г. Самара |
|
10 августа 2012 г. |
Дело N А55-600/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Пахомов А.И., доверенность от 13 февраля 2012 г., Татаренков Р.В., доверенность от 13 февраля 2012 г.;
от администрации городского округа Самара - извещен, не явился;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Самарского филиала - Кулинко О.С., доверенность от 27 февраля 2012 г.;
от третьих лиц:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от Департамента управления имуществом городского округа Самары - извещен, не явился;
от муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара "Центр администрирования управления муниципальной собственностью" - извещен, не явился;
от главы городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Самарского филиала, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2012 г.
по делу N А55-600/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" (ИНН 6319107422, ОГРН 1046300901701), г. Самара,
к администрации городского округа Самара, г. Самара,
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Самарского филиала, г. Самара,
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самары, г. Самара,
муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара "Центр администрирования управления муниципальной собственностью", г. Самара,
глава городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным распоряжения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговое обслуживание" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом изменения предмета требований) к администрации городского округа Самара (далее - администрация) и к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - орган кадастрового учета) о признании недействительным распоряжения первого заместителя главы городского округа Самара от 02 ноября 2009 г. N 2039/02р, признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 10,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Галактионовская, 29, с кадастровым номером 63:01:0816006:542, а также обязании снять с кадастрового учета объект недвижимости - земельный участок площадью 10,00 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, 29, с кадастровым номером 63:01:0816006:542.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2012 г. заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от 02 ноября 2009 г. N 2039/02р и постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 10,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Галактионовская, 29, с кадастровым номером 63:01:0816006:542. В удовлетворении остальной части требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае согласование местоположения границ спорного земельного участка с заявителем, как со смежным землепользователем, проведено не было.
Установленные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что фактически государственный кадастровый учет земельного участка площадью 10,00 кв.м. осуществлен в отношении земельного участка, границы которого не определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, распоряжение первого заместителя главы городского округа Самара от 02 ноября 2009 г. N 2039/02р и действия по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 10,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Галактионовская, 29, с кадастровым номером 63:01:0816006:542 не соответствуют требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как спорный земельный участок был сформирован под размещение временного объекта сезонной торговли хвойными деревьями, тогда как размещение временного объекта в данном месте сделает невозможным проезд транспорта собственника, поставщиков товара, арендаторов, пожарных и иных служб к земельному участку и нежилому зданию, принадлежащему заявителю по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская, 29.
Требования заявителя об обязании снять с кадастрового учета объект недвижимости - земельный участок площадью 10,00 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0816006:542 удовлетворению не подлежат, так как на основании решения заинтересованного лица от 02 февраля 2012 г. N 63-00-119/12-13491 сведения о данном земельном участке аннулированы.
Заявителем не пропущен срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с выводами суда, орган кадастрового учета подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что на момент рассмотрения дела спорный земельный участок не существовал как объект гражданских правоотношений и, соответственно, не мог являться предметом спора в силу закона.
Сведения о спорном земельном участке внесены в ГКН по заявлению Департамента по управлению имуществом г.о. Самара от 30 ноября 2009 г. N 63-01-118/09-18676 о постановке объекта недвижимости на кадастровый учёт, к которому были приложены необходимые документы.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 ФГУ "ЗКП" по Самарской области (в настоящее время - ФГБУ "ФКП Росреестра", в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) только с 15 сентября 2010 г. осуществляет полномочия органа кадастрового учёта. Ранее исполнительные функции, включающие в том числе принятие решений по постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, о приостановлении или отказе в проведении государственного кадастрового учета, были возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы. В Самарской области данным органом являлось Управление Роснедвижимости по Самарской области, которое и осуществило постановку спорного земельного участка на кадастровый учёт.
Однако ФГБУ "ФКП Росреестра", в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области не является.
12 мая 2010 г. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области реорганизовано в форме присоединения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, которое и является правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.
Между тем к участию в рассмотрении настоящего дела Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области привлечено не было.
Таким образом, орган кадастрового учета фактически оспаривает решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 10,00 кв.м.
