29 ноября 1991 г.
Настоящее Положение направлено на обеспечение соблюдения государственных интересов СССР при перемещении товаров и имущества через государственную границу СССР, исполнения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики, применения таможенных пошлин, гармонизацию таможенных процедур в СССР с международной практикой.
1. Общие положения
1.1. Действие настоящего Положения распространяется на любые предметы, перемещаемые через государственную границу СССР любым способом, в том числе в международных почтовых отправлениях или багаже лиц, следующих через границу, любыми предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их государственной или иной принадлежности, юридического статуса, месторасположения, пользования таможенными льготами и тому подобных обстоятельств.
1.2. В настоящем Положении понимается:
- под "товарами" - перемещаемые через государственную границу СССР предметы, являющиеся объектами внешнеторговой купли-продажи или мены (бартера);
- под "имуществом" - перемещаемые через государственную границу СССР предметы предприятий, объединений и организаций, не являющиеся объектами внешнеторговой купли-продажи или мены (бартера);
- под "декларантами" - предприятия, объединения и организации, декларирующие таможенным учреждениям товары и имущество;
- под "уполномоченными лицами декларантов" - лица, которым декларантом предоставлены полномочия на осуществление декларирования;
- под "партией" - товары или имущество, направляемые в адрес одного получателя по одному транспортному документу (накладной, коносаменту и т.д.) в соответствии с транспортными правилами, а также пересылаемые по одной почтовой накладной или перемещаемые в ручной клади и багаже одного лица, следующего через границу СССР;*1)
- под "ордерными поставками" - поставки товаров, предназначенных для продажи или мены, но в отношении которых на момент пересечения государственной границы СССР еще не заключен договор внешнеторговой купли-продажи или мены, за исключением поставок по международным договорам СССР с социалистическими странами о товарообороте и платежах;
- под "таможенным режимом" - установленная в зависимости от характера и цели перемещения предмета через государственную границу СССР совокупность таможенных процедур, подлежащих применению к данному предмету;
- под "таможенными процедурами" - осуществление контроля за соблюдением порядка перемещения товаров и имущества, досмотр предметов, оформление таможенных документов, наложение таможенных обеспечений, проверка правильности заполнения грузовой таможенной декларации, начисления подлежащих уплате сумм, передача статистических сведений в органы Госкомстата СССР и другие действия, совершаемые органами государственного таможенного контроля СССР во исполнение законодательства СССР по таможенным вопросам.
2. Порядок пропуска товаров
2.1. Товары участников внешнеэкономических связей, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в СССР, к вывозу из СССР, или случаев приостановления операций участника внешнеэкономических связей, пропускаются беспрепятственно при условии соблюдения следующих требований:
2.1.1. Регистрации участника внешнеэкономических связей в Министерстве внешних экономических связей СССР.
2.1.2. Декларирования товаров в соответствии с установленным порядком.
2.1.3. Представления основания для пропуска в случае, если товар подлежит лицензированию.
2.1.4. Представления разрешения иных государственных органов в случаях, если товар подлежит контролю этих органов.
Сюда относятся разрешения:
- органов Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам - на продукты растительного и животного происхождения;
- учреждений Минздрава СССР - на лекарственные средства и источники ионизирующих излучений;
- органов МВД СССР - на оружие, боеприпасы, сильнодействующие ядовитые вещества;
- органов Министерства связи СССР - на радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства;
- учреждений Министерства культуры СССР - на культурные ценности при их вывозе за границу;
- Государственного комитета СССР по науке и технике - на советские изобретения и другие результаты научно-технической деятельности при их вывозе за границу.
2.1.5. Внесения в установленном порядке платы за проведение таможенных процедур, а также, в надлежащих случаях, - таможенной пошлины.
2.1.6. Ввозимые товары предназначены для собственных нужд участника внешнеэкономических связей, а вывозимые товары произведены этим участником, за исключением случаев, предусмотренных действующими положениями *2).
2.2. Приостановление внешнеэкономических операций по решению Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР может осуществляться в виде запрета исполнения конкретной сделки или временного приостановления всех таких операций на срок до одного года.
2.3. Лицензированию подлежат:
2.3.1. Ввозимые в СССР и вывозимые за границу советскими организациями товары общегосударственного назначения, включенные в перечни, утвержденные Советом Министров СССР.
Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР может вносить отдельные изменения в утвержденные перечни.
2.3.2. Товары, подпадающие под ограничения экспорта и импорта.
