г. Челябинск |
|
13 августа 2012 г. |
Дело N А07-4041/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Забутыриной Л.В., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2012 по делу N А07-4041/2010 (судья Давлетова И.Р.).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы Доленко О.В. (удостоверение, доверенность от 21.06.2012).
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании решений собрания кредиторов открытого акционерного общества "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" (далее - ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат", должник) от 29.03.2012 недействительными.
Определением арбитражного суда от 05.06.2012 в удовлетворении заявления ФНС России отказано.
С указанным судебным актом не согласился уполномоченный орган и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы уполномоченный орган указывает на то, что собранием кредиторов от 20.07.2011 был утвержден план мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника (План внешнего управления), однако на момент проведения собрания кредиторов от 29.03.2012 мероприятия, предусмотренные Планом внешнего управления, не исполнены. Анализ финансового состояния должника показывает увеличение задолженности по обязательным платежам, а также иной текущей кредиторской задолженности. Для предотвращения негативных последствий для должника в случае ухудшения его финансового положения, внешний управляющий обязан представить кредиторам отчет с выводами о невозможности восстановления платежеспособности должника и введении в отношении него процедуры банкротства. Предлагаемые внешним управляющим изменения в План внешнего управления, связанные с продажей части активов должника, не подкреплены реальными возможностями и расчетами, влекут за собой увеличение текущих расходов. Неисполнение указанного Плана является основанием для досрочного прекращения внешнего управления. Обращение уполномоченного органа с заявкой о включении дополнительного вопроса об обращении в суд с ходатайством об открытии конкурсного производства в отношении должника, является обоснованным. Принятые собранием решения затрагивают права государства, интересы которого представляет ФНС России. Судом сделан неправильный вывод об отсутствии доказательств нарушения оспариваемыми решениями прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве ОАО "Ново-Стрелитамакский мясокомбинат".
В своих отзывах на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "Парнас-М" (далее - ОАО "Парнас-М") и общество с ограниченной ответственностью "Промышленная группа "СОЮЗ" (далее - ООО "Промышленная группа "СОЮЗ") указывают на законность определения суда, считают, что ФНС России не представлено дополнительных аргументов для удовлетворения заявленных требований. Решения приняты большинством голосов кредиторов, План внешнего управления был также одобрен кредиторами на собрании 20.07.2011, внесение изменений в План внешнего управления относится к компетенции собрания кредиторов, принятые решения не нарушают права и законные интересы уполномоченного органа. Конкурсные кредиторы просят оставить апелляционную жалобы ФНС России без удовлетворения.
Конкурсные кредиторы, внешний управляющий, представитель должника в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, наставал на отмене судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2010 в отношении ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" введена процедура наблюдения.
Определением суда от 16.05.2011 в отношении ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" введена процедура внешнего управления.
Определением от 30.05.2011 внешним управляющим должника утвержден Кутлугильдин Урал Насырьянович (далее - Кутлугильдин У.Н., внешний управляющий).
Внешним управляющим Кутлугильдиным У.Н. 29.03.2012 проведено собрание кредиторов ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат". Согласно представленному журналу регистрации, в собрании приняли участие уполномоченный орган, три конкурсных кредитора с суммой требований 110 851 254 руб. 55 коп., что составило 96,83% голосов от общего числа кредиторов, имеющих право голоса.
Согласно протоколу собрания, в повестку дня включены следующие вопросы:
1. информация внешнего управляющего о ходе процедуры внешнего управления ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат";
2. внесение изменений в План внешнего управления ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат", в частности предполагающий внесение изменений в п. 5.4 "Анализ активов на предмет их избыточности для основной деятельности и их реализация, работа с задолженностью". В качестве меры, направленной на восстановление платежеспособности ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" предложена оценка внешним управляющим и представление на утверждение собрания (комитета) кредиторов плана реализации посредством торгов избыточной части, следующих активов:
- нежилое строение-сооружение-наружное освещение. Номер объекта: 02:445:9254:000061:
- нежилое строение-ограждение. Номер объекта: 02:445:9254:0000:758.
Уполномоченным органом подана заявка о включении в повестку дня дополнительных вопросов:
1. рассмотрение отчета внешнего управляющего по основаниям для досрочного прекращения внешнего управления;
2. об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" несостоятельным (банкротом), об открытии конкурсного производства.
