г. Саратов |
|
09 августа 2012 г. |
Дело N А12-9103/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2012 г.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Борисовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя: Варламовой А.Е., действующей на основании доверенности от 26 апреля 2012 г. N 01-06/2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы комитета ветеринарии Волгоградской области (г. Волгоград) и правительства Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 июня 2012 года по делу N А12-9103/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению комитета ветеринарии Волгоградской области ОГРН 10234034399278 ИНН 3444067980 (г. Волгоград)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям ОГРН 1093668009973 ИНН 3661046666 (г. Волгоград)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
третьи лица: правительство Волгоградской области ОГРН 1023403444547 ИНН 3444051965 (г. Волгоград), прокуратура Волгоградской области ОГРН 1033400323560 ИНН 3444048120 (г. Волгоград)
УСТАНОВИЛ:
Комитет ветеринарии Волгоградской области (правопреемник Управления ветеринарии администрации Волгоградской области, постановление губернатора Волгоградской области от 26 марта 2012 года N 75) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям от 10 апреля 2012 года N 14-13/1-85 о привлечении управления ветеринарии администрации Волгоградской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного штрафа в сумме 18 000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 09 июня 2012 года суд первой инстанции постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям от 10 апреля 2012 N 14-13/1-85 о привлечении управления ветеринарии Волгоградской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменил в части назначения административного наказания, снизив сумму административного штрафа до 10 000 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных комитетом ветеринарии Волгоградской области требований отказано.
Комитет ветеринарии Волгоградской области и правительство Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, просят принятое по делу решение отменить, по основаниям, изложенным в жалобах, и принять новый судебный акт о признании незаконными и отмене оспариваемого постановления.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям представило возражения на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Прокуратура Волгоградской области предоставила отзыв на апелляционную жалобу комитета ветеринарии администрации Волгоградской области, просит в удовлетворении апелляционной жалобы комитета отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям, правительство Волгоградской области, прокуратура Волгоградской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления N N 81115, 81114, 90024, 90025 о вручении почтовых отправлений адресатам 09 июля 2012 г. Информация о принятии апелляционных жалоб к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 05 июля 2012 года.
Прокуратура Волгоградской области письмом от 11 июля 2012 года N 38-18-2012 подтвердила получение извещения о рассмотрении дела на 06 августа 2012 года в 10 час. 30 мин.
При таких обстоятельствах, указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителя заявителя, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и в отзывах на апелляционные жалобы, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, на основании приказа исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям Юрова В.А. от 19 марта 2012 г. N 24-п должностными лицами управления в период с 21 марта 2012 г. по 23 марта 2012 г. в отношении управления ветеринарии администрации Волгоградской области проведена внеплановая проверка по вопросу предупреждения распространения вируса африканской чумы свиней, по результатам которой 23 марта 2012 г. составлен акт проверки N 14-13/1-24.
23 марта 2012 г. должностным лицом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям в отношении управления ветеринарии администрации Волгоградской области старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных и безопасностью продукции животного происхождения и лабораторного контроля Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям Ястребовой О.Н. в отношении Управления ветеринарии администрации Волгоградской области в присутствии законного представителя, временно осуществляющего полномочия начальника управления ветеринарии администрации Волгоградской области, Борисова В.А. составлен протокол N 14-13/1-40 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту несвоевременного представления в адрес Управления Россельхознадзора информации по заболеванию диких кабанов в государственном заказнике регионального значения "Лещевский"; непроведения в кратчайшие сроки мероприятий по отчуждению живых свиней и изъятию продуктов свиноводства в личных подсобных хозяйствах граждан и населенных пунктах, расположенных на территории охотничьего хозяйства "Замуровское"; непринятия необходимых решений по проведению депопуляции диких кабанов на территории неблагополучных по АЧС территорий области и максимальному уменьшению их на территории Волгоградской области.
29 марта 2012 года управлению направлено определение от 29 марта 2012 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (исх. N 13-06-14/1230).
