г. Саратов |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А57-21692/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Н.А. Клочковой, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 8" Комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026403043303, ИНН 6453032210, г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31.05.2012 г.
по делу N А57-21692/2011
по иску муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 8" Комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026403043303, ИНН 6453032210, г. Саратов)
к Страховой медицинской организации открытому акционерному обществу "РОСНО-МС", г. Москва, в лице филиала "Саратов РОСНО-МС", г. Саратов, ИНН 7703027721, ОГРН 1027739051460,
третьи лица:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов,
Министерство здравоохранения Саратовской области, г. Саратов,
Правительство Саратовской области в лице правового управления Правительства Саратовской области, г. Саратов,
Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании 6.666.687,40 руб.,
при участии в заседании: от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области - Комсюкова Т.В., по доверенности от 12.04.2012 года, N 11;
Черятникова С.В., по доверенности от 12.04.2012 года, N 12,
от Правительства Саратовской области в лице правового управления Правительства Саратовской области - Матросов Н.А., по доверенности от 16.04.2012 года, N 1-07-08-571,
от Министерства здравоохранения Саратовской области - Савченкова И.В., по доверенности от 09.04.2012 года, N 03-20/2074,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 8" Комитета здравоохранения Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее МУЗ "Городская клиническая больница N 8" КЗА МО "Город Саратов") с иском к Страховой медицинской организации ОАО "РОСНО-МС" в лице филиала "Саратов РОСНО-МС" о взыскании денежных средств, не оплаченных истцу на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в размере 6.666.687,40 рублей.
Решением от 31 мая 2012 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-21692/2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Истец указывает, что ОАО "Росно-МС" ненадлежащим образом исполнил принятые на себя обязательства по договору N 97001/11.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
01.04.2011 г. между МУЗ "Городская клиническая больница N 8" и Филиалом "Саратов-Росно-МС" ОАО "Росно-МС" заключен договор N 97001/11 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (далее - Договор).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 г. N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 -2012 гг. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" между МУЗ "Городская клиническая больница N 8" и Филиалом "Саратов-Росно-МС" ОАО "Росно-МС" заключено Дополнительное соглашение N 1 от 01.04.2011 г. к Договору.
Из искового заявления следует, что за период действия Договора N 97001/11, медицинская помощь по выставленным медицинской организацией счетам была оплачена как из средств ОМС в рамках базовой (территориальной) программы ОМС (на сумму 28.127.833 руб.45 коп.), так и из средств Федерального фонда ОМС в рамках Программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 гг. (на сумму 2.976.985 руб.20 коп.) по установленным тарифам.
Однако истец считает, что недополучил денежные средства по Программе модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2012 гг. из средств ТФОМС, которые и просит взыскать с ответчика.
Истцом были самостоятельно рассчитаны и выставлены дополнительные счета N 1М от 31.07.2011 г., N 1М от 31.08.2011 г., N 1М от 30.09.2011 г. на сумму 6.666.687,40 коп., которые были отклонены от оплаты ОАО "Росно-МС".
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 ст. 50 Закона N 326-ФЗ финансовое обеспечение данных программ производится за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий.
Из бюджетов территориальных фондов указанные средства предоставляются страховым медицинским организациям на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
30.01.2012 г. в рамках рассматриваемого дела Саратовской коллегией адвокатов "Илком" в Правительство Саратовской области был направлен запрос о предоставлении документов, содержащих сведения о выделении денежных средств Территориальному фонду ОМС Саратовской области на внедрение стандартов и повышения доступности амбулаторной медицинской помощи.
Письмом от 29.02.2012 г. N 0-09-05/434 правовое управление Правительства Саратовской области указывает, что какие-либо бюджетные ассигнования за счет средств областного бюджета на иные цели, а именно на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, которые бы расходовались сверх территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС Законом Саратовской области "Об областном бюджете на 2011 год", Законом Саратовской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2011 год" не предусматривались. Финансирование мероприятий по внедрению стандартов за счет средств бюджета ТФОМС осуществляется в рамках базовой (территориальной) программы обязательного медицинского страхования.
На основании части 5 статьи 15 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", медицинская организация осуществляет деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Согласно ст.ст.20, 39 Закона N 326-ФЗ, условиям Договора, пункту 6 дополнительного соглашения N 1 от 01.04.2011 г. к Договору, медицинская организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь, в том числе на мероприятия по внедрению стандартов и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи исключительно по утвержденным тарифам.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 г., утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2010 г. N 782, формирование тарифов на медицинскую помощь, оказываемую за счет средств обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом определенных Программой нормативов.
