г. Пермь |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А60-3131/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.,
при участии:
от истца (Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области) (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): не явились;
от ответчиков (1) отраслевой орган Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" (ОГРН 1026601814095, ИНН 6632003869), 2) общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания-Мега") (ОГРН 1096672018431, ИНН 6672055477): 1. не явились; 2. Ворошнин Д.А., доверенность от 01.02.2012, паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания-Мега"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 апреля 2012 года
по делу N А60-3131/2012,
принятое судьей Ефимовым Д. В.,
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
к отраслевому органу Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания-Мега"
опризнании размещения заказа недействительным, признании муниципального контракта недействительным и применении последствий недействительности сделки,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - истец, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к отраслевому органу Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", ООО "Строительная компания-Мега" о признании размещенного заказа путем проведения торгов в форме электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство жилых помещений на территории города Серова в соответствии с муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Серовского городского округа с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году", утвержденной постановлением администрации Серовского городского округа от 14.04.2011 года N 570, и заключенного по итогам аукциона муниципального контракта от 25.11.2011 N 0162300033711000007-0065738-04 недействительными и применении последствий недействительности сделки в виде прекращения ее на будущее время (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда от 25.04.2012 (резолютивная часть решения объявлена 18.04.2012) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик - ООО "Строительная компания-Мега" обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как принятое по неполно выясненным обстоятельствам.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о том, что в реестр недобросовестных поставщиков общество внесено безосновательно, поэтому данное обстоятельство не может являться основанием для недопуска общества к участию в торгах. Обществом обжаловано решение антимонопольного органа о внесении в реестр недобросовестных поставщиков и в случае удовлетворения требований отпадут основания для признания общества как участника аукциона не соответствующим требованиям аукционной документации.
В судебном заседании представитель общества на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Ходатайство ответчика о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения арбитражным судом Свердловской области дел N N А60-23287/2012, А60-23318/2012, А60-26825/2012, предметом рассмотрения по которым являются решения о внесении общества в реестр недобросовестных поставщиков, апелляционным судом рассмотрено и отклонено в связи с отсутствием оснований для приостановления, предусмотренных ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство об истребовании у истца решений о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков апелляционным судом рассмотрено в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отклонено в связи с отсутствием оснований для удовлетворения (ст. 67 АПК РФ). В суде первой инстанции данное ходатайство не заявлялось.
Истец и ответчик - отраслевой орган Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на жалобу не представили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отраслевым комитетом Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" (заказчик) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки www.sberbank-ast.ru 11.10.2011 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на строительство жилых помещений на территории города Серова в соответствии с муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Серовского городского округа с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году", утвержденной постановлением администрации Серовского городского округа от 14.04.2011 N 570 и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составила 38 745 000 рублей.
По результатам размещения заказа между Администрацией Серовского городского округа и ООО "Строительная компания - Мега" заключен муниципальный контракт N 0162300033711000007-0065738-04 от 25.11.2011.
Полагая, что размещение муниципального заказа не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при размещении заказа были допущены нарушения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, повлиявшие на результаты конкурса и неправильное определение победителя.
Право антимонопольного органа на обращение в арбитражный суд с требованиями о признании торгов недействительными при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусмотрено п. 3 ч. 9 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-Ф "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 1 Закона).
Аукцион в электронной форме как способ размещения заказа предусмотрен ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 36 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным ст. 11 настоящего Закона.
Статьей 11 Закона N 94-ФЗ предусмотрены требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов, одним из таких требований является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Положениями п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить требования к участникам размещения заказа, одним из которых является отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Аналогичное требование установлено заказчиком в документации об аукционе (п.п. 5 п.1.6.3) (л.д. 71).
Как следует из информации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, на момент подачи заявки сведения об ООО "Строительная компания-Мега" внесены в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 5 ст. 10 Закона N 94-ФЗ нарушение предусмотренных Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания арбитражным судом недействительным размещения заказа.
Руководствуясь вышеприведенной нормой и учитывая, что общество было допущено к участию в аукционе с нарушением требований п. 2 ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 12. Закона N 94-ФЗ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о признании недействительным размещенного заказа путем проведения торгов в форме электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на строительство жилых помещений на территории города Серова в соответствии с муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Серовского городского округа с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году".
Согласно п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В силу приведенной нормы муниципальный контракт, заключенный обществом по результатам размещения заказа (N 0162300033711000007-0065738-04 от 25.11.2011) обоснованно признан судом недействительным.
При рассмотрении исковых требований о применении последствий недействительности сделки суд первой инстанции правильно применил положения ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что исходя из условий муниципального контракта и оснований взаимных обязательств ответчиков при его исполнении, следует применить последствия недействительности контракта путем прекращения действия на будущее время муниципального контракта N 0162300033711000007-0065738-04.
Довод общества о незаконности включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков апелляционным судом отклонен, поскольку не подтвержден документально.
Муниципальный заказ размещался в октябре-ноябре 2011 года, в реестр недобросовестных поставщиков общество внесено в 2010 году по заявленной истцом реестровой записи РНП.06042-10 от 16.12.2010. Данное обстоятельство апеллянтом не опровергаются.
Учитывая совокупность вышеизложенных обстоятельств судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных в ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены решения, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 апреля 2012 года по делу N А60-3131/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания-Мега" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3131/2012
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Ответчик: Администрация МО Серовского городского округа,в лице отраслевого органа администрации Серовского ГО "Комитет по энергетике,транспорту,связи и жилищно-коммунальному хозяйству", ООО "Строительная компания-Мега", Отраслевой орган Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству"