г. Хабаровск |
|
24 июля 2012 г. |
Дело N А04-2340/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Боровских Юрия Ивановича: представитель не явился;
от Благовещенской таможни: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Благовещенской таможни на решение от 03.05.2012 по делу N А04-2340/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей А.А.Стовбуном
по заявлению индивидуального предпринимателя Боровских Юрия Ивановича
к Благовещенской таможне
о признании недействительным решения, возврате таможенных платежей
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Боровских Юрий Иванович (ОГРН 304280104900277, ИНН 280120071507) (далее - предприниматель, ИП Боровских Ю.И.) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным как не соответствующий Таможенному кодексу ТС, Федеральному закону "О таможенном регулировании в Российской Федерации" отказа Благовещенской таможни (ОГРН 41022800520786, ИНН 2801026276) (далее - таможенный орган, таможня) в возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин, налогов в части возврата суммы 14 666 руб. 06 коп. по ГТД N 10704050/210510/П002679. В качестве материального требования просил обязать таможню возвратить излишне взысканные таможенные платежи.
Решением суда первой инстанции от 03.05.2012 заявленное требование удовлетворено в полном объеме по мотиву того, что действия таможни не соответствовали Таможенному кодексу Таможенного союза, Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.
В частности, таможня указывает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам и возражениям Благовещенской таможни, поскольку оспариваемое письмо таможни не является решением в области таможенного дела, а носит исключительно информационный характер.
Таможня также указывает, что заявление о возврате таможенных платежей подано в Благовещенскую таможню преждевременно.
Кроме этого, таможенный орган полагает, что подача такого заявления возможна лишь в случае, если уплаченные таможенные пошлины, налоги уже обладают статусом излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.
Таможенный орган также считает, что информационное письмо не может быть рассмотрено по правилам статьи 198 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц - связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить и принять новый судебный акт.
ИП Боровских Ю.И., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в нем не принимал, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия его представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1, 2 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что предприниматель в соответствии с условиями контракта, заключенного с иностранной компанией был осуществлен ввоз товара на таможенную территорию России по спорной ГТД. Таможенная стоимость товара определена декларантом на основании первого метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1).
В обоснование применения первого метода определения таможенной стоимости товаров, декларант представил в таможенный орган документы согласно Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536, в том числе контракт с дополнительными соглашениями и приложениями, инвойсы, коносаменты, товарно-транспортные накладные, сертификаты соответствия, экспортные декларации, что не оспаривается таможней.
В ходе таможенного оформления Благовещенская таможня не согласилась с использованием декларантом метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, что подтверждается, письмами Таможни об определении таможенной стоимости, дополнениями N 1 к ДТС-1, решениями, принятыми в порядке ведомственного контроля по перечисленным ГТД. Таможенный орган предложил определить таможенную стоимость с использованием другого метода.
В связи с чем, таможенная стоимость была откорректирована предпринимателем по шестому (резервному) методу, что привело к увеличению таможенной стоимости. Таможенные платежи были оплачены предпринимателем в полном объёме. Товар был выпущен таможней в соответствии с заявленным таможенным режимом.
ИП Боровских Ю.В. направил заявление в Благовещенскую таможню о возврате (зачете) денежных средств в таможенный орган на бланке, утвержденном приказом ГТК РФ от 22.12.2010 N 2520, в сумме 2 618 413 руб. 42 коп.
К заявлению были приложены: 1) копии ГТД и КТС, 2) платежные документы, подтверждающие поступление денежных средств, 3) квитанции, 4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, 5) копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная нотариально, 6) копия паспорта заверенная нотариально.
Письмом от 12.03.2012 за N 20-12/02254 таможня возвратила заявление без удовлетворения до решения вопроса относительно статуса спорных денежных сумм - являются ли они излишне уплаченными, излишне взысканными в установленном законом порядке.
Считая действия таможни не соответствующими требованиям закона, а внесенные в результате корректировки таможенные платежи излишне уплаченными, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 90 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с положениями статей 122, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) доказательством соблюдения предпринимателем досудебного порядка по вопросу возврата излишне уплаченных или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов является подача заявления плательщика, к которому должны быть приложены:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
5) копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
6) копия паспорта гражданина Российской Федерации, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.
По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частями 2, 6, 12 статьи 147 названного закона таможенный орган принимает одно из следующих решений:
1. О возврате заявления плательщику без рассмотрения, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов, с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
2. Решение о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
3. Решение об отказе в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов при наличии обстоятельств, указанных в части 12 статьи 147 ТК ТС.
Судом первой инстанции исследованы основания отказа Благовещенской таможни в возврате предпринимателю спорных платежей и установлено, что в оспариваемом письме таможенного органа декларанту сообщено о невозможности рассмотрения заявления "до решения вопроса относительно статуса спорных денежных средств - являются ли излишне уплаченными (излишне взысканными)".
Следовательно, указанное письмо является препятствием для решения вопроса о возврате таможенных платежей, поскольку таможенный орган должен был в соответствии с положениями статьи 147 ТК ТС вынести одно из перечисленных решений, а не ограничиваться формальным ответом об отсутствии возможности рассмотреть данное заявление.
