г. Киров |
|
13 августа 2012 г. |
Дело N А82-14736/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Востриковой Е.В.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гюлбекяна Левона Онниковича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.04.2012 по делу N А82-14736/2011, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.
по заявлению индивидуального предпринимателя Гюлбекяна Левона Онниковича (ОГРНИП 306760403900016, г. Ярославль)
к правительству Ярославской области (ОГРН 1027600684308, г. Ярославль, Советская пл., д. 3),
третье лицо: департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, закрытое акционерное общество "Спортивный комплекс "Автомобилист", Управление Роспотребнадзора по Ярославской области, управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, мэрия города Ярославля,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
индивидуальный предприниматель Гюлбекян Левон Онникович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Гюлбекян Л.О.) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к правительству Ярославской области (далее также - ответчик) о признании недействительным постановления правительства Ярославской области от 26.08.2011 N 629-п "Об отказе ИП Гюлбекяну Л.О. в размещении объекта".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - третье лицо, Департамент архитектуры и развития), закрытое акционерное общество "Спортивный комплекс "Автомобилист" (далее - третье лицо, ЗАО "СК "Автомобилист", Управление Роспотребнадзора по Ярославской области (далее - третье лицо, Управление Роспотребнадзора), управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - третье лицо, Управление земельных ресурсов), мэрия города Ярославля (далее - третье лицо, Мэрия) (том 1, л.д. 86-89, том 2, л.д. 42-47).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.04.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ИП Гюлбекян Л.О. с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм процессуального права - главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции должен был проверить обжалуемый ненормативный акт на соответствие либо несоответствие его закону исключительно по изложенным в нем обстоятельствам и не давать оценки о наличии или отсутствии прав лица, обратившегося в суд, на какой-либо объект, если таких требований лицом не заявлено.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ЗАО "Спортивный комплекс "Автомобилист" в отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции также считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Департамент архитектуры и развития в отзыве отношения к апелляционной жалобе не выразил, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Управление Роспотребнадзора, Управление земельных ресурсов, Мэрия отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Правительство Ярославской области, Управление Роспотребнадзора, Управление земельных ресурсов, Мэрия явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Заявителя в силу пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, поскольку определение суда о принятии апелляционной жалобы к производству, направленное по указанному заявителем адресу, возвращено организацией почтовой связи за истечением срока хранения.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.10.2005 Предприниматель направил в Управление земельных ресурсов заявление на разработку исходно-разрешительной документации по строительству объекта - трехэтажного административно-торгового центра на земельном участке по адресу: Кировский район, ул. Свердлова (в районе дома N 53).
15.04.2008 Управлением земельных ресурсов издан приказ N 1418, которым ИП Гюлбекяну Л.О. отказано в размещении объекта в связи с отрицательным заключением Управления Роспотребнадзора от 11.12.2007 N 501 (том 2, л.д. 34).
29.04.2009 ИП Гюлбекян Л.О. обратился в правительство Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - трехэтажного административно-торгового центра на земельном участке по адресу: Кировский район, ул. Свердлова (в районе дома N 53), ориентировочной площадью 354 кв.м. (том 1, л.д. 104).
09.07.2009 Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области издан приказ, которым ИП Гюлбекяну Л.О. отказано в размещении трехэтажного административно-торгового здания, поскольку согласно генеральному плану горда Ярославля, утвержденному решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 N 226, исправшиваемый земельный участок расположен в жилой территориальной зоне, в которой размещение предполагаемого объекта капитального строительства не предусмотрено статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации (том 1, л.д. 119).
09.04.2010 Департамент архитектуры и развития получил заявление Предпринимателя с просьбой о содействии в получении нового заключения Управления Роспотребнадзора по отводу земельного участка под строительство (том 1, л.д. 83-84).
09.09.2010 Мэрия издала постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый номер кадастрового квартала 76:23:030401 ориентировочной площадью 162 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: г. Ярославль, Кировский район, ул. Свердлова (в районе дома N 53) (пункт 1) и оформлении акта о выборе земельного участка для строительства (приложение N 2 к постановлению) (пункт 2) (том 1, л.д. 40). Из приложения N 2 к указанному постановлению следует, что акт о выборе земельного участка для строительства трехэтажного административно-торгового центра с инженерными коммуникациями, составлен в отношении земельного участка площадью 162 кв.м., расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Кировский район, ул. Свердлова (в районе дома N 53), заявителем является Гюльбекян Л.О.
Из письма Мэрии, адресованного в Департамент по управлению государственным имуществом от 10.11.2010 (том 1, л.д. 120) следует, что по заявлению ИП Гюлбекян Л.О. от 09.04.2010 получено положительное заключение Роспотребнадзора по Ярославской области от 26.05.2009 N 239 (том 1, л.д. 30), получены положительные технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и соответствующие согласования.