Ограничения экспорта и импорта вводятся на определенные периоды по отдельным товарам, странам и группам стран.
Ограничения производятся Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР в виде количественных или стоимостных квот.
Квотирование не распространяется на товары, ввозимые в СССР:
- в счет погашения советских кредитов;
- для объектов, сооружаемых на территории СССР;
- для собственных нужд созданных на территории СССР совместных предприятий, международных объединений и организаций.
Квотирование не распространяется на вывозимые из СССР товары, являющиеся собственной продукцией созданных на территории СССР совместных предприятий, международных объединений и организаций.
2.3.3. Товары, ввозимые в СССР и вывозимые из СССР участниками внешнеэкономических связей, в том числе совместными предприятиями, международными объединениями и организациями, практикующими недобросовестную конкуренцию или наносящими своими операциями ущерб интересам государства. Лицензирование в этом случае является предупредительной мерой и применяется на срок до шести месяцев.
2.3.4. Ввозимые в СССР и вывозимые из СССР товары, на которые распространяется решение Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР о введении лицензирования.
2.4. Основанием для пропуска лицензируемых товаров является лицензия.*3)
Лицензии выдаются:
- по отдельным товарам общегосударственного назначения - министерствами и ведомствами СССР, Советами Министров союзных республик в соответствии с закрепленной за ними номенклатурой;
- по товарам, подпадающим под ограничения экспорта и импорта, - Министерством внешних экономических связей СССР;
- по товарам участника внешнеэкономических связей, практикующего недобросовестную конкуренцию или наносящего ущерб интересам государства, - Министерством внешних экономических связей СССР;
- по товарам, на которые распространяется решение Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР о введении лицензирования, - органами, указанными в таком решении.
2.5. Лицензии подразделяются на генеральные и разовые.
Генеральные лицензии выдаются, как правило, специализированными внешнеэкономическими организациями и только в отношении отдельных товаров общегосударственного назначения. Срок действия генеральной лицензии, как правило, не превышает одного года.
В остальных случаях выдаются разовые лицензии. Разовая лицензия выдается по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для осуществления этой сделки, но не свыше одного года.
Срок действия генеральной или разовой лицензии может быть продлен. Продление лицензии подтверждается в письменной форме.
2.6. Заверенные копии генеральных лицензий, разовые лицензии или заверенные их копии в двух экземплярах направляются в таможенные учреждения, которым декларируются и предъявляются к таможенному оформлению товары.
Копии генеральной или разовой лицензии заверяются организацией, получившей такую лицензию.
Номера и даты генеральных и разовых лицензий указываются в товаросопроводительных документах и грузовых таможенных декларациях.
2.7. Таможенные учреждения ведут учет товаров, ввозимых в СССР или вывозимых из СССР на основании лицензий, в которых указывается количество разрешенного к ввозу или вывозу товара и/или его стоимость.
2.8. По истечении срока действия генеральной или разовой лицензии, если отсутствует письменное подтверждение о продлении либо исчерпании указанного в лицензии количества или стоимости, дальнейший пропуск товаров в счет данной лицензии прекращается.
После прекращения пропуска товаров в счет лицензии, один ее экземпляр или копия возвращается организации, направившей такую лицензию или копию в таможенное учреждение. Второй экземпляр лицензии или копии остается в таможенном учреждении.
3. Особенности пропуска товаров в рамках товарообменных (бартерных) операций
3.1. Следующие товарообменные (бартерные) операции могут осуществляться без разрешения:
3.1.1. Предприятиями и организациями Министерства торговли СССР - товарами народного потребления из выделенных рыночных фондов.
3.1.2. Предприятиями и организациями Государственного комитета СССР по материально-техническому снабжению - по распределяемой продукции производственно-технического назначения.
3.1.3. В соответствии с международными договорами СССР.
3.2. Иные товарообменные (бартерные) операции могут осуществляться только при получении разрешения уполномоченного органа.
Разрешение на осуществление товарообменных (бартерных) операций дают:
- Совет Министров СССР;
- Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР - на операции общей стоимостью до 5 млн. рублей, кроме нижеследующих:
министерства и ведомства СССР по согласованию с Министерством внешних экономических связей СССР - на операции подведомственных предприятий, объединений и организаций по закупке сырья, материалов, оборудования для выпуска товаров народного потребления.
Номера и даты разрешений на осуществление товарообменных (бартерных) операций указываются в грузовой таможенной декларации.
4. Порядок пропуска имущества
4.1. Имущество, за исключением предметов, запрещенных к ввозу в СССР, к вывозу из СССР, пропускается беспрепятственно, без регистрации отправителя или получателя в Министерстве внешних экономических связей СССР и без представления лицензии, при условии соблюдения следующих требований:
4.1.1. Декларирования имущества в соответствии с установленным порядком.
4.1.2. Представления разрешений иных государственных органов, указанных в пункте 2.1.4, в случаях, если имущество подлежит контролю этих органов.
4.1.3. Внесения в установленном порядке платы за проведение таможенных процедур, а также, в надлежащих случаях, - таможенной пошлины.
4.2. Организации, ввозящие имущество временно в СССР, или организации вывозящие имущество временно из СССР, обязаны сделать об этом пометку в грузовой таможенной декларации. Грузовая таможенная декларация с упомянутой отметкой становится одновременно обязательством об обратном вывозе временно ввезенного в СССР или об обратном ввозе вывезенного из СССР имущества.
Срок временного ввоза в СССР или временного вывоза из СССР имущества не должен превышать, как правило, одного года со дня перемещения такого имущества через границу СССР. При необходимости этот срок может быть продлен ГУГТК СССР. Установленный срок временного ввоза или вывоза указывается в грузовой таможенной декларации.
Таможенные учреждения, осуществившие таможенное оформление имущества, временно ввезенного в СССР или временно вывезенного из СССР, ведет его учет.
Если временно ввезенное в СССР или временно вывезенное из СССР имущество окажется непригодным к использованию ни в качестве изделий, ни в качестве материалов, оно снимается с учета на основании акта советской организации, составленного с участием работника таможенного учреждения. При невозможности такого участия советская организация составляет акт самостоятельно. Таможенное учреждение вправе не признать действительность акта, составленного без участия работника таможенного учреждения, в случае, если имеются сомнения в достоверности сведений, указанных в таком акте.
4.3. Имущество, временно ввезенное в СССР или временно вывезенное из СССР, подлежит, соответственно, вывозу или ввозу в указанный в грузовой таможенной декларации срок.
В случае невывоза такого имущества из СССР по истечении одного месяца со дня окончания этого срока, оно подлежит безвозмездной передаче в собственность государства, а при невозможности ее осуществления (утрата, хищение и т.п.) взимается таможенная пошлина.
4.4. При временном ввозе в СССР или временном вывозе из СССР не ставятся на учет образцы, общая стоимость которых не превышает 200 рублей (по ценам, действующим в СССР на такие же либо аналогичные предметы).
4.5. При временном ввозе в СССР или временном вывозе из СССР арендованного имущества в грузовой таможенной декларации проставляется отметка о номере и дате заключения договора аренды.
4.6. Пропускается в разумных количествах по решению таможенного учреждения:
- имущество, передаваемое на безвозмездной основе;
- рекламные материалы и сувениры;
- вывозимые из СССР пищевкусовые изделия, предназначенные для представительских целей;
- ввозимые в СССР пищевкусовые изделия, предназначенные для представительских целей при проведении в СССР выставочных мероприятий (выставок, конкурсов, съездов, симпозиумов, семинаров, ярмарок и других подобных мероприятий);
- ввозимые в СССР пищевкусовые изделия и другие предметы, предназначенные для личного пользования иностранного персонала, осуществляющего в СССР строительные и другие подрядные работы.
4.7. При вывозе из СССР экспонатов на выставочные мероприятия, образцов и имущества в соответствии с планами научно-технического сотрудничества (кроме имущества научных экспедиций) требуется разрешение Министерства внешних экономических связей СССР, отметка о котором проставляется в грузовой таможенной декларации.
4.8. При пропуске имущества, перемещаемого через границу СССР, для оказания помощи при стихийных бедствиях, военных конфликтах, технологических катастрофах, авариях или поломках транспортных средств, требования, установленные настоящим Положением, с разрешения таможенного учреждения могут выполняться после выпуска такого имущества в СССР или за границу, но не позднее одного месяца со дня такого выпуска.
4.9. Имущество, ставшее впоследствии объектом внешнеторговой купли-продажи или мены, подлежит таможенному оформлению в порядке, предусмотренном разделами 2 и 3 настоящего Положения.
5. Порядок пропуска иностранных товаров,
перемещаемых транзитом через территорию СССР
5.1. Иностранные товары, перемещаемые транзитом через территорию СССР, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в СССР и транзиту через территорию СССР, пропускаются при условии наличия разрешения на транзит, выдаваемого Министерством внешних экономических связей СССР или торговыми представительствами СССР за границей, декларирования этих товаров в соответствии с установленным порядком, их показания своим наименованием в иных документах, необходимых для осуществления государственного таможенного контроля, и внесения платы за проведение таможенных процедур.
6. Порядок декларирования товаров и имущества
6.1. Декларирование товаров и имущества осуществляется предприятиями, объединениями или организациями, ввозящими в СССР или вывозящими из СССР такие товары и имущество, самостоятельно либо на договорной основе через организации, признанные таможнями в качестве декларантов.
Самостоятельное декларирование товаров может осуществляться участником внешнеэкономических связей, являющимся стороной внешнеторгового контракта, либо, по его поручению, получателем таких товаров в СССР, либо их отправителем за границу.
6.2. Декларирование товаров и имущества и их предъявление к таможенному оформлению осуществляются таможенному учреждению, в зоне деятельности которого находится декларант. (Распределение зон деятельности между таможенными учреждениями приведено в Приложении 1).
Декларант должен заблаговременно обратиться в это таможенное учреждение и совместно с ним определить взаимоприемлемую схему декларирования и предъявления товаров и имущества к таможенному оформлению.
6.2.1. Товары и имущество могут декларироваться и предъявляться к таможенному оформлению в месте расположения декларанта, для чего он может вызвать за свой счет сотрудников таможенного учреждения, в зоне деятельности которого он находится, либо обратиться в это учреждение с просьбой об оказании содействия в создании досмотровой комиссии или о назначении таможенного уполномоченного.
6.2.2. Товары и имущество могут декларироваться и предъявляться к таможенному оформлению в месте расположения таможенного учреждения, для чего товары и имущество должны доставляться в это таможенное учреждение.
6.2.3. В случае невозможности декларирования и предъявления к таможенному оформлению товаров и имущества в местах, указанных в подпунктах 6.2.1. и 6.2.2, они могут декларироваться и предъявляться к таможенному оформлению в любых других местах по согласованию с таможенным учреждением, в зоне деятельности которого находится декларант.
6.3. Декларанты осуществляют декларирование через уполномоченных на то лиц.
Таможенное учреждение вправе потребовать от лица, осуществляющего декларирование, документы, подтверждающие его полномочия.
Документы, подтверждающие полномочия, не могут содержать положений, ограничивающих права уполномоченного лица на осуществление декларирования или его обязанностей перед таможенными учреждениями.
Таможенное учреждение проверяет познания уполномоченного лица в вопросах декларирования и в случае недостаточности таких познаний, а также при наличии обоснованных сомнений в добросовестности выполнения таким лицом своих обязанностей перед таможенным учреждением, требует от декларанта замены такого лица.
6.4. Товары и имущество декларируются таможенному учреждению путем заявления сведений о них в грузовой таможенной декларации, установленного ГУГТК СССР образца.*4)
При этом декларант сам выбирает таможенный режим, в соответствии с которым он ввозит в СССР или вывозит за границу товары и имущество, и указывает его в грузовой таможенной декларации путем внесения в нее соответствующей отметки.
За достоверность указываемых в грузовой таможенной декларации сведений декларант несет ответственность в соответствии с законодательством.
Порядок заполнения грузовой таможенной декларации определяется инструкцией ГУГТК СССР.
Бланки грузовой таможенной декларации и добавочных листов к ней изготавливаются ГУГТК СССР и распределяются декларантам таможнями, в зоне деятельности которых находятся эти декларанты.
6.5. Грузовая таможенная декларация заполняется на каждую партию товаров или имущества при условии, что в отношение таких товаров или имущества установлен один и тот же таможенный режим.
Если партия включает товары и имущество, в отношении которых установлен различный таможенный режим, то заполняется такое количество грузовых таможенных деклараций, которое соответствует количеству этих режимов.
6.6. Иностранные товары, перемещаемые через территорию СССР транзитом, декларируются в соответствии с настоящим Положением только в случае, если их перевозка не оформлена в соответствии с требованиями системы международного таможенного транзита, участником которой является СССР, и пункт пропуска в СССР и пункт пропуска за границу не совпадают.
6.7. Декларант обязан:
- представить в таможенное учреждение грузовую таможенную декларацию на каждую партию товаров или имущества и предъявить такие товары или имущество к таможенному оформлению;
- заменить уполномоченное лицо по требованию таможенного учреждения;
- уплатить в надлежащих случаях таможенную пошлину и внести плату за проведение таможенных процедур;
- представить таможенному учреждению иные документы, необходимые для осуществления государственного таможенного контроля, а также, по его запросу, дополнительные сведения;
- оплатить в соответствующих случаях расходы, связанные с командированием сотрудников таможенных учреждений в места, где отсутствуют таможенные учреждения, для осуществления государственного таможенного контроля декларируемых товаров и имущества.
6.8. На товары и имущество общей стоимостью до 200 рублей (по ценам, действующим в СССР на такие же либо аналогичные предметы) грузовая таможенная декларация не представляется.
Декларирование таких товаров и имущества осуществляется путем заявления сведений о них в грузосопроводительных и иных документах, а также в устной форме при перемещении товаров и имущества в ручной клади и багаже лиц, следующих через границу СССР.
7. Декларирование товаров и имущества на договорной основе
7.1. Декларирование на договорной основе товаров и имущества, принадлежащих другим предприятиям, объединениям, организациям, может осуществляться советской организацией, признанной таможней в качестве декларанта.
Признание подтверждается свидетельством (Приложение 2).
ГУГТК СССР и таможни ведут учет организаций, признанных в качестве декларантов, обеспечивают официальную публикацию списка этих организаций.
7.2. Для получения свидетельства организация обращается в таможню, в зоне деятельности которой она расположена.
В заявлении должны указываться сведения о том, когда и каким органом создана организация, содержание ее деятельности, юридический адрес организации, номера счетов в советской и иностранной валюте в банковских учреждениях, подтверждение того, что организации известны права и обязанности декларанта, а также обязательство их выполнять. Заявление может содержать дополнительные сведения, характеризующие деятельность этой организации.
К заявлению прилагается выписка из Устава или Положения об организации, предусматривающая возможность осуществления декларирования на договорной основе, а также подтверждение банка о платежеспособности организации.
Образец заявления приведен в Приложении 3.
Заявление должно быть рассмотрено таможней в течение пятнадцати дней со дня его получения. В течение указанного срока таможня может запрашивать недостающие сведения о заявителе у организации, кредитно-финансовых учреждений, органов государственного управления. Пятнадцатидневный срок рассмотрения заявления исчисляется со дня получения дополнительных сведений. Общий срок рассмотрения заявления не должен превышать двух месяцев.
Принятое решение сообщается заявителю в письменной форме.
В случае отказа в выдаче свидетельства такое решение таможни может быть обжаловано в ГУГТК СССР.
7.3. Свидетельство, не принятое организацией в течение шести месяцев со дня принятия решения о признании, является недействительным. Если организация не осуществляет функций декларанта в течение одного года со дня принятия свидетельства, оно также становится недействительным.
7.4. Организация, признанная декларантом, обладает правами и выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Положением.
Договор о декларировании не может ограничивать указанных прав и обязанностей организации, признанной в качестве декларанта.
7.5. Свидетельство о признании может быть отменено таможней, выдавшей его, в случае:
- указания в декларации заведомо ложных сведений;
- неоднократного невыполнения обязанностей декларанта;
- последующего обнаружения ложности сведений, имевших существенное значение для принятия решения о признании в качестве декларанта;
- совершения иных действий, наносящих ущерб интересам государства.
ГУГТК СССР и таможни уведомляют участников внешнеэкономических связей об отмене свидетельства.
7.6. Повторное заявление организации о признании может быть рассмотрено не ранее одного года со дня отмены предыдущего свидетельства при условии устранения причин нарушений или со дня, когда свидетельство стало недействительным.
7.7. Органы государственного таможенного контроля оказывают организациям, осуществляющим декларирование на договорной основе, информационные и консультационные услуги, подготавливают и переподготавливают кадры таких организаций по таможенным вопросам, оказывают иное содействие. За оказание упомянутых услуг взимается плата в размере 5000 рублей.
Плата вносится предварительно, при выдаче свидетельства о признании.
В случае отмены таможней свидетельства о признании либо признания его недействительным эта плата не возвращается.
8. Особенности декларирования некоторых товаров и имущества
8.1. На товары, вывозимые из СССР по ордерным поставкам, представляется предварительная грузовая таможенная декларация с заполнением граф в соответствии со сведениями, которые имеются в наличии или которые возможно установить в момент декларирования.
После заключения договора внешнеторговой купли-продажи или мены, но не позднее одного месяца, в таможенное учреждение представляется грузовая таможенная декларация, заполненная в обычном порядке.
8.2. При декларировании комплектного оборудования представляется общая грузовая таможенная декларация на все такое оборудование, в которой указывается общая стоимость сделки. В такой декларации указывается не конкретные товарные наименования, а наименование комплектного оборудования в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешней торговли стран-членов СЭВ (далее ЕТН ВТ СЭВ). При этом на каждую партию товаров представляется отдельная декларация с указанием стоимости этой партии.*5)
См. Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), используемую при декларировании товаров
8.3. При декларировании имущества, временно ввозимого в СССР, временно вывозимого из СССР, а также вывозимого из СССР для советских учреждений за границей, допускается использование вместо добавочных листов спецификаций, упаковочных листов или списков ввозимого или вывозимого имущества.
В этом случае в грузовой таможенной декларации конкретные наименования имущества не указываются, а делается ссылка на спецификацию, упаковочный лист или список. Указывается также общая стоимость такого имущества.
8.4. В случае оставления в СССР или за границей имущества, временно ввезенного в СССР или временно вывезенного из СССР, оно подлежит повторному декларированию путем представления новой грузовой таможенной декларации.
Приказом Таможенного комитета СССР от 29 ноября 1991 г. N 230 в раздел 9 настоящего Положения внесены изменения
9. Порядок взимания платы за проведение таможенных процедур и уплаты таможенной пошлины
9.1. За проведение таможенных процедур органами государственного таможенного контроля с декларанта взимается плата, включающая платежи в валюте расчета с контрагентом.
9.1.1. Таможенные сборы за таможенное оформление при ввозе в СССР или вывозе из СССР товаров участникам внешнеэкономической деятельности (государственные предприятия, объединения и организации, ассоциации, концерны, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы и их союзы, совместные предприятия, международные объединения и организации, общественные или иные организации СССР и их предприятия, а также иностранные фирмы, организации и их представительства) взимаются в размере 0,15 процента (но не менее 30 руб.), в том числе 0,1 процента (но не менее 20 руб.) в советской валюте и 0,05 процента в валюте расчета с контрагентом (но не менее эквивалента 10 рублям в иностранной валюте, пересчитанной по коммерческому курсу Госбанка СССР на дату представления ГТД в таможенное учреждение), от общей стоимости этих товаров, определяемой в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации.
9.1.2. Плата за проведение таможенных процедур в иностранной валюте в отношении имущества, ввозимого в СССР или вывозимого из СССР государственными предприятиями, объединениями и организациями, производственными кооперативами и их союзами (объединениями), общественными или иными организациями СССР и их предприятиями и объединениями не взимается.
9.1.3. В случае, если к грузовой таможенной декларации вместо добавочных листов прикладываются спецификации, упаковочные листы или списки имущества, то помимо платы в советской валюте - в размере 20 руб. и в иностранной валюте - эквивалентной 10 руб. за проведение таможенных процедур в отношении имущества, оформляемого по грузовой таможенной декларации, взимается плата в советской валюте - в размере 5 руб. и в иностранной валюте - эквивалентной 5 руб. за проведение таможенных процедур, в отношении предметов, входящих в одну и ту же товарную подгруппу ЕТН ВТ СЭВ, кодируемую одним и тем же трехзначным кодом (за исключением случаев, когда плата за проведение таможенных процедур взимается в процентном отношении от общей стоимости имущества, ввозимого в СССР или вывозимого из СССР государственными предприятиями, объединениями и организациями).
9.1.4. При транзите иностранных товаров через территорию СССР взимается плата в иностранной валюте, покупаемой Внешнеэкономбанком СССР, эквивалентная 10 руб. - за проведение таможенных процедур в отношении иностранных товаров, оформляемых по каждой грузовой таможенной декларации и 5 руб. - по каждому добавочному листу к ней.
Пересчет иностранной валюты в советскую производится по курсу Госбанка СССР на день платежа.
Плата взимается, как правило, в пунктах пропуска при ввозе иностранных товаров на территорию СССР, о чем в грузовой таможенной декларации таможенным учреждением делается соответствующая отметка.
9.1.5. Плата за проведение таможенных процедур не взимается в случаях, если:
- общая стоимость декларируемых товаров и имущества составляет менее 200 руб.;
- возвращается в СССР или за границу имущество, ранее временно вывезенное из СССР или временно ввезенное в СССР;
- перемещаются через границу СССР предметы, предназначенные для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств в СССР, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях и иных международных организаций, пользующихся на территории СССР таможенными льготами;
- представляется предварительная грузовая таможенная декларация при ордерных поставках товаров;
- представляется общая грузовая таможенная декларация при поставках комплектного оборудования;
- пункт ввоза в СССР и вывоза за границу иностранных товаров, перемещаемых транзитом через территорию СССР, совпадают, а также если такие товары перемещаются в соответствии с какой-либо системой международного таможенного транзита (Конвенция МДП 1975 г., Соглашение АГТ*! и т.д.), участником которой является СССР.
9.1.6. В случае, если имущество стало впоследствии объектом внешнеторговой купли-продажи или мены и декларируется в качестве товара, то плата в отношении такого товара взимается в общем порядке.
9.2. Оплата таможенных процедур осуществляется декларантом в следующем порядке:*6)
9.2.1. Сумма платы в советской валюте перечисляется через учреждения банков на счета таможенных учреждений, осуществляющих таможенное оформление товаров и имущества, либо вносится наличными в кассу таможенного учреждения, которое периодически, в порядке, установленном ГУГТК СССР, перечисляет полученные суммы в доход союзного бюджета на раздел 8 параграфа 15, символ отчетности банка 11.
9.2.2.*7
9.3. Документом, являющимся основанием для внесения платы за проведение таможенных процедур, служит грузовая таможенная декларация или ее копия.
9.4. Выпуск товаров и имущества производится таможенным учреждением после уплаты сумм, причитающихся за таможенные процедуры.
Допускается предварительная, на определенный период, оплата таможенных процедур путем внесения необходимых сумм в советской валюте на соответствующие счета таможенных учреждений и в иностранной валюте на счет ГУГТК СССР во Внешэкономбанке СССР.
В случае невозможности производства платежа до выпуска товаров декларант представляет гарантийное письмо с обязательством внесения платы в сроки, определяемые совместно таможенным учреждением и плательщиком.
Таможенные учреждения ведут учет всех случаев невнесения или несвоевременного внесения декларантом платы за проведение таможенных процедур и принимают все доступные меры по обязательному взысканию причитающихся платежей.
При неоднократном невыполнении декларантом своих обязанностей по своевременной оплате таможенных процедур таможенные учреждения извещают об этом ГУГТК СССР, которое в соответствии с законодательством СССР ставит вопрос о приостановлении операций соответствующего участника внешнеэкономических связей или предпринимает другие необходимые меры.
9.5. Все ввозимые в СССР товары и имущество облагаются таможенной пошлиной, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Союза ССР и решениями Совета Министров СССР.
9.5.1. Участники внешнеэкономических связей, осуществляющие централизованные расчеты с государственным бюджетом по экспортно-импортным операциям, уплачивают ввозную таможенную пошлину в составе таможенных доходов, за исключением случаев, предусмотренных п. 9.5.2.
9.5.2. При ввозе товаров и имущества государственных предприятий, объединений и организаций, осуществляющих этот ввоз в рамках товарообменных (бартерных) операций или прямых связей, общественных и иных организаций СССР, их предприятий и объединений, совместных предприятий, международных объединений и организаций, а также производственных кооперативов и их союзов (объединений), уплачивается таможенная пошлина, исчисленная в соответствии с Таможенным тарифом СССР.
9.5.3. При ввозе подлежащего обложению таможенной пошлиной имущества иностранных фирм и организаций и их представительств, она исчисляется по Ставкам таможенных пошлин.
9.6. Таможенная пошлина, исчисленная в соответствии с Таможенным тарифом СССР, уплачивается декларантом путем перечисления причитающихся сумм через местные учреждения банков в доход союзного бюджета в раздел 8 параграфа 14, символ отчетности банка 10, либо вносится наличными в кассу таможни, которая периодически, в порядке, установленном ГУГТК СССР, перечисляет полученные суммы в доход союзного бюджета (раздел 8 параграфа 14, символ отчетности банка 10).
Таможенная пошлина, исчисленная в соответствии со Ставками таможенных пошлин, уплачивается декларантом путем перечисления причитающихся сумм через местные учреждения банков в доход союзного бюджета на раздел 8 параграфа 10, символ отчетности банка 37, либо вносится наличными в кассу таможенного учреждения, которое периодически, в порядке, установленном ГУГТК СССР, перечисляет полученные суммы в доход союзного бюджета (раздел 8 параграфа 10, символ отчетности банка 37).
9.7. Выпуск товаров и имущества производится таможенным учреждением после уплаты причитающихся за их ввоз таможенных пошлин.
Допускается предварительная, на определенный период, оплата таможенных пошлин путем внесения необходимых сумм в доход союзного бюджета.
В случае невозможности оплаты таможенных пошлин до выпуска товаров декларант представляет гарантийное письмо с обязательством внесения пошлин в срок, определяемый совместно таможенным учреждением и плательщиком.
9.8. Взыскание не внесенной в срок таможенной пошлины в случае, если товары и имущество были выпущены таможенным учреждением до уплаты таможенной пошлины, производится в порядке, установленном Положением о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 года.
9.9. Документом, являющимся основанием для уплаты таможенной пошлины, служит грузовая таможенная декларация или ее копия.
9.10. Таможенная пошлина может уплачиваться как советской, так и иностранной валютой, покупаемой Внешэкономбанком СССР.
Пересчет иностранной валюты в советскую осуществляется по курсу Госбанка СССР на день платежа.
9.11. Предметы, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность, в том числе предметы религиозного культа, представляющие такую ценность, ранее вывезенные из СССР или с территорий, входящих ныне в его состав, при возврате в СССР освобождаются от оплаты таможенной пошлиной.
10. Заключительные положения
10.1. Товары и имущество, перемещаемые через государственную границу СССР в нарушение порядка, установленного настоящим Положением, пропуску за границу или в СССР не подлежат.
При ввозе товаров и имущества в СССР декларанту предоставляется право в течение месячного срока, а для скоропортящихся продуктов в течение 7 дней принять меры по устранению выявленных нарушений, либо возвратить ввозимые товары и имущество обратно за границу, а при вывозе из СССР распорядиться товарами и имуществом на территории СССР по своему усмотрению. По истечении указанного срока ввозимые товары и имущество подлежат безвозмездной передаче в собственность государства.
10.2. Таможенные учреждения не несут ответственность за последствия нарушений предприятиями, объединениями и организациями настоящего Положения.
Дополнительные расходы транспортных организаций по обработке и хранению товаров и имущества, не пропущенных таможенными учреждениями, относятся на счета предприятий, объединений и организаций, допустивших нарушения.
10.3. Предметы, запрещенные к ввозу в СССР, к вывозу из СССР либо к транзиту через территорию СССР (Приложение 4), пропуску через государственную границу СССР не подлежат.
Заместитель Генерального директора |
П.П. Петров |
______________________________
*1) Товары или имущество, переданные одновременно одним грузоотправителем на одной станции в адрес одного грузополучателя на другой станции независимо от количества накладных при железнодорожных перевозках рассматриваются как одна партия. При перемещении через границу товаров трубопроводным транспортом или по линии электропередач под "партией" понимаются продукция или электроэнергия, поставляемые в течение квартала по каждому из заключенных контрактов, а при отсутствии таковых - по каждому соглашению.
*2) Для проведения посреднических операций совместными предприятиями, международными объединениями и организациями требуется разрешение Министерства внешних экономических связей СССР.
*3) Продукция, ввозимая совместными предприятиями, международными объединениями и организациями для собственных нужд и вывозимая продукция, производимая этими предприятиями, объединениями и организациями, пропускается без лицензий, за исключением случая, упомянутого в пункте 2.3.3.
*4) См. "Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации".
*5) Применяется с учетом совместного указания ГУГТК СССР от 18.08.89 N 11-38/22, МВЭС СССР от 21.08.89 N 10-104/4159 и Госкомстата СССР от 21.08.89 N 17-24/13-16.
*6) Государственные предприятия, объединения и организации осуществляют оплату таможенных процедур в порядке, устанавливаемом Минфином СССР и ГУГТК СССР.
*7) Пункт 9.2.2. исключен. О производстве платы за таможенные процедуры в иностранной валюте см. в письме Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР от 21 декабря 1989 г. N 11-09/4759, извлечение из которого включено в настоящее Пособие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через государственную границу СССР (Приложение N 1 к приказу ГУГТК СССР от 18 августа 1989 г. N 137)
Текст положения опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1990 г., N 1
Согласно приказу ГТК РФ от 22 сентября 2000 г. N 863 приказ ГУГТК СССР от 18.08.1989 N 137, за исключением разделов I и II Списка предметов, запрещенных к ввозу в СССР, вывозу из СССР и транзиту через территорию СССР (приложение 5), не применяется на территории РФ
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ГТК РФ от 21 ноября 1995 г. N 698
Приказ ГТК РФ от 28 июля 1992 г. N 283
Изменения вступают в силу с 1 сентября 1992 г.
Приказ Таможенного комитета СССР от 29 ноября 1991 г. N 230