нарушение Обществом охранного обязательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для взыскания штрафа за нарушение условий охранного отсутствуют и отказал Комитету в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований названного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 51 Закона N 73-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 63 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном названным Законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры".
В силу пункта 63 Положения организация, в пользовании которой находится памятник, при невыполнении условий охранного обязательства выплачивает неустойку.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) является определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В данном случае в подтверждение факта неисполнения обществом охранного обязательства Комитетом в материалы дела представлен акт от 17.08.2011.
Ответчик считает, что основания для наложения штрафа в порядке, установленном пунктом 3.4 охранного обязательства, отсутствуют, поскольку он на дату истечения установленного охранным обязательством срока (02.07.2011) приступил к выполнению работ по обследованию несущих конструкций памятника, заключив со специализированной организацией - ООО "Проектное бюро "ОПОРА-СМ" договор б/н от 10.05.2011 на выполнение работ по обследованию жилого дома по спорному адресу. ООО "Проектное бюро "ОПОРА-СМ" провело предварительный осмотр здания и пришло к выводу о невозможности проведения обследования несущих конструкций памятника из-за аварийного состояния здания. Таким образом, ООО "СК "Корф" считает, что основания для взыскания штрафа отсутствуют.
Суд первой инстанции согласился с позицией ответчика.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, 10.05.2011 между ООО Строительная компания "Корф" (заказчик) и ООО "Проектное бюро "ОПОРА-СМ" (исполнитель) заключен договор, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: Пушкин, ул. Малая, д.13, литер А. В техническом задании на обследование жилого дома, являющего приложением N 1 к договору, указано, что по результатам обследования строительных конструкций здания исполнитель предоставляет заказчику технический отчет.
Материалами дела подтверждается, что отчет по результатам обследования строительных конструкций здания в рамках договора от 10.05.2011 не составлялся. Представленный ответчиком технический отчет от 17.11.2011 N 3-10122 составлен в рамках договора N 26/08СМ-11 от 26.08.2011 и после установленного в охранном обязательстве срока технического обследования (02.07.2011). Имеющийся в материалах дела документ "предварительные выводы по результатам визуального обследования" нельзя соотнести к договору от 10.05.2011, поскольку дата составления данного документа отсутствует. Кроме того, текст названного документа не содержит ссылки на договор от 10.05.2011 (л.д.33-34).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ответчик приступил к выполнению охранного обязательства в установленный срок является ошибочным.
Надлежащих доказательств невозможности исполнения работ, установленных в охранном обязательстве, ООО СК "Корф" не представило.
С заявлением о продлении срока исполнения охранного обязательства до 02.07.2011 ответчик не обращался.
Учитывая вышеизложенное, требование Комитета о взыскании с ответчика 100 000 руб. штрафа за нарушение условий охранного обязательства является обоснованным, а решение суда от 06.04.2012 подлежащим отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 апреля 2012 года по делу N А56-3251/2012 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Корф" в пользу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д.1, ОГРН 1037843025527) 100 000 руб. штрафа за нарушение условий охранного обязательства от 02.11.2010 N 9831.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3251/2012
Истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Ответчик: ООО "Строительная компания "Корф"
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6466/12
24.07.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10045/12
06.04.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-3251/12