Большинством голосов от числа голосов, включенных в реестр требований кредиторов, собранием кредиторов приняты следующие решения:
- не включать дополнительные вопросы в повестку дня собрания кредиторов;
- принять к сведению информацию внешнего управляющего о ходе процедуры внешнего управления ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат";
- утвердить изменения в План внешнего управления ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат".
Полагая, что принятые собранием решения нарушают права и законные интересы уполномоченного органа, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о правомочности собрания кредиторов от 29.03.2012, а также о недоказанности уполномоченным органом нарушения принятыми решениями прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, а также пределов его компетенции, установленной Федеральным законом N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Выводы суда следует признать правильными в силу следующего.
Согласно п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Таким образом, при наличии одного из оснований, указанных в п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве, решение собрания кредиторов арбитражным судом может быть признано недействительным.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Собрание признается правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, чьи требования включены в реестр требований кредиторов, и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве).
Из протокола собрания следует, что в собрании кредиторов 24.01.2012 принимали участие кредиторы и уполномоченный орган, обладающие 96,83% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания.
Таким образом, в силу п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве собрание кредиторов от 29.03.2012 является правомочным.
В соответствии со ст. 107 Закона о банкротстве рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов. По итогам обсуждения плана внешнего управления собрание кредиторов, в том числе, принимает решение о его утверждении. Согласно п. 7 указанной статьи план внешнего управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана внешнего управления.
В силу п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений, в том числе, об утверждении и изменении плана внешнего управления.
Согласно п. 1 и 2 ст. 15 Закона о банкротстве решение собрания кредиторов по вопросу об утверждении и изменении плана внешнего управления принимается большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Протоколом собрания кредиторов от 29.03.2012 подтверждается, что решение собрания кредиторов ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат" по второму вопросу повестки дня собрания принято большинством голосов (87,35%) от числа голосующих кредиторов.
Пунктом 2 ст. 15 Закона о банкротстве, устанавливающим порядок принятия решений собранием кредиторов, урегулирован порядок принятия решения о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов и принимаемых по ним решений. Согласно указанной норме включение в повестку дня собрания дополнительных вопросов решается большинством голосов голосующих кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов должника.
После рассмотрения всех вопросов повестки дня собрания кредиторов, арбитражный управляющий проводит голосование о включении в повестку дня дополнительных вопросов и голосование по этим вопросам (п. 9 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов).
Из изложенного также следует, что вопрос о включении в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов решается голосованием кредиторов.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом подана заявка о включении в повестку дня дополнительных вопросов: рассмотрение отчета внешнего управляющего для досрочного прекращения внешнего управления и об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в отношении должника.
Из протокола собрания следует, что решение о невключении дополнительных вопросов в повестку дня собрания (в том числе вопроса об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства) принято также большинством голосов (87,35%) кредиторов, имеющих права голоса, присутствовавших на собрании.
Таким образом, решения собрания кредиторов ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат", принятые 29.03.2012, относятся к компетенции собрания кредиторов, приняты правомочным собранием в порядке, установленном действующим законодательством о банкротстве.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Изучив представленные в материалы дела документы в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда о том, что в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уполномоченным не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов решением собрания кредиторов об изменении плана внешнего управления должника.
Само по себе принятие решений большинством голосов не может являться нарушением прав и законных интересов уполномоченного органа.
Учитывая отсутствие оснований, предусмотренных п. 4 ст. 15 Закона о банкротстве для признания решений собрания кредиторов должника недействительными, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления конкурсного управляющего.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного акта и подлежат отклонению как необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона о банкротстве определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 61 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции принимает постановление, которое является окончательным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2012 по делу N А07-4041/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-4041/2010
Должник: ОАО "Ново-Стерлитамакский мясокомбинат"
Кредитор: ИФНС России по г. Стерлитамаку РБ, Каленихин В А, КУС Минземимущества РБ по г. Стерлитамаку, НП "Ассоциация МСРО АУ", ОАО "Парнас-М", ООО "Промышленная группа "Союз", ООО "Южный Урал", ООО РЦС "Респект", ООО Холдинговая компания "Парнас", Хайруллина С Г
Третье лицо: КУС МЗИО РБ, Кутлугильдин У. Н., ООО "Промышленная группа "Союз", ООО "Южный Урал", ООО Холдинговая компания "Парнас", ИФНС по г. Стерлитамаку, Кутлугильдин Урал Насырьянович
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6551/12