г. Самара |
|
13 августа 2012 г. |
Дело N А55-4181/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Гаврилов А.И., доверенность от 14 сентября 2011 г.;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2012 г.
по делу N А55-4181/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарский Хлеб" (ОГРН 1036300112122), г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо - Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным заключения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарский Хлеб" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным заключения от 10 ноября 2011 г. N СП-6/4335-4-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованное лицо не доказало законность принятого заключения.
Не согласившись с выводами суда, заинтересованное лицо подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что возможность размещения торговых объектов будет определена после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Нестационарные торговые объекты размещаются с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В настоящее время заинтересованным лицом разработана картографическая основа, позволяющая однозначно определить местоположение существующих и планируемых к размещению объектов потребительского рынка, и проект Схемы проходит заключительный этап согласования.
Заявителем не представлены доказательства того, что до принятия оспариваемого заключения ему был выделен земельный участок под установку временного киоска.
Права и законные интересы заявителя не нарушены, препятствия в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом участке отсутствуют.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Черемшанская, в районе дома N 137, площадью 10 кв.м., под установку временного киоска "Хлеб" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
На основании данного заявления Министерство имущественных отношений Самарской области направило заинтересованному лицу обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
10 ноября 2011 г. заинтересованное лицо выдало заключение N СП-6/4335-4-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (л.д. 9).
Заключение мотивировано отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара. При этом заинтересованное лицо свой вывод основывало на норме ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Не согласившись с данным заключением заинтересованного лица, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявитель), подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с п. 2.4 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
Пунктом 2.5 Порядка предусмотрено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.6 Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Постановлением главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" на заинтересованное лицо возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
В силу п. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 16-ГД "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основаниями для отказа в утверждении схемы являются:
1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, как уже отмечено выше, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка основан на ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - закон N 381-ФЗ), поскольку отсутствует утвержденная в установленном порядке схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Согласно п. 1 ст. 10 закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 10 закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 5 ст. 10 закона N 381-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 10 закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения конкретного земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заинтересованное лицо не доказало законность принятого заключения N СП-6/4335-4-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка.
Довод заинтересованного лица о том, что в настоящее время разработана картографическая основа, которая проходит заключительный этап согласования, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку, как уже указано выше, отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения конкретного земельного участка.
Отклоняется и довод заинтересованного лица о том, что заявителем не представлены доказательства выделения ему спорного земельного участка под установку временного киоска, поскольку утверждение схемы расположения земельного участка является этапом, предшествующим предоставлению этого участка заявителю в аренду.
Несостоятельным является и вывод заинтересованного лица о том, что права и законные интересы заявителя не нарушены и что препятствия в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом участке отсутствуют, поскольку заявитель намеревается использовать испрашиваемой участок в своей предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем неправомерно взыскание судом первой инстанции с Департамента в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Данный довод арбитражный апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку из решения суда первой инстанции следует, что с Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара взысканы понесенные ООО "Самарский Хлеб" расходы по госпошлине в размере 2 000 руб., а не сама государственная пошлина, от которой освобождено заинтересованное лицо.
Кроме того, указанные расходы взысканы не в доход федерального бюджета, а в пользу ООО "Самарский Хлеб".
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 мая 2012 г. по делу N А55-4181/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4181/2012
Истец: ООО "Самарский Хлеб"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры г. о.Самара, Департаментр строительства и архитектуры г. о.Самара
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области