г. Хабаровск |
|
13 августа 2012 г. |
Дело N А73-13473/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от Администрации города Хабаровска - Шабатова Д.В., представителя по доверенности от 30.12.2011 N 1.1.26-267
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска - : ;
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска:
- Воронкова Е.И., представитель по доверенности от 16.04.2012 N 3375/02-13;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Одзял И.В. представитель по доверенности от 30.09.2011 N 7/7831
от общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" - Зыковой В.В., директора, согласно решению от 01.05.2012 N 1/11;
от общества с ограниченной ответственностью "Версия" - Касьяновой-Кушнир Н.Ю., представителя по доверенности от 10.01.2012; Мильштейн В.А., представителя по доверенности от 01.11.2011; Кадочиной Т.В., представителя по доверенности от 02.11.2011 N 2;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Хабаровска, общества с ограниченной ответственностью "Версия", Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска на решение от 28 мая 2012 года по делу N А73-13473/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Леоновым Д.А.
по заявлению Администрации города Хабаровска, Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об оспаривании ненормативного правового акта
третьи лица: Министерство строительства Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью "Фортуна", общество с ограниченной ответственностью "Версия"
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Хабаровска (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) от 20.10.2011 N 50 в части пунктов 3-5.
Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (далее - департамент) также обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного решения в части пунктов 3-6 и предписания Хабаровского УФАС России от 20.10.2011 N 22.
Определением суда от 20.12.2011 по ходатайству департамента указанные дела объединены в одно производство.
Хабаровским УФАС России муниципальному органу вменяется предоставление ООО "Версия" земельного участка на праве аренды в нарушение пункта 1.2 статьи 30 ЗК РФ и пунктов 3.1, 3.9, 3.10 постановления Администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 N 3101 без проведения торгов. Тогда как спорный земельный участок был снят с кадастрового учета, а прежний договор аренды расторгнут.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Министерство строительства Хабаровского края, общество с ограниченной ответственностью "Фортуна", общество с ограниченной ответственностью "Версия".
ООО "Версия" (арендатор спорного земельного участка) поддержало позицию заявителей, ООО "Фортуна" (заявитель жалобы в Хабаровский УФАС России) согласилось с выводами антимонопольного органа. Министерство строительства Хабаровского края свое мнение относительно заявленных требований не высказало.
Решением арбитражного суда от 28 мая 2012 года в удовлетворении заявленных администрацией и департаментом требований отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа о необходимости применения к сложившимся отношениям норм, предусматривающих предоставление земельных участков в аренду только по результатам торгов.
Не согласившись с решением суда, администрация, департамент и ООО "Версия" обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
По мнению заявителей, статьей 34 ЗК РФ проведение торгов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, не предусмотрено. Постановлением администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 N 3101 предоставление земельных участков в аренду с торгов производится только под установку движимых вещей. В данном случае постановление администрации от 20.01.2011 N 175 "О предоставлении ООО "Версия" земельного участка в аренду" издано на основании заявления ООО "Версия" в соответствии с положениями статей 22, 34 Земельного кодекса РФ. Переоформление арендных отношений связано с дальнейшей эксплуатацией установленных арендатором движимых вещей. Процедура такого переоформления предусмотрена пунктами 5.1, 5.6 Положения о движимых вещах и местах временного хранения автотранспорта на территории городского округа "Город Хабаровск", утв. постановлением администрации от 28.08.2009 N 3101. В период перезаключения договора аренды земельный участок из пользования общества не выбывал. В связи с чем, судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, и неправильно применены нормы материального права.
Возражая, Хабаровское УФАС России и ООО "Фортуна" в письменных отзывах выразили согласие с принятым судебным актом, считая его соответствующим действующему законодательству.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители участвующих в деле лиц настаивали каждый на своей позиции относительно обжалуемого судебного акта.
Проверив в порядке и пределах статей 211, 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законность принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании жалобы ООО "Фортуна" на действия администрации о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 27:23:050515:6 ООО "Версия" без проведения торгов, антимонопольным органом возбуждено дело N 8-01/367.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что по заявлению ООО "Версия" постановлением мэра г. Хабаровска от 22.06.2007 N 969 разрешен выбор земельного участка для размещения движимых вещей - летней спортплощадки, дискотеки, летнего кинотеатра. Распоряжением департамента от 30.07.2008 N 526-ра утвержден проект границ земельного участка из земель категории "земли населенных пунктов" площадью 14969,2 кв.м, образуемого из земель государственной собственности, расположенного в рекреационной зоне Р-2 "зона городских парков, бульваров и набережных" по ул. Морозова П.Л. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 27:23:050515:5.
Постановлением администрации от 10.07.2009 N 2454 утвержден акт выбора указанного земельного участка и предварительно согласовано выделение земельного участка площадью 14969,2 кв.м в рекреационной зоне Р-3 "зона рекреационно-общественная".
Постановлением администрации от 06.11.2009 N 3963 указанный земельный участок предоставлен ООО "Версия" в аренду сроком на 11 месяцев для размещения движимых вещей (летней спортплощадки, дискотеки, летнего кинотеатра и вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха).
Во исполнение указанного постановления между департаментом и ООО "Версия" заключен договор аренды земельного участка от 25.11.2009 N 1039 на срок по 05 10.2010.
По истечении срока аренды по соглашению от 08.12.2010 договор аренды земельного участка от 25.11.2009 N 1039 расторгнут, земельный участок по передаточному акту от 08.12.2011 передан арендодателю. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 27:23:050515:5 26.11.2010 исключены из государственного кадастра недвижимого имущества.
После этого постановлением администрации от 20.01.2011 N 175 земельный участок с другим кадастровым номером 27:23:050515:6 предоставлен в аренду ООО "Версия" сроком на 5 лет для использования под размещенные движимые вещи.
Во исполнение этого постановления департамент заключил с ООО "Версия" договор аренды от 21.01.2011 N 10 на указанных условиях.
По результатам рассмотрения дела Хабаровское УФАС России пришло к выводу, что фактически договор аренды земельного участка от 25.11.2009 N 1039 расторгнут, сведения о земельном участке исключены из ЕГРПНИ. Следовательно, по мнению антимонопольного органа, департаментом в рамках новых арендных отношений по договору от 21.01.2011 N 10 ООО "Версия" предоставлен иной объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 27:23:050515:6 без проведения торгов, что повлекло ограничение количества лиц, которые могли претендовать на спорный земельный участок.
Решением Хабаровского УФАС России от 20.10.2011 N 50 постановление администрации от 20.01.2011 N 175 признано противоречащим части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 3); решено выдать администрации предписание об отмене акта, противоречащего антимонопольному законодательству (пункт 4); обратиться в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о признании договора аренды земельного участка от 21.01.2011 N 10, заключенного департаментом с ООО "Версия" недействительным (пункт 5); передать материалы дела N 8-01/367 должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях (пункт 6).
Предписанием от 20.10.2011 N 22 администрации предписано отменить постановление от 20.01.2011 N 175 в срок до 15.11.2011.
Не согласившись с ненормативными актами антимонопольного органа, муниципальный орган и его структурное подразделение обратились в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд принял во внимание, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:050515:5 и 27:23:050515:6 тождественны по местоположению, зоне населенных пунктов, разрешенному виду использования, площади, т.е. являются одним и тем же земельным участком. В связи с чем, посчитал, что антимонопольный орган необоснованно пришел к выводу о предоставлении муниципальным органом ООО "Версия" иного объекта недвижимости.
Однако, отклонив выводы антимонопольного органа, послужившие основанием для признания постановления администрации от 20.01.2011 N 175 противоречащим части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии иных оснований для признания законным оспариваемого решения и выданного на его основании предписания антимонопольного органа.