Дело об административном правонарушении рассмотрено начальником Волгоградского областного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям Пилавовым О.Ф. 10 апреля 2012 г. и принято постановление N 14-13/1-85, в соответствии с которым управление ветеринарии администрации Волгоградской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 18 000 рублей. В постановлении указано на нарушение управлением ветеринарии администрации Волгоградской области пунктов 3.3, 4.1, 5.2.2, 5.2.15 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 21.11.1980.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и затрагивает интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, Комитет ветеринарии Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, счел возможным снизить размер административного штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ до 10 000 руб. в связи с тем, что административным органом необоснованно при назначении наказания учтено обстоятельство, отягчающее административную ответственность, свидетельствующее о повторности привлечения к административной ответственности. Как указал суд первой инстанции, соответствующих доказательств суду не представлено.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил карантина животных и других ветеринарно-санитарных правил за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Объективная сторона деяния, предусмотренного в части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в том, что виновный нарушает правила:
1) карантина животных (т.е. особого режима, обеспечивающего здоровье домашнего скота, а также направленное на нераспространение среди поголовья скота, домашних и диких животных опасных болезней, возбудителей таких заболеваний, и т.п.);
2) ветеринарно-санитарных правил, в том числе и несвоевременное и неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов заразных болезней животных..
В соответствии со статьей 5 Закона "О ветеринарии" от 14.05.1993 г. N 4979-1 задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении.
Согласно статье 17 Закона "О ветеринарии" от 14.05.1993 г. N 4979-1 органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают осуществление предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации специальных мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденная Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г., определяет мероприятия при подозрении на аболевание свиней африканской чумой: при подозрении на заболевание свиней африканской чумой (раздел 3), по ликвидации африканской чумы свиней (раздел 4), по недопущению распространения африканской чумы свиней (раздел 5).
Согласно п. 3.3 Инструкции ветеринарный отдел областного, краевого управления сельского хозяйства, министерства сельского хозяйства автономной республики, главное управление (управление) ветеринарии министерства сельского хозяйства союзной республики, не имеющей областного деления, по получении сообщения о подозрении на африканскую чуму свиней обязаны в установленном порядке сразу же доложить об этом вышестоящему органу и Главному управлению ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР и немедленно командировать на место специалистов ветеринарного отдела, главного управления (управления) ветеринарии и областной (краевой, республиканской) или зональной специализированной ветеринарной лаборатории для тщательного эпизоотологического обследования, клинического наблюдения за животными, вскрытия трупов свиней, отбора патологического материала для исследования, организации проведения комплекса мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации заболевания.
Согласно п. 4.1 исполнительный комитет районного (городского, областного, краевого) Совета народных депутатов. Совет Министров автономной республики и Совет Министров союзной республики, не имеющей областного деления, по получении материалов об установлении диагноза на африканскую чуму свиней, руководствуясь статьями 26 и 27 Ветеринарного устава Союза ССТ: создает специальную комиссию по борьбе с африканской чумой свиней; вносит решение об объявлении хозяйства (фермы), населенного пункта, района (группы районов), в зависимости от эпизоотической обстановки - области (края), автономной республики неблагополучными по африканской чуме свиней и установлении в них карантина, определяет границы эпизоотического очага и границы первой и второй угрожаемых зон (см. подпункт 4.1.1), организует проведение в них необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации болезни в соответствии с пп. 4.4, 5.2 и 5.3 настоящей Инструкции.
В соответствии с п. 5.2.2 в кратчайший срок закупают у населения всех свиней и затем направляют их так же, как и свиней всех других хозяйств, предприятий и организаций этой зоны, для убоя на ближайшие мясокомбинаты или оборудованные для этих целей убойные пункты, определенные специальной комиссией. Для перевозки животных оборудуют кузова автомашин и прицепов таким образом, чтобы не допустить инфицирования внешней среды в пути следования. Для сопровождения группы автомашин с животными следуют лицо, ответственное за сдачу свиней, ветеринарный специалист и работник милиции. Водителям автомашин, занятым на перевозках свиней, выдают санитарную книжку (талон), в которой излагают порядок использования транспорта и делают отметки о проведенных ветеринарных обработках. В тех случаях, когда предприятия по убою и переработке свиней расположены во второй угрожаемой зоне, устанавливают вокруг них режим первой угрожаемой зоны в радиусе до 0,5 км. Всех свиней этой зоны подвергают убою на общих основаниях до начала убоя свиней, завезенных из первой зоны.
