г. Санкт-Петербург |
|
13 августа 2012 г. |
Дело N А56-13546/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Загараевой Л.П., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
при участии:
от истца: Сальникова О.О. - доверенность от 19.03.2012 N 12/07
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11849/2012)
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1027804183219)
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2012
по делу N А56-13546/2012 (судья Соколова С.В.), принятое
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга
к ИП Казанской Людмиле Степановне
о взыскании штрафа в сумме 1 424, 70 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Пенсионный фонд РФ, Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимателя Казанской Людмилы Степановны (далее - ответчик, страхователь, Общество) штрафа в сумме 1 424 руб. 70 коп. за непредставление сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (далее - ОПС).
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что суд сделал ошибочные выводы о статусе заинтересованного лица, полагая, что индивидуальный предприниматель, не является работодателем и относится к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 30.05.2011 N 1347 Управлением было вынесено решение N 1347 от 14.07.2011 о привлечении Предпринимателя к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования (нарушение статьи 11 Закона N 27-ФЗ), которым ответчик привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в размере 1 424 руб. 70 коп.
На основании решения Управлением было выставлено требование от N 2238 от 16.08.2011, которое Предпринимателем в добровольном порядке исполнено не было.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части первой статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Как следует из статьи 1 Закона N 27-ФЗ к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся застрахованные лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (действовавшим в спорный период) физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с Законом N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы. У физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вместе с тем, как указано в части четвертой статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В данном случае суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель не доказал наличие названных обстоятельств, поскольку ни акт проверки, ни принятое Фондом решение не содержат необходимых сведений.
Фонд не представил доказательств использования индивидуальным предпринимателем в 2010 году наемного труда и совершения выплат наемным физическим лицам, в том числе сведений из налоговых органов, информации о трудовых договорах, заключенных Предпринимателем с наемными работниками.
Следовательно, в данном случае Предприниматель обязан был представлять достоверные индивидуальные сведения.
Материалами дела подтверждается не преставление Предпринимателем необходимых сведений в установленные сроки, вместе с тем, в соответствии с пунктами 2-4 статьи 1 и статьей 8 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ с 01.01.2012 исключена обязанность, а также ответственность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Таким образом, в соответствии с установленным частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации принципом обратной силы закона, смягчающего или устраняющего ответственность, основания для привлечения предпринимателя к ответственности в виде взыскания штрафных санкций за представление недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета за 1 квартал 2011 отсутствуют.
В настоящее время Предприниматель не может быть подвергнут санкции за неисполнение обязанности, которая отменена федеральным законодателем, при этом, сама санкция за неисполнение этого обязательства также отменена и не подлежит применению с 01.01.2012.
Кроме того, Управлением при привлечении Предпринимателя к ответственности были допущены существенные процессуальные нарушения, не доказаны обстоятельства вменяемого ответчику правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно части 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Из указанной нормы следует, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, должно быть извещено о времени и месте составления акта проверки.
Акт проверки составлен без участия Предпринимателя и без извещения его о времени и месте составления акта. Реестр почтовых отправлений не является надлежащим доказательством извещения, так как согласно почтовому штемпелю Почты России письма были приняты к отправке 03.06.2011, между тем акт составлен 30.05.2011.
Составление акта проверки без извещения Предпринимателя о времени и месте его составления относится к существенным нарушениям процедуры привлечения к ответственности, которые являются основанием для отказа в удовлетворении требований Управления о взыскании штрафа.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.05.2012 по делу N А56-13546/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-13546/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, УПФ РФ (ГУ) в Красногвардейском р-не СПб
Ответчик: ИП Казанская Людмила Степановна
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6995/12
13.08.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11849/12
02.05.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-13546/12