Суд отклонил доводы муниципального органа о фактическом переоформлении правоотношений, связанных с арендой земельного участка по ранее заключенному договору, в связи с их прекращением по соглашению сторон. Поэтому при наличии новых договорных отношений, не связанных с ранее заключенным договором аренды, суд пришел к выводу о применении нормы Положения о движимых вещах, предусматривающей предоставление земельных участков в аренду только по результатам торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) целью настоящего Закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в РФ.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и(или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
При этом в статье 34 Земельного кодекса РФ отсутствуют обязательные условия о предоставлении земельного участка посредством проведения торгов.
Таким образом, процедура и критерии предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством относятся к компетенции органов местного самоуправления.
На территории городского поселения "Город Хабаровск" постановлением администрации г. Хабаровска от 28.08.2009 N 3101 утверждено Положение о движимых вещах и местах временного хранения автотранспорта на территории городского округа "Город Хабаровск", согласно которому предоставление земельных участков в аренду под установку (организацию) движимых вещей производится по результатам торгов.
Торги проводятся департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города (пункт 3.2 Положения о движимых вещах).
Согласно пункту 5.1. Положения о движимых вещах после завершения работ по установке (организации) движимой вещи заявитель обращается в комиссию по подтверждению факта выполнения работ по установке (организации) движимой вещи при комитете по управлению соответствующим округом, на территории которого установлена (организована) движимая вещь, с заявлением о подтверждении факта выполнения работ по их установке (организации).
Утвержденный акт подтверждения факта выполнения работ по установке (организации) движимой вещи является основанием для переоформления договора аренды земельного участка на период эксплуатации с департаментом муниципальной собственности в соответствии с порядком, установленным решением Хабаровской городской Думы от 28.03.2000 N 415 "Об утверждении Положения "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются земельные участки" (пункт 5.6 Положения о движимых вещах).
Согласно пункту 3 Положения "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются земельные участки", утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 28.03.2000 N 415, заявка на предоставление договора аренды на новый срок подлежит подаче арендодателю за 30 дней до окончания срока действия договора аренды.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации с ООО "Версия" был заключен договор аренды земельного участка от 25.11.2009 N 1039 для размещения временных движимых вещей (летней спортплощадки, дискотеки, летнего кинотеатра и вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха) на срок по 05.10.2010.
Пунктом 2 статьи 607 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса РФ по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.
Факт выполнения работ по размещению временных движимых вещей - летней спортплощадки, дискотеки, летнего кинотеатра и вспомогательных строений и инфраструктуры для отдыха с благоустройством прилегающих территорий выполнены в границах и объемах, разработанного и составленного проекта, установлен соответствующей комиссией и зафиксирован в акте от 29.06.2010.
Таким образом, в связи с истечением срока договора от 25.11.2009 N 1039 и фактическим исполнением обязанности по размещению временных движимых вещей ООО "Версия" 09.11.2010 уведомлено о переоформлении ранее заключенного договора аренды от 25.11.2009 N 1039 на срок 5 лет.
Постановлением администрации от 20.01.2011 N 175 ООО "Версия" предоставлен тот же земельный участок, но с другим кадастровым номером 27:23:050515:6, для использования под размещенные временные движимые вещи в аренду сроком на 5 лет, а департаментом заключен договор аренды земельного участка от 21.01.2011 N10.
То обстоятельство, что земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:050515:5 и 27:23:050515:6 являются одним и тем же ранее сформированным земельным участком, подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2011 по делу А73-11211/2011.
При таких обстоятельствах у Хабаровского УФАС отсутствовали основания для вывода о том, что в связи с прекращением существования земельного участка с кадастровым номером 27:23:050515:5 договорные отношения между ООО "Версия" и департаментом в отношении указанного земельного участка в соответствии со статьями 432, 452, 453 ГК РФ прекращены.
К выводу о предоставлении муниципальным органом ООО "Версия" того же самого объекта недвижимости, пришел и суд первой инстанции.
Между тем, судом не учтен факт переоформления муниципальным органом ранее возникших арендных отношений с ООО "Версия" в порядке пункта 5.6 Положения о движимых вещах.
