г. Владивосток |
|
24 июля 2012 г. |
Дело N А51-3534/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей А. В. Гончаровой, В. В. Рубановой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю. по доверенности от 19.12.2011 N 1-3/4634 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3777;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю. по доверенности от 26.12.2011 N 24/1-1-3232 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3777;
от ИИ Таенковой Елены Владиленовны: Елесина Н.В. по доверенности от 20.07.2011 сроком действия до 31.12.2012;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г.Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
апелляционные производства N 05АП-5342/2012, 05АП-5343/2012
на решение от 22.05.2012
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-3534/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИИ Таенковой Елены Владиленовны к администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955), Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812) о признании незаконным отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по ул. Русская, 41 в г. Владивостоке, выразившегося в письме от 09.12.2011 N 15587Д.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Таенкова Елена Владиленовна (далее по тексту - Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Владивостока (далее по тексту - Администрация) в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по ул. Русская, 41 в г. Владивосток, выразившегося в письме от 09.12.2011 N 15587Д. Одновременно заявитель просит суд обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - Управление, УГА), которое суд по ходатайству заявителя привлек к участию в деле в качестве второго ответчика, утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2012 заявленные требования удовлетворены: признан незаконным отказ Администрации в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток ул. Русская, 41, выразившийся в письме от 09.12.2011 N 15587Д, как не соответствующий Земельному кодексу РФ. Суд также обязал Управление в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Таенковой Елене Владиленовне схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ориентировочной площадью 100 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Русская, 41, для целей, не связанных со строительством (размещение объекта розничной торговли).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация и УГА обратились в суд с совместной апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 22.05.2012. Податели апелляционных жалоб считают решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Заявители апелляционных жалоб указывают, что, осуществляя функции органа территориального планирования, УГА администрации г. Владивостока обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории. Ссылаются на ряд обстоятельств объективно свидетельствующих о невозможности формирования и последующего предоставления испрашиваемого земельного участка Предпринимателю.
Представитель Администрации и УГА администрации в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержала в полном объеме.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2012 считает законным и обоснованным.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
06.06.2011 Предприниматель в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 100 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 41, для целей, не связанных со строительством - под размещение объекта розничной торговли.
В ноябре 2011 года данное заявление и пакет документов к нему во исполнение решения суда по делу N А51-11695/2011 были направлены департаментом в Администрацию для утверждения и выдачи Предпринимателю схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Письмом от 09.12.2011 N 15587Д Администрация отказала предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на его нахождение в красных линиях перспективного прохождения автодороги и в охранной зоне инженерных сетей, а также указала на несоответствие представленной схемы установленным требованиям.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется положениями статьи 34 ЗК РФ.
В силу пункта 2 настоящей статьи, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Совершение указанных действий в срок, определенный пунктом 4 статьи 34 Кодекса, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Устава г. Владивостока полномочиями администрации г. Владивостока являются, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 этого Положения, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры. Управление является юридическим лицом. В силу пунктов 4.16-4.18 названного Положения для реализации возложенных задач и функций Управление наделяется рядом полномочий, в том числе: обеспечение выбора земельного участка, подготовка информационного сообщения для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, именно УГА администрации г. Владивостока уполномочено утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории.
Исходя из установленной пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ обязанности органа местного самоуправления по утверждению и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, учитывая ее наличие в документах, представленных заявителем, у Управления имелась возможность исполнить эту обязанность.
На этом основании, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что администрация г. Владивостока не вправе была давать ответ по существу вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, а, дав такой ответ, превысила свои полномочия.
Согласно пункту 1.1.2 Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па, Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Из оспариваемого ответа администрации г. Владивостока от 09.12.2011 N 15587Д усматривается, что ответчик фактически отказал Предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, однако, решение вопроса о возможности предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством, в силу пункта 1.1.2 Положения, пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ относится к компетенции Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 утвержден регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее по тексту - Регламент N 1596).
В соответствии с пунктом 3.5 указанного регламента при утверждении схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством, соответствующие документы поступают в отдел планировки территорий управления.
Специалист отдела планировки территорий управления проверяет наличие всех необходимых документов, а также осуществляет проверку схем в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории (пункт 3.5.1).
Согласно пункту 2.3 Регламента N 1596 результатом предоставления услуги является: издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или отказ в предоставлении услуги.
Пунктом 2.8 данного регламента установлены основания для отказа в предоставлении услуги, в том числе:
1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю;
2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Исходя из буквального толкования приведенных положений, с учетом названного выше постановления администрации Приморского края, в г.Владивостоке порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления в департамент, который, в свою очередь, направляет его в орган местного самоуправления для рассмотрения по правилам части 4 статьи 34 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае заявление Предпринимателя о предоставлении в аренду земельного участка площадью 100 кв.м в районе ул. Русская, 41 в г. Владивосток для целей, не связанных со строительством, было направлено департаментом в Администрацию для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Совместно с данным письмом в Администрацию были представлены кадастровый план территории, оригинал топографической съемки, схемы расположения земельного участка на бумажном и электронном носителях.
Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, считает, что у Администрации отсутствовали основания для отказа Предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылками на указанные в оспариваемом решении Администрации основания.
Так, анализ представленных в материалы дела топографической съемки земельного участка и проекта схемы расположения земельного участка показал, что испрашиваемый земельный участок спланирован на свободной площади и не налагается на границы какого-либо другого земельного участка. На удалении справа от формируемого земельного участка расположено разрушенное здание общественного туалета, в отношении которого органом местного самоуправления принимаются меры по его оформлению в установленном законом порядке.
Действительно, часть испрашиваемого земельного участка площадью 53 кв.м налагается на красные линии автодороги, часть земельного участка площадью 76 кв.м налагается на красные линии трубопроводов, а часть этого же земельного участка площадью 10 кв.м входит в охранную зону инженерных коммуникаций.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, данные обстоятельства не могут являться препятствием для формирования земельного участка в целях предоставления его в аренду, поскольку перспективное использование земельного участка, необходимость его освобождения при начале расширения автомобильной дороги и при проведении аварийно-восстановительных работ на инженерных коммуникациях может быть учтено при решении вопроса об условиях и сроке предоставления земельного участка.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.11.2010 N ВАС-12881/10, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в установленном порядке.
Довод администрации о том, что в силу статьи 25 Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, объекты розничной торговли могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно не принят во внимание последним, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, исходя из положений Регламента N 1596.
Таким образом, Администрация необоснованно отказала предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Оценив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ нарушил права и законные интересы заявителя, препятствуя реализации права на получение утвержденной схемы расположения земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ и дальнейшему получению земельного участка в аренду в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. При таких обстоятельствах требование заявителя о признании отказа администрации незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями статьи 201 АПК РФ.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционных жалоб нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2012 по делу N А51-3534/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А. В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3534/2012
Истец: ИИ Таенкова Елена Владиленовна
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
Третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока