г. Киров |
|
17 июля 2012 г. |
Дело N А82-14374/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Зекалашвили З.В. действующего на основании доверенности от 25.10.2011 года.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского хозяйства Щаповой Раисы Николаевны
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.03.2012 по делу N А82-14374/2011, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.
по заявлению крестьянского хозяйства Щаповой Раисы Николаевны (ИНН: 7622005381, ОГРН: 1027601055790, адрес: 152045, Ярославская область, Переславский район, д. Кичибухино, ул. Центральная, 6)
к администрации Переславского муниципального района Ярославской области (адрес: 152020, Ярославская область, город Переславль-Залесский, улица Советская, дом 5)
о признании незаконным действий,
установил:
крестьянское хозяйство Щаповой Раисы Николаевны (далее - заявитель, Крестьянское хозяйство, КХ Щаповой Р.Н.) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к администрации Переславского муниципального района Ярославской области (далее - ответчик, Администрация) с заявлением о признании незаконным действия Администрации, выразившегося в отказе КХ Щаповой Р.Н. внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 76:11:061101:33, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Добриловский сельский округ, вблизи деревни Кичибухино.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.03.2012 в удовлетворении заявленных требований Крестьянского хозяйства отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение суда является незаконным, судом неправильно применены нормы материального права. Ссылаясь на статьи 40, 78 Земельного Кодекса Российской Федерации КХ Щаповой Р.Н. указывает, что не может служить препятствием для проектирования и строительства на землях с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства строений, используемых исключительно для инфраструктурного обеспечения сельскохозяйственного производства.
Администрация в отзыве просит оставить в силе решение Арбитражного суда Ярославской области, считает, что вынесенное решение является законным, обоснованным, выводы, изложенные в нем, соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права.
Более подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе, и отзыве на нее.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 14.05.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности КХ Щаповой Р.Н. на земельный участок с кадастровым номером 76:11:061101:33 площадью 123897 кв.м. по адресу: Ярославская область, Переславский район, Добриловский сельский округ, деревня Кичибухино. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства (л.д.15).
Постановлением Администрации от 05.07.2011 N 1026 утвержден градостроительный план данного земельного участка (л.д.14).
22.09.2011 Крестьянское хозяйство обратилось к главе Переславского муниципального района с просьбой внести изменения в градостроительный план земельного участка N "RU76501301"-"128-06-11", дополнив его объектом- "административно-бытовой корпус" с пристроенной столовой на 40 мест общей площадью 827,36 кв.м. в целях обеспечения работников горячей пищей, размещения правления крестьянского хозяйства, медицинского пункта, кабинета ветеринарного врача (л.д.10).
Письмом от 21.10.2011 N 4310 Администрация сообщила заявителю об отказе внесения изменений в градостроительный план вышеуказанного земельного участка. В качестве основания для отказа Администрация сослалась на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется до начала строительства объектов капитального строительства, а не после того как объект уже построен.
В судебном заседании суда первой инстанции ответчик уточнил основание отказа, сославшись на то, что административно-бытовой корпус не может быть указан в градостроительном плане земельного участка, поскольку это противоречит разрешенному использованию земель сельскохозяйственного назначения.
Считая данный отказ незаконным, заявитель оспорил его в арбитражный суд Ярославской области.
Отказывая в удовлетворении требований КХ Щаповой Р.Н., суд первой инстанции исходил из того, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться в соответствии со статьей 78 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Внесение изменений в существующий градостроительный план земельного участка в части указания в нем возможности размещения на данном земельном участке административно-бытового корпуса при разрешенном использовании земли для сельскохозяйственного производства, по мнению суда, не соответствует требованиям закона.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.03.2012 подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ по целевому назначению выделяется семь категорий земель, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.
В силу абз.1 п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 данной статьи, в том числе земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно абз. 3 п.2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить на нем производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением данного земельного участка.
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения определяются положениями ст.ст. 77-78 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно ч. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с п. 1 ст. 4 федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. В силу п. 2 ст. 3 названного федерального закона сельскохозяйственными производителями признаются также крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 1 федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее- Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В силу п. 1 ст. 6 Закона N 74-ФЗ в состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 74-ФЗ для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
На основе приведенных выше норм ЗК РФ и Закона N 74-ФЗ в их системном толковании применительно к рассматриваемой в рамках данного дела фактической ситуации могут быть сделаны следующие выводы.
На земельных участках, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, эксплуатируемых, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, могут размещаться любые производственные, а также иные объекты, в том числе здания, строения, сооружения, используемые в процессе сельскохозяйственного производства. В этой связи на указанных земельных участках могут размещаться и административно-бытовые здания, имеющие вспомогательное значение и предназначенные для организационно-управленческого, бытового и иного обеспечения необходимого режима функционирования сельскохозяйственного производства. Следовательно, строительство (размещение) на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для ведения сельскохозяйственного производства, административно-бытового здания, используемого в процессе указанного производства, не противоречит названным выше положениям ст.ст. 1, 42, 77, 78 ЗК РФ, ст. ст. 6, 11 Закона N 74-ФЗ. Иное, ограничительное, толкование приведенных правовых норм, согласно которому на землях сельскохозяйственного назначения могут размещаться лишь объекты, непосредственно участвующие в сельскохозяйственном производстве (объекты производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции), арбитражный апелляционный суд считает неприемлемым. Применение данных норм с учетом такого толкования повлечет нарушение права сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств на свободное использование принадлежащего им имущества и создаст препятствия в осуществлении сельскохозяйственной предпринимательской деятельности, представляющей собой комплекс тесно взаимосвязанных производственных, организационно-управленческих и вспомогательных мероприятий, реализуемых в рамках определенного режима (цикла) и в пределах одной территории, предназначенной для ведения сельскохозяйственного производства. Кроме того, при указанном подходе к пониманию норм ст. ст. 77-78 ЗК РФ сельскохозяйственное предприятие, не использующее никакие иные земли кроме земель сельскохозяйственного назначения, вообще не сможет реализовать свое право на строительство и использование в процессе сельскохозяйственного производства административно-бытовых зданий, поскольку в соответствии с пунктами 7 и 9 Типового перечня видов разрешенного использования земель, утвержденного приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, административные здания могут размещаться только на земельных участках учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, государственных органов, а также предприятий и организаций промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, снабжения и заготовок. Таким образом, по смыслу положений указанного Перечня с учетом его пункта 15, определяющего состав вида разрешенного использования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, сельскохозяйственные предприятия могут осуществить размещение необходимых в процессе их основной деятельности административных зданий только на землях сельскохозяйственного назначения.
С учетом вышеизложенного, размещение КХ Щаповой Р.Н. на земельном участке с кадастровым номером 76:11:061101:33 площадью 123897 кв.м. по адресу: Ярославская область, Переславский район, Добриловский сельский округ, деревня Кичибухино (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства) административно-бытового здания, используемого в ходе сельскохозяйственной деятельности, не противоречит положениям ст.ст. 1, 42, 77, 78 ЗК РФ, ст. ст. 6, 11 Закона N 74-ФЗ. Кроме того строительство указанного объекта на названном земельном участке не противоречит п. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГСК РФ), согласно которому в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства.
Таким образом, на основании названных выше норм ЗК РФ и ГСК РФ Администрация в силу подпункта 5 п.3 ст. 44 ГСК РФ обязана была удовлетворить заявление КХ Щаповой Р.Н. от 22.09.2011 и внести в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 76:11:061101:33, утвержденный 05.07.2011, сведения о возможности размещения на данном участке административно-бытового корпуса. Решение об отказе во внесении изменений в указанный градостроительный план земельного участка, содержащееся в письме Администрации от 21.10.2011 N 4310, направленном в адрес заявителя, не соответствует положениям ст.ст. 1, 40, 77-78 ЗК РФ, ст.ст. 6, 11 Закона N 74-ФЗ, подпункту 5 п.3 ст.44 ГСК РФ, создает КХ Щаповой Р.Н. препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ должно быть признано незаконным.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.03.2012 г. подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 АПК РФ в связи с неправильным применением, а именно неправильным истолкованием норм материального права по данному делу.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ произведенные заявителем при подаче апелляционной жалобы в соответствии с платежным поручением от 24.04.2012 N 319 расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.03.2012 по делу N А82-14374/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение администрации Переславского муниципального района Ярославской области, содержащееся в письме от 21.10.2011 N 4310 об отказе крестьянскому хозяйству Щаповой Раисы Николаевны внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 76:11:061101:33, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Добриловский сельский округ, вблизи д.Кичибухино.
Возложить на администрацию Переславского муниципального района Ярославской области обязанность внести изменения в градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 76:11:061101:33, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, Добриловский сельский округ, вблизи д.Кичибухино, и дополнить его объектом, а именно: административно-бытовым корпусом с пристроенной столовой на 40 мест, с общей площадью 827 кв.м.
Взыскать с администрации Переславского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7622007798, ОГРН: 1027601054480) в пользу крестьянского хозяйства Щаповой Раисы Николаевны (ИНН: 7622005381, ОГРН: 1027601055790) 1000 рублей в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14374/2011
Истец: КФХ Щаповой Раисы Николаевны
Ответчик: Администрация Переславского муниципального района Ярославской области