При необходимости организуют отстрел и уничтожение бродячих животных, а также диких свиней. Вопрос об отстреле диких свиней в заповедниках (заказниках) разрешается специальной комиссией с учетом эпизоотической ситуации по африканской чуме свиней (п. 5.2.15 Инструкции).
Исходя из материалов дела, в управление ветеринарии администрации Волгоградской области информация о возникновении подозрения на африканскую чуму свиней в государственном охотничьем заказнике регионального значения "Лещевский" поступила посредством телефонного сообщения от руководителя государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Среднеахтубинская районная станция по борьбе с болезнями животных" 14 ноября 2011 г. В этот же день в адрес управления посредством электронной почты направлен первичный акт эпизоотического обследования места падежа животного. В Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям 17 ноября 2011 г. поступила информация (входящий номер 13/3073 от 17 ноября 2011 г.) от управления ветеринарии администрации Волгоградской области о том, что пробы направлены ГНУ ВНИИВВиМ (город Покров) для подтверждения АЧС. Поскольку информация представлена неполной, административным органом подготовлено письмо от 17 ноября 2011 г. N 03-14/1938 о предоставлении информации и результатов проведенных лабораторных исследований. Подробная информация об обнаруженном трупе в административный орган поступила только 21 ноября 2011 г. (входящий номер 13/3125 от 21 ноября 2011 г.), а срочное донесение по заболеванию диких животных африканской чумой свиней 22 ноября 2011 г. (экспертиза ГУ ВО "Волгоградская областная ветеринарная лаборатория" от 15 ноября 2011 г. N 4213/7239).
Из материалов дела следует, что мероприятия по отчуждению живых свиней и изъятия продуктов свиноводства в личных подсобных хозяйствах граждан и населенных пунктах, расположенных на территории охотничьего хозяйства "Замуровское", с момента установления карантина от 17 февраля 2012 г. проведены 14 марта 2012 г., то есть по истечении значительного периода времени.
На момент проверки не решен вопрос и не принято управлением ветеринарии администрации Волгоградской области необходимых решений по проведению депопуляции диких кабанов на территории неблагополучных по АЧС территорий области и максимальным уменьшением их на территории Волгоградской области.
Принимая во внимание факты регулярного выявления больных и павших диких свиней (так с ноября 2011 года и по состоянию на 01 апреля 2012 года в заказнике "Лещевский" - 141, в охотхозяйстве "Замуровское" - 53 и на острове Сарпинский - 7 голов) и эпизоотическую ситуацию (падеж диких кабанов в заказнике "Лещевский" и в охотхозяйстве "Замуровское" с выделением положительных диких кабанов на вирус АЧС), административный орган пришел к выводу, что управление ветеринарии не приняло никаких решений и не внесло предложений в специальную комиссию по проведению мероприятий по депопуляции диких кабанов на неблагополучных территориях по АЧС и уменьшением их на территории Волгоградской области, что является нарушением пункта 5.2.15 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации АЧС, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР от 21.11.1980.
Таким образом, факт неисполнения положений Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г., подтвержден материалами дела. Событие административного правонарушения и состав вмененного административного правонарушения в действиях Управления ветеринарии администрации Волгоградской области установлены.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с выводами суда само по себе не является основанием для отмены судебного акта. Заявитель не представляет новых доказательств по делу и на наличие таковых не ссылается.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал на то, что перечисленные выше нарушения действующего ветеринарного законодательства образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У управления ветеринарии администрации Волгоградской области имелась возможность для исполнения требований действующего законодательства, однако доказательств принятия мер, направленных на соблюдение законодательства в области ветеринарии, управлением не представлено.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о соблюдении административным органом процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не было допущено.
Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы комитета ветеринарии Волгоградской области и правительства Волгоградской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 09 июня 2012 года по делу N А12-9103/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета ветеринарии Волгоградской области (г. Волгоград) и правительства Волгоградской области (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9103/2012
Истец: Комитет ветеринарии Администрации Волгоградской области, Комитет ветеринарии Администрации Волгоградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронежской и Волгоградской области в лице Волгоградского областного отдела, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской области
Третье лицо: Правительство Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области