Статья 30 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" гласит, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных союзов медицинских работников и являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а так же в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Генеральное тарифное соглашение в системе ОМС Саратовской области от 22 апреля 2011 г. утверждено Правительством Саратовской области в лице Министерства здравоохранения Саратовской области, ТФОМС Саратовской области, представителями страховых медицинских организаций, Областной организацией профсоюза работников здравоохранения.
Положения Генерального тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Саратовской области от 22 апреля 2011 г. (с изменениями и дополнениями) приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, т.е. уполномоченными органами и в рамках Программы ОМС.
В исковом заявлении и в ходе судебных заседаний истец неоднократно выражал сомнение в правильности расчета тарифов, считая их заниженными.
Согласно Закону N 326-ФЗ, медицинские организации не входят в число субъектов, устанавливающих тарифы на медицинские услуги. Установление тарифов - это полномочие компетентного органа в рамках финансовых возможностей бюджета Фонда обязательного медицинского страхования.
Указанное Генеральное тарифное соглашение в системе ОМС обязательно к применению МУЗ "Городская клиническая больница N 8" КЗА МО "Город Саратов" в силу Закона N 326-ФЗ и взятых на себя обязательств при подписании Договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС между МУЗ "Городская клиническая больница N 8" и страховыми медицинскими организациями, работающими на территории Саратовской области.
Согласно Генеральному тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования Саратовской области от 22 апреля 2011 г. оплата медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Саратовской области осуществляется по утвержденным тарифам:
- за счет средств обязательного медицинского страхования (средств территориальной (базовой) программы ОМС);
- за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС, дополнительно поступающих на финансирование мероприятий по внедрению стандартов и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011 -2012 г.
Порядок оплаты медицинских услуг четко регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 г. N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее Правила ОМС).
ТФОМС финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемого в соответствии со ст. 38 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с Правилами ОМС, финансирование осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
Согласно Письму Федерального фонда ОМС от 22 июля 2011 г. N 4882/21-4/и "О реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации" средства бюджета ТФОМС на оплату услуг по внедрению стандартов медицинской помощи в рамках региональной программы модернизации здравоохранения направляются в страховые медицинские организации в общем объеме средств, перечисленных по дифференцированным подушевым нормативам для финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования.
ТФОМС Саратовской области в 2011 году выполнил свои обязательства перед Филиалом "Саратов-Росно-МС" ОАО "Росно-МС" по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования N 31 от 25.12.2009 г., N 83 от 01.04.2011 г. в полном объеме, осуществил финансирование Филиала "Саратов-Росно-МС" ОАО "Росно-МС" в объеме 1 988 899 825 рублей 97 копеек.
Согласно статье 122 Правил ОМС, страховая медицинская организация направляет средства на оплату медицинской помощи в медицинские организации в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор на оказание и оплату медицинской помощи), заключаемым с медицинскими организациями.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным Правилами ОМС (статья 110 Правил ОМС).
Статья 126 Правил ОМС гласит, что медицинская организация ежемесячно формирует и направляет в страховую медицинскую организацию счет на оплату медицинской помощи и реестр счетов.
Статья 126 Правил ОМС содержит перечень сведений, которые в обязательном порядке должен содержать реестр счетов, в частности:
- период, за который выставлен счет;
- сведения о застрахованном лице: ФИО, пол, дата и место рождения, данные документа, удостоверяющего личность, СНИЛС (при наличии), номер полиса;
- тариф на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу;
- стоимость оказанной медицинской помощи.
На основании представленных реестров счетов СМО осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с приказом Федерального фонда от 1 декабря 2010 г. N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
ТФОМС Саратовской области приобщены к материалам дела реестры счетов, предъявленные МУЗ "Городская клиническая больница N 8" за февраль-сентябрь 2011 года, медицинская помощь по которым уже была оплачена Филиалом "Саратов-Росно-МС" ОАО "Росно-МС".
В силу статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" территориальный фонд обязательного медицинского страхования собирает и обрабатывает данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчиком предоставлены в материалы дела счета, реестры счетов за февраль-сентябрь 2011 года, предъявленные МУЗ "Городская клиническая больница N 8" КЗА МО "Город Саратов" к оплате, платежные поручения, свидетельствующие об оплате в полном объеме выставленных счетов, сформированных по утвержденным тарифам.
Исходя из представленных платежных поручений, Филиал "Саратов-Росно-МС" ОАО "Росно-МС" в установленные Договором сроки оплатил предъявленные МУЗ "Городская клиническая больница N 8" КЗА МО "Город Саратов" счета за оказанные медицинские услуги, как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС по установленным тарифам.
