г. Красноярск |
|
11 июля 2012 г. |
Дело N А74-439/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 23 апреля 2012 года по делу N А74-439/2012, принятое судьей Лиходиенко А.В.,
при организации судебного заседания судьей Арбитражного суда Республики Хакасия Хабибулиной Ю.В., с участием секретаря судебного заседания Арбитражного суда Республики Хакасия Тинниковой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания в Третьем арбитражном апелляционном суде секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии в судебном заседании представителей, находящихся в Арбитражном суде Республики Хакасия:
федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ответчика) - Джумаева М.А., на основании доверенности от 14.02.2012;
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ответчика) - Зубец Н.В., на основании доверенности от 26.09.2011 N 16-40-43/11; Голощаповой С.С., на основании доверенности от 02.07.2012 N 16-30-1303/12,
установил:
администрация муниципального образования Ширинский район (далее - администрация, заявитель, ИНН 1911000663,ОГРН 1031900879768) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением (измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия (далее - ответчик, Кадастровая палата, учреждение, ФГБУ "ФКП Росреестра", с учетом процессуального правопреемства в связи с реорганизацией, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (с учетом изменения процессуального статуса, далее - Управление Росреестра, ответчик, ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440) об обязании определить кадастровую стоимость и удельный показатель земельного участка с кадастровым номером 19:11:100807:186, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Белё, квартал 5, участок 3, и внести сведения в государственный кадастр недвижимости.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.12.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Корень Вячеслав Александрович, Громыко Владимир Александрович (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 апреля 2012 года заявленные требования удовлетворены. На Кадастровую палату и Управление Росреестра возложена обязанность по определению кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - кадастровый номер 19:11:100807:186, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Белё, квартал 5, участок 3. На Кадастровую палату возложена обязанность по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости указанного земельного участка в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу (с учетом определения об исправлении описки от 24.05.2012).
Не согласившись с указанным решением, Кадастровая палата обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 23.04.2012 отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:
- суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что ответчик не осуществил действия, которые в соответствии с действующим законодательством входят в его полномочия, поскольку сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в порядке информационного взаимодействия не поступали после осуществления государственного кадастрового учета изменений сведений о категории и разрешенном виде использования спорного земельного участка; действие приказа Минэкономразвития от 26.12.2011 N п/531, вступившего в законную силу с 01.03.2012, не распространяется на отношения, рассматриваемые в настоящем деле;
- Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на момент обращения заявителя с заявлением от 11.08.2010 полномочия по принятию каких-либо решений, предусмотренных Законом о кадастре, отсутствовали;
- удельный показатель кадастровой стоимости для вида разрешенного использования "дачный земельный участок" нормативно не установлен, в связи с чем, судом необоснованно применена восстановительная мера;
- до утверждения Правительством Республики Хакасия такого удельного показателя в целях установления арендной платы либо выкупной цены у заявителя имеется возможность определения нормативной стоимости спорного земельного участка;
- заявителем пропущен срок на обжалование бездействия ответчика;
Управление Росреестра также обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 23.04.2012 несогласно по следующим основаниям:
- отсутствуют правовые основания для применения среднего удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для земельных участков с видом разрешенного использования "для ведения садоводства", "для ведения огородничества" для определения кадастровой стоимости земельного участка, имеющего вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства";
- поскольку органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету в отношении земельных участков, является Кадастровая палата, то по требованию о признании незаконным бездействия управления по невнесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, управление является ненадлежащим ответчиком;
- со стороны управления отсутствовало бездействие по определению кадастровой стоимости земельного участка, так как учреждением был подготовлен акт определения кадастровой стоимости, в утверждении которого управлением было отказано.
Заявитель и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения о принятии апелляционной жалобы к производству и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://3aas.arbitr.ru, отзывы на апелляционные жалобы не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие заявителя и третьих лиц (их представителей).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации муниципального образования Ширинский район от 28.04.2004 N 731 гражданам Корень В.А. и Громыко В.А. предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок для строительства дачного дома из земель муниципального образования Ширинский район, земли особо охраняемых территории и их объектов, расположенный по адресу: Ширинский район, западный берег Малого Плёса озера Белё, квартал 5, участок 3, площадью 998 кв.м.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от 17.06.2009 серии 19 АА N 181553, 181551, 181552, Корень В.А. и Громыко В.А. на праве общей долевой собственности (по _ доли) принадлежат: жилое строение без права регистрации проживания, общей площадью 98 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плёса озера Белё, квартал 5, д. 3; жилое строение без права регистрации проживания, общей площадью 26,5 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плёса озера Белё, квартал 5, д. 3.
Постановлением главы муниципального образования от 23.08.2010 N 2118 земельный участок, расположенный по адресу: Ширинский район, западный берег Малого Плёса озера Белё, квартал 5, участок 3, площадью 998 кв.м. предоставлен Корень В.А. и Громыко В.А. в собственность за плату.
Постановлением главы муниципального образования от 09.03.2011 N 347 в постановление от 23.08.2010 N 2118 внесены изменения - слова "земли особо охраняемых территорий и их объектов" заменены словами "земли сельскохозяйственного назначения", слова "для размещения дачного дома" заменены словами "для ведения дачного хозяйства".
Для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости 14.06.2011 третьи лица обратились в Кадастровую палату с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плёса озер Белё, квартал 5, участок 3.
Межрайонный отдел N 3 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия 11.07.2011 принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Для устранения причин, являющихся основанием для принятия решения о приостановлении, необходимо предоставить в орган кадастрового учета копию документа, подтверждающего изменение сведений о категории земельного участка в постановление главы муниципального образования Ширинский район от 28.04.2008 N 731.
Постановлением главы муниципального образования Ширинский район от 25.07.2011 N 1467 "О внесении изменений в постановление главы муниципального образования Ширинский район от 28.04.2008 N 731 "О предоставлении земельного участка в аренду, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плёса оз. Белё, квартал 5, участок 3, Корень В.А., Громыко В.А.", была изменена категория данного земельного участка с "особо охраняемых территорий (земли рекреации)" на категорию земли "сельскохозяйственного назначения", а также изменен вид разрешенного использования с "для строительства дачного дома" на "для эксплуатации дачного дома".
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 15.09.2008 земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:186 относится к категории "земли особо охраняемых территорий" и имеет разрешенное использование - для строительства дачного дома. Выписка содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка - 1736 рублей 52 копейки и удельном показателе кадастровой стоимости - 1 рубль 74 копейки за метр квадратный.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 21.07.2010 земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:186 относится к категории "земли особо охраняемых территорий" и имеет разрешенное использование - для строительства дачного дома. Выписка содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка - 429 рублей 14 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости - 43 копейки за метр квадратный.
На основании заявления Корень В.А. от 15.08.2011 об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка решением ФБУ "Кадастровая палата" по Республике Хакасия проведен кадастровый учет изменений сведений об объекте недвижимости - земельном участке 19:11:100807:186, указана категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для эксплуатации дачного дома.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 15.08.2011 земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:186 относится к категории "земли сельскохозяйственного назначения" и имеет разрешённое использование - для эксплуатации дачного дома. В графе 12 "Кадастровая стоимость" и графе 13 "Удельный показатель кадастровой стоимости" кадастрового паспорта проставлены прочерки.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения администрации муниципального образования Ширинский район в Кадастровую палату с письмом от 12.09.2011 исх. N 3882-им о разъяснении указанной ситуации, в котором заявитель указал, что отсутствие информации о кадастровой стоимости земельного участка не позволяет осуществлять процедуру аренды указанного земельного участка и, как следствие, получать в районный бюджет дополнительные денежные средства.
В ответе от 03.10.2011 исх. N 2445 на указанное письмо Кадастровая палата сообщила, что осуществлен учет изменений земельного участка в части категории земель, в результате осуществленного учета в ГКН внесены сведения о категории земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций подготовлен акт определения кадастровой стоимости, в утверждении которого Управлением Росреестра было отказано в виду отсутствия УПКС для разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" на землях сельскохозяйственного назначения.
Считая указанное бездействие ответчиков незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением с целью определения удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
О нарушении законных интересов заявитель узнал из письма ответчика от 03.10.2011, заявление подано в арбитражный суд 26.12.2011, следовательно, администрацией не пропущен срок на обращения с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд; в связи с чем суд не принимает довод апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, доводы Кадастровой палаты о том, что заявителем пропущен срок на обжалование бездействия ответчика, отклоняются как необоснованные.
Суд апелляционной инстанции считает заявленные администрацией требования правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктами 11 и 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания), которые применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; изменения вида разрешенного использования земельного участка (пункт 1.2).
Согласно пункту 1.3 Методических указаний (в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.12.2007 N 445) кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний (в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 17.11.2011 N 673) кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 настоящих Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний (в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 20.12.2007 N 445) в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний (в редакции приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 17.11.2011 N 673) в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.
При этом пункт 2.3.1 Методических указаний, в соответствии с которым в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка, в рассматриваемом споре не подлежит применению, поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка (для ведения дачного хозяйства) не изменялся.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Статья 8 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусматривает, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность предоставления гражданину земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения дачного хозяйства индивидуально.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен в собственность Корень В.А. и Громыко В.А.для ведения дачного хозяйства; не входит в состав садоводческого, огороднического или дачного объединения, что соответствует вышеизложенным нормам права.
С учетом изложенного, основания для применения в рассматриваемом споре Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 370, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Хакасия, отсутствуют. Кроме того, как обоснованно указывают ответчики, удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений указанным постановлением не утвержден.
