г. Москва |
|
25 июля 2012 г. |
Дело N А41-2502/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Кручининой Н.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кочетыгова М.В., доверенность N 12/11 от 18.01.2012,
от заинтересованного лица: не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москва на решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2012 по делу N А41-2502/12, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Долголуговское охотничье хозяйство" (ИНН: 5052017678, ОГРН: 1075050003665) к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г.Москва об оспаривании отказа и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Долголуговское охотничье хозяйство" (далее - ООО "Долголуговское охотничье хозяйство", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (далее - управление, заинтересованное лицо) со следующими требованиями с учетом уточнений:
1) признать незаконным отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва заключить договор аренды лесного участка без проведения аукциона с ООО "Долголуговское охотничье хозяйство" от 01.11.2011 N 04/7444;
2) понудить заключить Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с ООО "Долголуговское охотничье хозяйство" договор аренды лесного участка без проведения аукциона.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Долголуговское охотничье хозяйство" является собственником объектов недвижимости: нежилое здание гражданского назначения - дом охотника, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 178,2 кв.м., инв.N 337:099-6672, лит. А,А1,аГ5,Г6,Г7,1; служебное строение - баня, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 24,1 кв.м., инв.N 337:099-6672/2, лит. Г3,Г4; служебное строение - сарай-конюшня, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 80,1 кв.м., инв.N 337:099-6672/3, лит.Г,Г2; строение - амбар-кладовая, назначение - нежилое, 1-этажное, общая площадь 36,2 кв.м., инв.N 337:099-6672/3, лит.Г1, расположенных по адресу: Московская область, Щелковский район, пос.Огудневского лесничества, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "20" октября 2009 года сделаны записи регистрации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20.09.2009: серии 50-НДN 266735, серии 50-НДN 266736, серии 50-НДN 266737, серии 50-НДN 266738.
Заявитель письмами N 01-ИД/09 от 13.03.2009, N 01Д/09 от 18.03.2009, N 19/10-ДОХ от 29.07.2010, N 34/10-ДОХ от 01.10.2010, N 11/07/11 от 04.07.2011, N 17/10 от 14.10.2011 обращался в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с заявлениями о заключении договора аренды лесного участка площадью 1,75 га, находящийся в кВ. 81 выдел 13,21.
В ответ на вышеуказанные заявления Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва письмами N 04/1257 от 31.03.2010, N 03/4624 от 10.09.2010, 10/3204 от 09.06.2011, N 04/4784 от 09.08.2011, N 04/7444 от 01.11.2011 отказало в заключении договора аренды лесного участка.
06 июля 2011 года заявитель обратился в Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москва с заявлением о заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона, поскольку у ООО "Долголуговское охотничье хозяйство" основным видом деятельности является "охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях" (код по ОКВЭД: 01.50).
В ответ на вышеуказанные заявления Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва отказало заявителю в предоставлении лесного участка в аренду без проведения аукциона, также сообщив (письмо за исх. N 04/4784 от 09.08.2011), что для заключения договора аренды без проведения аукциона, необходимо предоставить охотохозяйственное соглашение, при отсутствии которого договор не может быть заключен.
14 октября 2011 года заявитель обратился в Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москва (вх.N 10493 от 18.10.2011) с заявлением о заключении договора для использования расположенных на нем объектов недвижимости, в соответствии со статьей 36 ЗК РФ и статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", с приложением надлежаще заверенных копий документов, требуемых для заключения договора.
В ответ на вышеуказанные заявления Управление лесного хозяйства по Московской области и г.Москва отказало заявителю в предоставлении лесного участка в аренду (от 01.11.2011 за N 04/7444) указав, что отсутствует основание для заключения договора аренды без проведения конкурса, предусмотренное пунктом 3 статьи 74 Лесного Кодекса Российской Федерации.
Считая, что отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москва от 01.11.2011 в предоставлении лесного участка в аренду противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Долголуговское охотничье хозяйство", заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из приоритета правил ст. 36 Земельного кодекса РФ перед нормой ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, предусмотренную ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ.
Обжалуя решение суда первой инстанции, управление указывает на то, что пункт 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации не предусматривает предоставление лесного участка для осуществление рекреационной деятельности в качестве основания для предоставления лесного участка без проведения лесного аукциона. Также испрашиваемый лесной участок не может быть им предоставлен в аренду в силу неопределенности площади и местонахождения данного лесного участка и отсутствия у управления в силу изменения нормативно - правового регулирования с 01.07.2012 полномочий на заключение договора аренды.