16.11.2010 Управлением земельных ресурсов отменен приказ от 15.04.2008 N 1418 "Об отказе в размещении объекта на земельном участке по адресу: ул. Свердлова, у дома N 53 в Кировском районе" (том 2, л.д. 78).
26.08.2011 правительством Ярославской области издано постановление N 629-п, которым ИП Гюлбекяну Л.О. отказано в размещении трехэтажного административно-торгового центра с инженерными коммуникациями на земельном участке из земель населенных пунктов, ориентировочной площадью 162 кв.м., расположенном по ул. Свердлова в районе N 53 в Кировском райне г. Ярославля, в связи с несоблюдением требований СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" к площади земельного участка, необходимого для размещения предприятий торговли, и к организации стоянки автомобилей (том 1, л.д. 11).
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое постановление не противоречит законодательству, в удовлетворении заявленного требования отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу второму пункта 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на который не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле (далее - земельные участки) в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Полномочиями по распоряжению земельными участками наделены Правительство Ярославской области и уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области, осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению собственностью Ярославской области, в том числе земельными участками (далее - уполномоченный орган), в рамках их компетенции, установленной настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.
В соответствии с пунктами 1.5, 1.7, 1.8 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487, органы местного самоуправления по обращению департамента в течение семидесяти пяти дней со дня поступления соответствующего обращения обеспечивают, в том, числе выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта (пункт 1.5). Акт о выборе земельного участка для строительства с утвержденными схемами расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора в срок, указанный в подпункте 1.5 данного пункта Порядка, представляется уполномоченным органом местного самоуправления в департамент. В случае невозможности оформления акта о выборе земельного участка для строительства по основаниям, установленным действующим законодательством, органы (орган) местного самоуправления принимают(ет) решение об отказе в проведении мероприятий, установленных подпунктом 1.5 данного Порядка, с указанием причин отказа. Решение об отказе принимается не позднее срока, установленного в подпункте 1.5 данного пункта Порядка, и направляется в департамент в течение пяти рабочих дней с момента его принятия для последующего вынесения его на рассмотрение комиссии. Комиссия в течение десяти рабочих дней принимает решение об отказе в размещении объекта (пункт 1.7). Правительство Ярославской области в течение двадцати рабочих дней со дня поступления в департамент акта о выборе земельного участка для строительства принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо об отказе в размещении объекта с указанием причин отказа. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается постановлением правительства области (пункт 1.8).
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не применяются акты государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащие закону.
Материалами дела установлено, что 09.09.2010 Мэрией издано постановление N 3729 "Об утверждении схемы расположения и оформления акта о выборе земельного участка для строительства по ул.Свердлова (в районе дома N 53). Между тем, в рассматриваемой ситуации указанный муниципальный орган не имел полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства, поскольку в соответствии с Законом Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з указанные полномочия относятся к компетенции правительства Ярославской области.
Следовательно, поступившее в Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области постановление Мэрии от 09.09.2010 N 3729 с актом выбора земельного участка противоречит законодательству и, соответственно, не свидетельствует о возникновении у правительства Ярославской области обязанности по предварительному согласованию места размещения объекта строительства.
Об отсутствии у правительства Ярославской области оснований для предварительного согласования места размещения объекта строительства также свидетельствует то обстоятельство, что в постановлении Мэрии от 09.09.2010 и утвержденном им акте о выборе земельного участка ориентировочной площадью указан земельный участок площадью 162 кв.м., тогда как в заключении Управления Роспотребнадзора от 26.05.2009 N 239, на основании которого осуществлен выбор земельного участка, размер земельного участка составляет 0,018 га (с торговой площадью 293 кв.м).
В силу названных обстоятельств вне зависимости от приведенных в обжалуемом ненормативном акте оснований для его издания постановление правительства Ярославской области от 27.08.2011 N 629-п не может быть признано недействительным, поскольку следствием признания ненормативного правового акта недействительным в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является возложение на государственный орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в данном случае способом восстановления нарушенных прав являлось бы возложение на правительство Ярославской области обязанности издать постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, что при наличии указанных выше обстоятельств не представляется возможным.
По указанным основаниям ссылки заявителя на неправильное применение судом главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не принимаются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не осуществил проверку оснований принятого решения, указанных в обжалуемом постановлении, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку Мэрия в отсутствие обращения Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области не имела оснований для осуществления выбора земельного участка и, соответственно, для издания постановления от 09.09.2010. При этом отсутствие составленного в установленном порядком акта о выборе земельного участка для строительства влечет невозможность принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.04.2012 по делу N А82-14736/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гюлбекяна Левона Онниковича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14736/2011
Истец: ИП Гюлбекян Левон онникович
Ответчик: Правительство Ярославской области
Третье лицо: Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, ЗАО "Спортивный комплекс "Автомобилист", Мэрия города Ярославля, Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, Управление Роспотребнадзора по Ярославской области