Из представленных истцом дополнительных счетов N 1М от 31.07.2011 г., N 1М от 31.08.2011 г., N 1М от 30.09.2011 г. (том 3 л.д. 38-44) и реестры счетов за апрель-сентябрь (том 3 л.д. 105-187), просматривается ряд нарушений и несоответствий.
Счет N 1М от 31.07.2011 г. (том 3 л.д. 38-40) истец сформировал за 6 месяцев, реестры счетов истец представил только 20.02.2012 г. в ходе судебного заседания, что является нарушением Закона N 326-ФЗ, статьи 126 Правил ОМС, условий Договора и является основанием для неоплаты данного счета.
В счетах и реестрах счетов не совпадают периоды оплаты. Так в счете N 1М от 31.07.2011 г. указано, что медицинские услуги застрахованным оказывались с 01.02.2011 г., в реестре счетов указано, что медицинские услуги, в рамках РПЗМ по внедрению стандартов, медицинская организация начала осуществлять только с 15.03.2011 г.
В счетах и реестрах счетов не совпадает стоимость оказанной медицинской помощи:
- согласно счету N 1М от 31.07.2011 г. (том 3 л.д.38-40) за период с 01.02.2011 г. по 31.07.2011 г. медицинских услуг оказано на 4.738.841 руб. 80 коп., реестров счетов представлено на сумму 1.310.882 руб.90 коп. (том 3 л.д. 130-187);
- согласно счету N 1М от 31.08.2011 г. (том 3 л.д.41-42) за период с 01.08.2011 г. по 31.08.2011 г. медицинских услуг оказано на 847.522 рубля, в реестре счетов за период с 01.08.2011 г. по 31.08.2011 г. (том 3 л.д.119-129) указано, что медицинских услуг оказано на 1.053.606руб. 90 коп.;
- -согласно счету N 1М от 30.09.2011 г. (том 3 л.д.43-44) за период с 01.09.2011 г. по 30.09.2011 г. медицинских услуг оказано на 1.080.323 руб. 60 коп., в реестре счетов за период с 01.09.2011 г. по 30.09.2011 г. (том 3 л.д.105-118) указано, что медицинских услуг оказано на 1.260.426 руб. 10 коп.
В счетах и реестрах счетов указаны различные тарифы на оплату медицинской помощи. В счетах применен тариф за счет средств ОМС, в реестре счетов к той же медицинской услуге применен дополнительный тариф за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС.
Суммы, указанные в предоставленных ТФОМС реестрах счетов, оплаченные Филиалом "Саратов-Росно-МС" ОАО "Росно-МС" за счет средств ОМС, в рамках базовой программы, полностью совпадают с суммами, указанными в счетах, представленными истцом как неоплаченные: N 1М от 31.08.2011 г. (том 3 л.д. 41,42), счет N 1М от 30.09.2011 г. (том3 л.д.43,44) и с суммами, указанными истцом в ходатайстве об истребовании доказательств от 10.04.2012 г.
Суммы, указанные в представленных ТФОМС реестрах счетов, оплаченные Филиалом "Саратов-Росно-МС" ОАО "Росно-МС" по дополнительному тарифу за счет средств Федерального фонда ОМС полностью совпадают с суммами, указанными в реестрах счетов, представленных истцом в ходе судебного заседания 20.02.2012 г. как неоплаченные (том 3 л.д. 59-187).
Кроме того, в реестрах счетов, оплаченных СМО в полном объеме, предоставленных ТФОМС Саратовской области, Филиалом "Саратов-Росно-МС" ОАО "Росно-МС" и реестрах счетов, представленных истцом как неоплаченные (том 3 л.д. 105-187), совпадают фамилии застрахованных, период лечения, диагнозы, объемы оказанной медицинской помощи, стоимость медицинской помощи, т.е. данная медицинская помощь уже была оплачена в полном объеме как за счет средств ОМС, так и за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела следует, что ОАО "Росно-МС" в лице филиала "Саратов-Росно-МС" надлежаще исполнил принятые на себя обязательства в соответствии с условиями Договора N 97001/11, дополнительного соглашения N1 от 01.04.2011 г. на основании действующего законодательства регулирующему деятельность в системе ОМС, в связи с чем, суд считает исковые требования МУЗ "Городская клиническая больница N8" КЗА МО "Город Саратов" по оплате дополнительных счетов на сумму 6.666.687 рублей 40 копеек необоснованными.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 09 июня 2012 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-21692/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21692/2011
Истец: МУЗ "Городская клиническая больница N8"
Ответчик: Страховая медицинская организация ОАО "Саратов РОСНО-МС"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области, Правительство Саратовской области в лице правого управления, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области