С учетом изложенных норм права, в том числе пункта 2.1.1 Методических указаний, категории спорного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом споре подлежит применению Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.07.2007 N 243, которым утверждены минимальные и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Республики Хакасия, в том числе для Ширинского района первой группы земель сельскохозяйственного назначения в размере 79 копеек. Согласно пояснениям Кадастровой палаты спорный земельный участок относится к первой группы земель сельскохозяйственного назначения; как следует из материалов дела, управление указало на невозможность определения группы спорного земельного участка; при этом, доказательств, опровергающих отнесение спорного земельного участка к первой группе земель сельскохозяйственного назначения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о необходимости применения среднего УПКС по Ширинскому муниципальному району в размере 9 рублей 79 копеек за метр квадратный, установленного постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.08.2009 N 370 для садоводческих, огороднических объединений, апелляционный суд считает неправильными.
Довод управления о том, что со стороны управления отсутствовало бездействие по определению кадастровой стоимости земельного участка, так как учреждением подготовлен акт определения кадастровой стоимости, в утверждении которого управлением было отказано, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 05.07.2011 (т. 1 л.д. 87) Кадастровой палатой для определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 788 рублей 42 копеек использован удельный показатель кадастровой стоимости земель 79 копеек за метр квадратный, предусмотренный Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.07.2007 N 243. Вместе с тем, в данном акте Кадастровой палатой необоснованно указано в качестве основания определения кадастровой стоимости спорного земельного участка изменение разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации дачного дома, поскольку разрешенное использование спорного земельного участка не изменялось.
Отказывая в утверждении акта определения кадастровой стоимости, управление Росреестра указало на отсутствие УПКС для разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения.
Учитывая, что разрешенное использование спорного земельного участка не изменялось; среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения 1 группы для Ширинского района определено в размере 79 копеек за квадратный метр Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.07.2007 N 243; в соответствии с пунктом 2.1.1 Методических указаний кадастровая стоимость спорного земельного участка определяется путем умножения среднего для муниципального района вышеуказанного УПКС на площадь земельного участка, то управление неправомерно отказало в утверждении акта определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в связи с отсутствием УПКС для разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства на землях сельскохозяйственного назначения. С учетом изложенного, бездействие ответчиков по невнесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:186, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, квартал 5, участок 3.
С учетом изложенных обстоятельств, доводы ответчиков о том, что согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденных Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости; до утверждения Правительством Республики Хакасия такого удельного показателя в целях установления арендной платы либо выкупной цены у заявителя имеется возможность определения нормативной стоимости спорного земельного участка, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Довод управления о том, что по требованию о признании незаконным бездействия управления по невнесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету в отношении земельных участков, является Кадастровая палата; довод Кадастровой палаты о том, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на момент обращения заявителя с заявлением от 11.08.2010 полномочия по принятию каких-либо решений, предусмотренных Законом о кадастре, отсутствовали, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о кадастре предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" утвержден соответствующий план-график, федеральные государственные учреждения, в том числе ФГУ "Земельная кадастровая палата по Республике Хакасия", наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Согласно приказу Росреестра от 01.09.2011 N П/331 Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Хакасия 25.01.2012 прекратило деятельность путем присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра". Для представления интересов и их защиты на территории Республики Хакасия в соответствии с пунктом 23 устава создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия. Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
Следовательно, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Хакасия является непосредственным исполнителем по осуществлению кадастрового учета в соответствии со статьей 16 Закона о кадастре, в том числе кадастрового учета в связи с изменением сведений о земельном участке, указанных в пунктах 11 и 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре. При этом, управление Росреестра на основании пункта 7.1.22 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/154 и как орган, делегировавший соответствующее полномочие, наделено правом контроля за осуществлением Кадастровой палатой полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Таким образом, права и законные интересы заявителя, нарушенные неосуществлением кадастрового учета в связи с изменением сведений о категории и кадастровой стоимости спорного земельного участка (пункты 11 и 13 части 2 статьи 7, статья 16 Закона о кадастре) могут быть защищены в судебном порядке.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно возложил на Кадастровую палату и Управление Росреестра обязанность по определению кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка - кадастровый номер 19:11:100807:186, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Белё, квартал 5, участок 3.
В соответствии с Приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" дополнительно наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
Приказом филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия от 07.03.2012 N 70-П полномочия по утверждению актов определения кадастровой стоимости земельных участков при определении кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, с 13.03.2012 возложены на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Хакасия.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно обязал Кадастровую палату определить кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:186 и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 19:11:100807:186, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого плеса озера Беле, квартал 5, участок 3, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (вступившего в силу 30.01.2009) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "23" апреля 2012 года по делу N А74-439/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-439/2012
Истец: Администрация МО Ширинский район Республики Хакасия
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Хакасия
Третье лицо: Громыко Владимир Александрович, Корень Вячеслав Александрович
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-439/12
08.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4696/12
01.11.2012 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-439/12
11.07.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2526/12
04.07.2012 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-439/12
01.06.2012 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2433/12
23.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-439/12