город Ростов-на-Дону |
|
19 июля 2012 г. |
дело N А32-38759/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Д.В. Николаева, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Албашнефть"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2012 по делу N А32-38759/2011,
принятое судьей Шкира Д.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Албашнефть"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Албашнефть" (далее - ООО "Албашнефть") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Росприроднадзора) от 04.10.2011 N 15-21-201ЭИ-2/Ю о привлечении ООО "Албашнефть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением суда от 23.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Албашнефть" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ООО "Албашнефть" в суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 158 АПК РФ суд отказал в удовлетворении ходатайства в связи с его необоснованностью. Ходатайство мотивировано невозможностью прибытия в судебное заседание представителя общества, занятого в другом судебном процессе, отсутствием у руководства общества специальных познаний в области права. Вместе с тем, заявителем не обоснована необходимость личного участия представителя общества при рассмотрении жалобы. В ходатайстве указано на необходимость дачи пояснений по апелляционной жалобе. При этом обществом не обоснована невозможность изложения пояснений по жалобе в письменном виде и направления в суд апелляционной инстанции. В ходатайстве не содержится сведений о возможности представления новых доказательств с обоснованием невозможности их представления суду первой инстанции в порядке ст. 268 АПК РФ. При таких обстоятельствах, отложение судебного разбирательства повлечет необоснованное затягивание рассмотрения дела. Отклоняя ходатайство, суд учитывает, что позиция общества по существу спора была изложена в заявлении в суд, поддерживалась представителем общества в судебных заседаниях суда первой инстанции, а также содержится в апелляционной жалобе. Каких-либо письменных дополнений либо пояснений к жалобе обществом не представлено.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 15.08.2011 прокурором Каневского района Краснодарского края вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "Албашнефть" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
В постановлении указано, что в период с 09.08.11 по 15.08.11 прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья в деятельности ООО "Албашнефть".
В ходе проверки установлено, что ООО "Албашнефть" имеет опасные производственные объекты, в том числе площадку установки по переработке углеводородного сырья, базу товарно-сырьевую, участок транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом. ООО "Албашнефть" осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов на основании лицензии N ВП-003133(Н) от 18.06.2010.
В результате осуществления деятельности ООО "Албашнефть" образуются отходы производства и потребления, в том числе: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом; кислота аккумуляторная серная отработанная; нефтешламы механической очистки сточных вод; обтирочный материал загрязненный маслами (содержание масла 15% и более), нефтепродукты отработанные; покрышки отработанные; обрезки резины; металлолом; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); остатки и огарки стальных сварочных электродов; обтирочный материал, загрязненный лакокрасочными материалами и растворителем; тара из-под лакокрасочных материалов, относящиеся к опасным отходам (1-4 классы опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786).
На момент проверки установлено, что ООО "Албашнефть" инвентаризация отходов, в том числе опасных отсутствует.
Также на момент проверки у ООО "Албашнефть" отсутствовали паспорта на указанные выше опасные отходы, за исключением паспортов на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти и нефтепродуктов, прочие твердые минеральные отходы.
Постановление вынесено с участием генерального директора общества "Албашнефть" В.М. Рой.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено постановление от 04.10.2011 N 15-21-201ЭИ-2/Ю о привлечении ООО "Албашнефть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановление вынесено с участием представителя общества Колдовской Е.В., действующей на основании доверенности.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности постановления Управления Росприроднадзора.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. ;
В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно статье 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Из материалов дела следует, что ООО "Албашнефть" осуществляет деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, в том числе объекта капитального строительства - малогабаритной установки по перегонке нефти.
ООО "Албашнефть" как лицо, осуществляющее эксплуатацию опасного объекта капитального строительства и деятельность в области обращения с отходами, обязано соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования при осуществлении своей деятельности.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в том числе акта проверки и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в нарушение ст.ст. 34, 39 Закона об охране окружающей среды, ст.ст. 11, 14 Закона об отходах производства и потребления, ООО "Албашнефть" осуществляет деятельности по эксплуатации малогабаритной установки по перегонке нефти при отсутствии паспортов на образующие в ходе деятельности следующие виды опасных отходов: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом; кислота аккумуляторная серная отработанная; нефтешламы механической очистки сточных вод; обтирочный материал загрязненный маслами (содержание масла 15% и более), нефтепродукты отработанные; покрышки отработанные; обрезки резины; металлолом; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); остатки и огарки стальных сварочных электродов; обтирочный материал, загрязненный лакокрасочными материалами и растворителем; тара из-под лакокрасочных материалов.
Таким образом, наличие в действиях ООО "Албашнефть" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "Албашнефть" как лицо, осуществляющее эксплуатацию установки по перегонке нефти (объект капитального строительства) с нарушением экологических требований, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных экологических требований в части паспортизации образующихся отходов, ООО "Албашнефть" не обеспечило их выполнение при эксплуатации установки по переработке углеводородного сырья.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.1 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
Судом апелляционной инстанции признаются обоснованными доводы общества об отсутствии в деле надлежащих и достаточных доказательств нарушения заявителем экологических требований в части инвентаризации отходов.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается отсутствие у ООО "Албашнефть" паспортов на некоторые виды образующихся в ходе деятельности организации опасных отходов.
В апелляционной жалобе общество указывает, что все отработанные автозапчасти должен утилизирует предприниматель Терещенко Е.С., оказывающий услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; тара из-под лакокрасочных материалов, обтирочный материал загрязненный не образуется от основной деятельности и используются заявителем повторно в хозяйственной деятельности.
Указанные доводы общества опровергаются материалами дела.
В материалы дела представлен составленный ООО "Албашнефть" расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2011 года, согласно которым в результате деятельности ООО "Албашнефть" образуются отходы 2-го, 3-го и 4-го класса опасности, в том числе аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом; кислота аккумуляторная серная отработанная; обтирочный материал загрязненный маслами (содержание масла 15% и более); обтирочный материал, загрязненный лакокрасочными материалами и растворителем; тара из-под лакокрасочных материалов (л.д. 102-120 том 1).
Наличие указанных отходов на момент проверки подтверждено актом проверки и постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подписанном директором общества без замечаний.
Паспорта на указанные виды отходов на момент проверки представлены обществом не были. Доказательства их получения обществом в материалы судебного дела также не представлены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "Албашнефть", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Албашнефть" в связи с отсутствием установленных статьей 211 АПК РФ оснований признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Решение суда от 23.03.2012 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворении апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 марта 2012 года по делу N А32-38759/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38759/2011
Истец: ООО "Албашнефть"
Ответчик: Региональный отдел Федерального экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю, Управление Росприроднадзора по КК