В судебное заседание апелляционного суда представитель управления не явился, представил через канцелярию суда письменные пояснения, в которых поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в удовлетворении заявления отказать.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Представил суду акт ФГУ "Мособллес" от 19.06.2012 об осмотре территории лесного фонда в Огудневском участковом лесничестве, квартал 81 и лист информации о лесном участке N в лесном реестре 2115-2012-06, которые по ходатайству заявителя приобщены апелляционным судом к материалам дела.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения в части удовлетворения требования заявителя о возложении обязанности на Управление лесного хозяйства Московской области и г. Москве заключить с заявителем договор аренды лесного участка без проведения аукциона по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно положениями действующего в настоящее время лесного законодательства допускается передача в аренду земельного участка, в отношении которого не осуществлен государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Как следует из акта ФГУ "Мособллес" от 19.06.2012, приобщенного к материалам дела в суде апелляционной инстанции, при осмотре территории лесного фонда в Огудневском участковом лесничестве, квартал 81, установлено, что принадлежащие заявителю строения находятся в выделах 27 и 19.
Согласно информации от 22.06.2012 о лесном участке N в лесном реестре 2115-2012-06, квартал 81, выделы 19,27, имеет площадь 1.4 га.
Из материалов дела усматривается, что общество обращалось 13.03.2009 и 18.03.2009 в управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель Щелковского учебно-опытного лесхоза (при Московском Государственном Университете леса) общей площадью 1,7 га, находящийся в кв.81 выдел 13,21.
29 июля 2010 года общество обращалось в управление с заявлением об оформлении прав на земельный участок из земель Щелковского учебно-опытного лесхоза (при Московском Государственном Университете леса) общей площадью 1,75 га, находящийся в кв.81 выдел 19,20,27.
4 июля 2011 года и 14 октября 2011 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 1,75 га, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, пос. Огудневского лесничества.
Таким образом, представленные в материалы дела документы не содержат достоверных точных сведений о характеристиках объекта недвижимости (лесного участка) подлежащего передаче в рамках договора аренды, в связи с чем невозможно определить объект аренды и, как следствие, отсутствуют основания для понуждения управления заключить договор аренды.
Предметом заявленных требований в суде первой инстанции являлось понуждение управления заключить с обществом договор аренды лесного участка без проведения аукциона, при этом заявитель не указал площадь лесного участка, его местонахождение и расположение на землях лесного фонда.
При возложении на управление обязанности по заключению с заявителем договора аренды лесного участка в судебном порядке в целях исполнимости судебного акта подлежит указанию площадь, местонахождение лесного участка, то есть сведения, необходимые для определения предмета договора аренды. Вместе с тем, в суде апелляционной инстанции заявитель не вправе уточнять предмет заявленных требований.
С учетом изложенного, судом первой инстанции необоснованно удовлетворено требование общества об обязании Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва заключить с ООО "Долголуговское охотничье хозяйство" договор аренды лесного участка.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Как следует из материалов дела, ООО "Долголуговское охотничье хозяйство" является собственником объектов недвижимости расположенных на испрашиваемой земельном участке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "20" октября 2009 года сделаны записи регистрации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20.09.2009: серии 50-НДN 266735, серии 50-НДN 266736, серии 50-НДN 266737, серии 50-НДN 266738.
Судом установлено, что заявителем были представлены в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, предусмотренные указанным Перечнем документов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от 01.11.2011 N 04/7444 противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, поскольку заявитель вправе приобрести в аренду лесной участок без проведения аукциона как собственник расположенных на нем объектов недвижимости.
Довод управления о том, что с 01.07.2012 оно лишено полномочий на заключение договора аренды лесного участка, не свидетельствует о законности оспариваемого отказа, кроме того, на дату принятия судебного решения управление являлось уполномоченным органом на заключение договоров аренды лесного участка.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целях устранения нарушений прав заявителя Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москва необходимо рассмотреть заявление ООО "Долголуговское охотничье хозяйство" от 18.10.2011 вх N 10493, разъяснив ему порядок обращения в уполномоченный орган с таким заявлением, установления площади, местонахождения и др. необходимых характеристик занимаемого объектами недвижимости лесного участка.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требований об обязании заключить Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с Обществом с ограниченной ответственностью "Долголуговское охотничье хозяйство" договор аренды лесного участка без проведения аукциона.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.03.2012 по делу N А41-2502/12 отменить в части удовлетворения требования заявителя о возложении обязанности на Управление лесного хозяйства Московской области и г. Москве заключить с заявителем договор аренды лесного участка без проведения аукциона.
В удовлетворении указанного требования отказать, обязать Управление лесного хозяйства устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения заявления ООО "Долголуговское охотничье хозяйство" от 18.10.2011 вх N 10493 в установленном порядке о предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2502/2012
Истец: ООО "Долголуговское охотничье хозяйство"
Ответчик: Управление Лесного хозяйства по МО и гор.Москве, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3978/12