Системный анализ положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дает основание суду апелляционной инстанции определить, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) соответствующего государственного органа и касающийся конкретного хозяйствующего субъекта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции расценивает оспариваемое письмо как ненормативный акт таможенного органа, являющийся отказом в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В качестве основания Благовещенской таможней в оспариваемом решении указано также, что, что поскольку таможенным законодательством предусмотрена возможность возврата только излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, следовательно, иной статус денежных средств (просто уплаченные или взысканные) предопределяет невозможность использования предусмотренного таможенным законодательством механизма осуществления возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.
Статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза определено, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств ТС и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 64 Таможенного Кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
В силу статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленной пунктом 1 статьи 19 настоящего закона.
В пункте 2 статьи 19 Закона о таможенном тарифе приведен исчерпывающий перечень условий, исключающих применение первого метода, в том числе, если данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.
Судом первой инстанции установлено, что ИП Боровских Ю.И. в обоснование примененного метода по стоимости сделки с ввозимым товаром представлены все имеющиеся у предпринимателя документы, предусмотренные Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным Приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536, а именно: внешнеторговый контракт, паспорт сделки, счета-фактуры, ТТН, и иные документы.
Основанием отказа в применении заявленного метода явилось следующее: документы, представленные декларантом в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости (внешнеторговый контракт, счета фактуры, ТТН) не содержат следующую информацию:
- перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о сортности, товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, цены за единицу товара;
- название производителя товаров;
- требования к качеству;
- порядок предъявления претензий к продавцу.
Представленная декларантом счет - фактура не содержит подписи продавца, условий поставки, в цене сделки не выделены транспортные расходы, а также отсутствуют банковские реквизиты сторон.
В связи с тем, что представленная к таможенному оформлению счет - фактура не содержит подписи лица, ее выставившего, она не может считаться платежно - расчетным документом, подтверждающим намерения одной стороны продать, а другой - обязанность оплатить сумму, причитающуюся за товар.
В то же время, судом первой инстанции установлено, что представленные декларантом при таможенном оформлении документы соответствуют требованиям ТК РФ и являются достаточными для подтверждения примененного предпринимателем метода, поскольку данные, указанные в контракте, счете-фактуре, прайс-листе и других представленных документах позволяют идентифицировать ввезенные товары и сведения, от которых зависит их стоимость. Условия контракта не предусматривают формирование цены товаров в зависимости от их марок, моделей и артикулов. Их указание в контракте носит информационный характер и не обязательно для целей определения таможенной стоимости. Отсутствие указанных сведений и описание потребительских характеристик товара не могут рассматриваться как основание для признания заявленных о товаре сведений недостоверными.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать, в том числе отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Судом первой инстанции установлено, что представленными декларантом документами все перечисленные сведения подтверждаются, в том числе цена, количество, условия поставки и оплаты. Сделка заключена в форме, не противоречащей закону. Доказательств недостоверности сведений, указанных в контрактах и в других документах, выражающих содержание сделки, таможенным органом не представлено.
При этом довод таможни о правомерности непринятия основного метода определения таможенной стоимости в связи с отличием ценовой информации и непредставлением запрошенных документов, судом отклоняется, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 19.04.2005 N 13643/04 метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
При этом предусмотренная пунктом 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона, либо обычая делового оборота.
Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения установленного пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, при таких обстоятельствах у Благовещенской таможни отсутствовали основания для непринятия заявленного ИП Боровских Ю.И. первого метода определения таможенной стоимости товара. В связи с чем, уплату декларантом таможенных платежей в размере, превышающем первоначально заявленные, следует считать излишней, вне зависимости от признания ее таковой таможенным органом.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод таможни о том, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что подача заявления о возврате платежей является преждевременной, так как решения таможенного органа о корректировке не оспорено. Не заявление в арбитражный суд требований о признании незаконным решений о корректировках таможенной стоимости не лишает предпринимателя возможности защитить свои права, иным способом, что соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 АПК РФ. В этом случае обстоятельства излишней уплаты таможенных платежей должны доказываться и устанавливаться в ходе судебного процесса. Данный вывод следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 11873/11 от 07.02.2012.
В связи с изложенным, суд обоснованно признал действия таможни об отказе в возврате таможенных платежей не соответствующими нормам закона.
Согласно абзацу 2 статье 90 ТК ТС, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Таможенным органом в нарушение положений статьи 65, 200 АПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа в возврате излишне уплаченных декларантом платежей.
Судом установлено, что заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств подано в таможенный орган в пределах срока, установленного пунктом 2 статьи 355 ТК РФ; размер уплаченных таможенных платежей подтвержден первичными платежными документами и актом сверки, подписанным сторонами.
Сумма уплаченных платежей сторонами сверена и отражена в акте сверки, соответствует данным, указанным в спорной ТД и подтверждена первичными платежными документами. Благовещенской таможней возражения по сумме таможенных платежей, оплаченных по заявленным в названной ТД, не представлено.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования предпринимателя об обязании таможенного органа возвратить декларанту излишне уплаченные таможенные платежи в размере 14 666,06 руб. на его расчетный счет.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.05.2012 по делу N А04-2340/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2340/2012
Истец: ИП Боровских Юрий Иванович
Ответчик: Благовещенская таможня