В судебном заседании представитель органа кадастрового учета доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15 октября 2011 г. из газеты Волжская коммуна N 386 (27821) заявитель узнал о том, что в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ Министерство имущественных отношений Самарской области информирует о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 10,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Галактионовская, 29, под размещение временного объекта сезонной торговли хвойными деревьями.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 02 ноября 2009 г. N 2039/02р была утверждена схема расположения данного земельного участка.
Согласно данной схеме границы этого участка накладываются на другой земельный участок и расположены внутри земельного участка площадью 13 914 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Галактионовская, 29, 33, 35, с кадастровым номером 63:01:0816006:9, принадлежащего на праве собственности заявителю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 июня 2008 г. серии 63-АВ N 638118. Данный земельный участок был нанесен на планшет УГА 11 октября 2006 г.
На основании распоряжения первого заместителя главы городского округа Самара от 02 ноября 2009 г. N 2039/02р спорный земельный участок площадью 10,00 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет 17 декабря 2009 г. и ему был присвоен кадастровый номер 63:01:0816006:542, что подтверждается кадастровым делом.
Считая, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с нарушениями действующего законодательства, а именно кадастровый учет прошел совершенно другой земельный участок с иными координатами (х; у), отличными от координат (х; у), утвержденных распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от 02 ноября 2009 г. N 2039/02р, согласование местоположения границ с заявителем, как со смежным землепользователем, предусмотренного ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ), проведено не было, акт согласования границ подписан не был, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта в обжалуемой части суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляются в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", Методическими рекомендациями по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 г., и Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 г. При этом в целях недопущения чересполосицы между образуемым земельным участком и смежными земельными участками, сведения о которых внесены в сведения ГКН, а также в целях недопущения пересечения их границ при утверждении схемы расположения нового земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также при проведении кадастровых работ необходимо учитывать сведения о границах смежных земельных участков.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 39 закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Однако судом первой инстанции установлено, что в нарушение указанных требований закона и методических рекомендаций в рассматриваемом случае согласование местоположения границ спорного участка с заявителем, как со смежным землепользователем, проведено не было. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, в материалы дела не представлено.
В то же время сопоставление схемы расположения земельного участка площадью 10,00 кв.м. с планом земельного участка площадью 13 914, 00 кв.м., принадлежащим на праве собственности заявителю, свидетельствует о том, что границы спорного земельного участка налагаются на границы земельного участка заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом кадастрового учета осуществлен кадастровый учет спорного земельного участка, границы которого не определены в соответствии с федеральными законами, что противоречит требованиям ст.ст. 6, 11.1 ЗК РФ.
Следовательно, орган кадастрового учета неправомерно совершил действия по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 10,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Галактионовская, 29, с кадастровым номером 63:01:0816006:542.
Довод органа кадастрового учета о том, что полномочия по осуществлению кадастрового учета на него возложены только с 15 сентября 2010 г. и что он не является правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, исходя из следующего.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в письме от 19 июля 2004 г. N С1-7/уп-905 указал, что производство по делам, по которым от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа. В названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов. Об этом указывается в судебном акте.
Приказом Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" ФБУ "Кадастровая палата" по Самарской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
Следовательно, правопреемником Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области по данному делу является филиал ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Кроме того, податель жалобы не указал каким образом обжалуемым решением суда первой инстанции непосредственно затрагиваются права или обязанности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с учетом того, что именно податель жалобы наделен полномочиями органа кадастрового учета.
Не принимается во внимание и довод органа кадастрового учета о том, что на момент рассмотрения настоящего дела спорный земельный участок не существовал как объект гражданских правоотношений, и что он не мог являться предметом спора в силу закона, поскольку аннулирование сведений о данном участке не является безусловным основанием для отказа в рассмотрении заявленных требований.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Информационного письма от 22 декабря 2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указал, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование в обжалуемой органом кадастрового учета части.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 мая 2012 г. по делу N А55-600/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-600/2012
Истец: ООО "Торговое обслуживание"
Ответчик: "ФГБУ ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Администрация городского округа Самара
Третье лицо: Глава г. о.Самара, Департамент управления имуществом г. о.Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Муниципальное бюджетное учреждение г. о.Самара "Центр администрирования управления муниципальной собственностью"