Кроме того, в рассматриваемом случае следовало применить пункт 7.1 Положения о движимых вещах (в ред. от 22.09.2010), предусматривающий возможность торги на право установки (организации) движимой вещи не проводить в случае перезаключения договора аренды земельного участка на новый срок лицом, которому земельный участок предоставлен до вступления в силу настоящего Положения.
Информация о возможном предоставлении земельного участка ООО "Версия" опубликована в печатном издании - газете "Хабаровские вести" от 26.08.2008 N 96. Земельный участок первоначально передан в аренду данному обществу постановлением администрации от 06.11.2009 N 3963.
В связи с чем, действия администрации с последовательным завершением процедуры предоставления земельного участка ООО "Версия" в ранее начатом порядке и без проведения торгов не противоречат действующему законодательству и нормативному правовому акту органа местного самоуправления.
Обстоятельства, связанные с тем, что между сторонами ранее действовавшего договора от 25.11.2009 N 1039 было подписано соглашение о его расторжении от 08.12.2010, также не свидетельствуют о том, что новый договор аренды не связан с переоформлением ранее возникших арендных отношениях.
Указанное соглашение согласно пункту 3 вступило в силу с 28.06.2010. В договоре аренды от 21.01.2011 N 10 в пункте 7.2 имеется ссылка на то, что арендатор занимает арендуемый объект с 29.06.2010. В передаточном акте от 08.12.2010 отражено, что земельный участок не освобожден, документы переоформляются в связи с вводом объекта в эксплуатацию (л.д. 27 т. 2).
Таким образом, следует согласиться с доводами администрации о том, что фактически арендные правоотношения с ООО "Версия" прекращены не были. Ранее действующий договор аренды земельного участка от 25.11.2009 N 1039 был перезаключен в порядке, предусмотренном пунктом 5.6 Положения о движимых вещах, предусматривающих необходимость переоформления договора аренды земельного участка на период эксплуатации установленных движимых вещей.
В данном случае, переоформив ранее заключенный договор путем заключения нового договора на новый срок, ООО "Версия" фактически реализовало свое преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды, предусмотренное статьей 621 Гражданского кодекса РФ и статьей 22 Земельного кодекса РФ.
Как правильно полагает муниципальный орган, вывод суда о возможности в дальнейшем реализации преимущественного права путем перевода на себя прав и обязанностей покупателя по заключенному на торгах договору с третьим лицом противоречит указанным нормам.
Кроме того, вступившим в законную силу решением суда по делу N А73-13785/2011 установлено, что ООО "Фортуна" не нарушены интересы отказом Минстроя в выборе земельного участка под строительство капитальных объектов, поскольку отсутствуют доказательства намерений этого общества на приобретение конкретного земельного участка.
УФАС по Хабаровскому краю в оспариваемом решении от 20.10.2011 N 50 также не установлен факт обращения ООО "Фортуна" в Министерство строительства Хабаровского края или в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении спорного земельного участка ни до, ни после публикации в газете о намерении администрации передать участок в пользование ООО "Версия".
Следовательно, ООО "Фортуна", на основании заявления которого возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, не является заинтересованным лицом, действия администрации по вынесению постановления от 20.01.2011 N 175 не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции по смыслу части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы антимонопольного органа о том, что такие действия могли привести к таким последствиям в будущем, подлежат отклонению, поскольку судом апелляционной инстанции нарушений действующего земельного законодательства со стороны муниципального органа не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств и приведенных норм права апелляционная коллегия судей считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа заявителям в удовлетворении требований о признании ненормативных актов антимонопольного органа недействительными.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28 мая 2012 года по делу N А73-13473/2011 отменить.
Признать недействительными пункты 3-6 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20.10.2011 N 50 и предписание от 20.10.2011 N 22.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Версия" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, излишне уплаченной платежным поручением от 21.06.2012 N 33.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13473/2011
Истец: Администрация города Хабаровска, Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Министерство строительства Хабаровского края, ООО "Версия", ООО "Фортуна"