г. Самара |
|
16 июля 2012 г. |
Дело N А65-9226/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Содружество" - не явился, извещен,
от Федеральной антимонопольной службы - Шепеленко С.В., по доверенности от 14.06.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июля 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Содружество", г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 мая 2012 года по делу N А65-9226/2012, судья Бредихина Н.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "Содружество", г. Казань, (ОГРН 1091690049791),
к Федеральной антимонопольной службы, г. Москва,
об отмене постановления от 17.02.2012 г. N АГ-5163 по делу об административном правонарушении N3 19.8.1/328-11,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Содружество", г. Казань обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Федеральной антимонопольной службе России, г. Москва об отмене постановления от 17.02.2012 г. N АГ-5163 по делу об административном правонарушении N3 19.8.1/328-11.
Решением суда первой инстанции от 16 мая 2012 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Содружество" просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. Апелляционную жалобу поддерживает в полном объеме (исх. от 02.07.2012 г.).
Податель апелляционной жалобы указывает, что ОАО "Содружество" нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права. Противоправное поведение заявителя не сопряжено ни с систематическим характером допущенного им нарушения публичного порядка, ни с бездействием в ущерб охраняемых законом правоотношениям. Фактические обстоятельства совершения правонарушения (выполнение требований по раскрытию информации и уведомлению ФАС, пусть и с опозданием) свидетельствует о том, что действия ОАО "Содружество" не могли повлечь существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Ни в постановлении ФАС, ни в оспариваемом решении суда ничего не говорится о наступлении каких-либо вредных последствий для общества в результате неправомерных действий заявителя.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 22.06.2012 г. N 09/19714. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела Постановлением Федеральной антимонопольной службы России по делу об административном правонарушении N 3 19.8.1./328-11 от 17.02.2012 г. заявитель был привлечен к административной ответственности предусмотренной статьей 19.8.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб., за нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий (нарушение установленного порядка уведомления органа по контролю об источниках опубликования информации п."д" п. 5 Правил "Об осуществлении контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации".
Заявитель, не согласившись с указанным выше постановлением ФАС России по делу об административном правонарушении N 3 19.8.1./328-11 от 17.02.2012 г. обратился в арбитражный суд с данным заявлением, сославшись на малозначительность совершенного правонарушения.
Приказом ФСТ России от 06.04.2011 г. N 113-т "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте" открытое акционерное общество "Содружество" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере железнодорожных перевозок на территории Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Кировской области, Республики Башкортостан, Свердловской области, Пермского края, Чувашской Республики, Удмуртской Республики, Республики Татарстан.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 939 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" и на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, приказом ФАС России от 12 апреля 2011 г. N 263 утверждены формы, сроки и периодичность раскрытия информации субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, в том числе в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Приказ ФАС России N 263 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 7 июля 2011 г. N 21283) опубликован в Российской газете 10 августа 2011 года.
В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил "Об осуществлении контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации", установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 г. N 764 Федеральной антимонопольной службой осуществляется контроль по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях в пределах установленных полномочий антимонопольного органа.
Пунктом 4 Правил установлено, что контроль осуществляется в отношении:
а) факта раскрытия информации; б) источника опубликования информации, избранного субъектом регулирования; в) сроков и периодичности раскрытия информации; г) полноты раскрытия информации; д) порядка уведомления органа по контролю об источниках опубликования информации; е) форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм; ж) достоверности раскрытой информации; з) порядка раскрытия информации по письменным запросам потребителей товаров и услуг субъектов регулирования, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты их рассмотрения, а также уведомления о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 7 Стандартов субъекты естественных монополий в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации о регулируемой деятельности субъектов естественной монополии сообщают об этом (с указанием официальных печатных изданий и (или) адреса официального сайта) федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации.
В соответствии с пунктом 5 Правил субъекты регулирования в письменной форме уведомляют органы, указанные в пункте 2 правил, об источниках опубликования информации в течение 10 дней со дня ее опубликования в средствах массовой информации, включая размещение в сети Интернет.
Приложением N 2 к Приказу ФАС России N 263 установлено, что: информация об основных потребительских характеристиках регулируемых работ (услуг) и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества раскрывается в соответствии с формами 9 в-1 - 9 в-2 Приложения N1 к Приказу ФАС России N 263 подлежит раскрытию не позднее 5 дней со дня вступления в силу приказа ФАС России N263, в случае опубликования на официальном сайте субъекта естественных монополий в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на ином официальном сайте, определяемом Правительством Российской Федерации, и не позднее 30 дней со дня вступления в силу приказа ФАС России N 263 в случае опубликования в официальных печатных средствах массовой информации; информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым работам (услугам), о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий раскрывается в соответствии с формами 9г-1 - 9г-6 Приложения N 1 к приказу ФАС России N 263, подлежит раскрытию не позднее 5 дней со дня вступления в силу приказа ФАС России N 263 в случае опубликования на официальном сайте субъекта естественных монополий в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на ином официальном сайте, определяемом Правительством Российской Федерации, и не позднее 30 дней со дня вступления в силу приказа ФАС России N 263 в случае опубликования в официальных печатных средствах массовой информации; информация об условиях, на которых субъектами естественных монополий осуществляется выполнение (оказание) регулируемых работ (услуг), раскрывается в соответствии с формами 9д-1-9д-2 Приложения N1 к приказу ФАС России N 263, подлежит раскрытию не позднее 5 дней со дня вступления в силу приказа ФАС России N 263 в случае опубликования на официальном сайте субъекта естественных монополий в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на ином официальном сайте, определяемом Правительством Российской Федерации, и не позднее 30 дней со дня вступления в силу приказа ФАС России N 263 в случае опубликования в официальных печатных средствах массовой информации; информация о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров (работ, услуг), необходимых для оказания регулируемых работ (услуг), раскрывается в соответствии с формой 9ж-1 Приложения N 1 к приказу ФАС России N 263, подлежит раскрытию на официальном сайте субъекта естественных монополий в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на ином официальном сайте, определяемом Правительством Российской Федерации, и в официальных печатных средствах массовой информации не позднее 30 дней со дня вступления в силу приказа ФАС России N 263.
Временем совершения административного правонарушения является: дата истечения срока размещения информации ОАО "Содружество" на официальном сайте субъекта естественных монополий и (или) на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, 05.09.2011 г.; дата истечения срока размещения информации ОАО "Содружество" путем опубликования в печатных средствах массовой информации -29.09.2011 г.
Общество в нарушение установленного срока сообщило в ФАС России об источниках опубликовании информации о регулируемой деятельности субъекта естественной монополии 22.11.2011 г. (пункт 7 Стандартов и пункта 5 Правил), совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтвержден материалами дела, протоколом об административном правонарушении N 3 19.8.1/328-11 от 30.11.2011 г. и признан заявителем.
Довод подателя жалобы о том, что, судом первой инстанции должна быть применена статья 2. 9 КоАП РФ подлежит отклонению.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств исключительности случая вмененного заявителю правонарушения не усматривается из материалов дела.
В данном конкретном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям (опасность для личности, общества или государства) заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Любые нарушения в данной сфере по своей природе являются существенными, о чем, в частности, свидетельствуют, как размер штрафов, так и более продолжительные сроки давности привлечения к административной ответственности за их совершение (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).
С учетом характера совершенного административного правонарушения и обстоятельств его совершения, исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений арбитражный суд обоснованно не нашел оснований для квалификации совершенного правонарушения, в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Аналогичные выводы содержит решение суда первой инстанции.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Содружество" являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 мая 2012 года по делу N А65-9226/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9226/2012
Истец: ОАО "Содружество", ОАО "Содружество", г. Казань
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба, г. Москва
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань