г. Киров |
|
10 августа 2012 г. |
Дело N А17-358/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Востриковой Е.В.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.05.2012 по делу N А17-358/2012, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.
по заявлению индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Николаевны (ОГРНИП 304370235101336, Ивановская область, г. Иваново, проспект Текстильщиков, д. 109Б, кв. 6)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (ОГРН 1093702014592, Ивановская область, г. Иваново, ул. Арсения, д. 24),
третьи лица: открытое акционерное общество "Станкосистема", открытое акционерное общество "ИЗТС", общество с ограниченной ответственностью "Точка", общество с ограниченной ответственностью "СКИППИ", общество с ограниченной ответственностью "Империя красоты", общество с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект"
о признании незаконным бездействия,
установил:
индивидуальный предприниматель Комарова Светлана Николаевна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Комарова С.Н.) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ответчик, Управление) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятии решения по заявлению от 31.12.2010 с дополнениями к нему от 29.09.2011 и от 14.03.2012 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:180 общей площадью 18852 кв.м, расположенного по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул. Станкостроителей, д. 1, в общую долевую собственность; возложении на Управление обязанности принять решение по заявлению от 31.12.2010 с дополнениями к нему от 29.09.2011 и от 14.03.2012 относительно предоставления в общую долевую собственность ИП Комаровой С.Н., открытого акционерного общества "Станкосистема", открытого акционерного общества "ИЗТС", общества с ограниченной ответственностью "Точка", общества с ограниченно ответственностью "СКИППИ", общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом-ИЗТС", общества с ограниченной ответственностью "Империя красоты", общества с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект" вышеназванного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены открытое акционерное общество "Станкосистема" (далее - третье лицо, ОАО "Станкосистема"), открытое акционерное общество "ИЗТС" (далее - третье лицо, ОАО "ИЗТС"), общество с ограниченной ответственностью "Точка" (далее - третье лицо, ООО "Точка"), общество с ограниченно ответственностью "СКИППИ" (далее - третье лицо, ООО "СКИППИ"), общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом-ИЗТС" (далее - третье лицо, ООО "Торговый дом - ИЗТС"), общество с ограниченной ответственностью "Империя красоты" (далее - третье лицо, ООО "Империя красоты") (л.д. 11-12).
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 05.03.2012 ООО "Торговый дом - ИЗТС" из числа третьих лиц исключено, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект" (далее - третье лицо, ООО "ИнвестПроект") (л.д. 148-150).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 12.05.2012 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное истолкование норм приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом". В апелляционной жалобе Управление указывает, что решение о предоставлении земельного участка в собственность в рассматриваемой ситуации может быть принято Управлением исключительно по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
ОАО "ИЗТС", ООО "Точка", ООО "ИнвестПроект" в отзыве на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ОАО "Станкосистема", ООО "СКИППИ", ООО "Империя красоты" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 26.08.1993 Администрацией г. Иванова вынесено постановление N 344-19 (далее - постановление от 26.08.1993) о предоставлении АООТ "Ивановский завод тяжелого машиностроения" 52,7495 га. земель в бессрочное пользование для промплощадки.
16.09.1993 на основании указанного постановления АООТ "Ивановский завод тяжелого машиностроения" выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей N Ив-01-000-698 (л.д. 186-191). Земельному участку присвоен кадастровый номер 37:24:040928:17 (л.д. 195).
В период с 1992 по 2008 г.г. осуществлена приватизация обособленных подразделений ОАО "Ивановский завод тяжелого машиностроения" и продажа его имущества, в том числе расположенного на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040928:17 объекта недвижимости - административно-бытового корпуса, состоящего из литеров А, А 1, А2, А3, А 4, А5, А 6, А 11 с единым адресом: г. Иваново, ул. Станкостроителей, д.1 (далее - административно-бытовой корпус).
Собственниками административно-бытового корпуса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040928:180 (далее - спорный земельный участок) (л.д. 202, 219-221), образованного в 2008 году из состава земель, ранее закрепленных за АООТ "Ивановский завод тяжелого машиностроения" на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании актов муниципальных и государственных органов, в том числе земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:17, являются ИП Комарова С.Н., ОАО "ИЗТС", ОАО "Станкосистема", ООО "СКИППИ", ООО "Империя Красоты", ООО "Точка", ООО "ИнвестПроект" (ООО "Торговый дом - ИЗТС") (далее - собственники объекта недвижимости).
31.12.2010 ИП Комарова С.Н., ОАО "ИЗТС", ОАО "Станкосистема", ООО "СКИППИ", ООО "Империя Красоты", ООО "Точка", ООО "Торговый дом - ИЗТС" в порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обратились в Управление с заявлением о приобретении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 37:24:040928:180 а также о направлении договора купли - продажи указанного земельного участка (далее - заявление от 31.12.2010).
Письмом от 14.01.2011 N 12-7185-01 Управление сообщило ИП Комаровой С.Н., ОАО "ИЗТС", ОАО "Станкосистема", ООО "СКИППИ", ООО "Империя Красоты", ООО "Точка", ООО "Торговый дом - ИЗТС" об отсутствии у Управления полномочий по принятию решения о предоставлении земельных участков в собственность, в связи с чем заявление от 31.12.2010 и приложенные к нему документы направлены письмом от 14.01.2011 N 12-7185 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (л.д. 47-49).
04.05.2011 Управление в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 26.04.2011 N ПП-10/11318 (л.д. 50) возвратило на доработку заявление от 31.12.2010 и приложенные к нему документы (л.д. 51).
29.09.2011 ИП Комаровой С.Н., ОАО "ИЗТС", ОАО "Станкосистема", ООО "СКИППИ", ООО "Империя Красоты", ООО "Точка", ООО "Торговый дом - ИЗТС" в адрес Управления направлен дополнительный пакет документов (л.д. 52-55).
Письмом от 03.11.2011 N 12-5951-01 Управление сообщило собственникам объекта недвижимости о том, что 03.11.2011 пакет документов для принятия решения по вопросу приватизации земельного участка направлен в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в компетенции которого находится принятие решения о приобретении в собственность земельного участка (л.д. 56).
02.02.2012 ИП Комарова С.Н. обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия Управления по принятию решения о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей объект недвижимости, и возложении на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
14.03.2012 Управление получило дополнение к заявлению от 31.12.2010, в котором со ссылкой на приобретение ООО "ИнвестПроект" у ООО "Торговый дом - ИЗТС" права собственности на литер А 11 указанного здания, изложена просьба предоставить спорный земельный участок в общую долевую собственность вместо ООО "Торговый дом - ИЗТС" другому юридическому лицу - ООО "ИнвестПроект" (далее - собственник земельного участка) (л.д. 172-173)
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности бездействия Управления по рассмотрению вопроса о предоставлении заявителю земельного участка в собственность, требования последнего удовлетворил,
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Пунктами 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5). В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 года N 370, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
В соответствии с пунктами 5.6, подпунктами 5.36.1 - 5.36.5 пункта 5.36, пунктом 5.39 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков: принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса; определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов (подпункты 5.36.1-5.36.5 пункта 5.36); принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.39).
Из пунктов 4.1, 4.6 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, следует, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 4.1.); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 4.6).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 4.1.); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 4.6).
Таким образом, Управление вправе самостоятельно принять решение о продаже спорного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Материалами дела подтверждено, что на спорном земельном участке находится объект недвижимости, находящийся в общей долевой собственности ИП Комаровой С.Н., ОАО "Станкосистема", ОАО "ИЗТС", ООО "Точка", ООО "СКИППИ", ООО "ИнвестПроект", ООО "Империя красоты", собственники объекта недвижимости представили в Управление все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о возможности реализации исключительного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приватизацию спорного земельного участка. Однако, Управление в срок, установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не приняло ни положительного, ни отрицательного решения по вопросу предоставления спорного земельного участка в собственность ИП Комаровой С.Н., ОАО "Станкосистема", ОАО "ИЗТС", ООО "Точка", ООО "СКИППИ", ООО "ИнвестПроект", ООО "Империя красоты". Следовательно, ответчик допустил незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя, связанные с приобретением в собственность спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается Управлением исключительно по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании норм права. В рассматриваемой ситуации Управление вправе самостоятельно принять решение о продаже спорного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.05.2012 по делу N А17-358/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-358/2012
Истец: Комарова С Н
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области
Третье лицо: ОАО "ИЗТС", ОАО "Станкосистема", ООО "Империя Красоты", ООО "ИнвестПроект", ООО "СКИППИ", ООО "Торговый дом - ИЗТС", ООО "Точка"