г. Челябинск |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А76-6223/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Логиновских Л.Л.,
судей Махровой Н.В., Вяткина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шармановой М.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2012
по делу N А76-6223/2012 (судья Воронин А.Г.).
Открытое акционерное общество "Оренбургнефтепродукт" (далее - ОАО "Оренбургнефтепродукт", истец) (г. Оренбург, ОГРН 1025601018530) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) (г. Москва, ОГРН 1037739877295) с исковым заявлением о взыскании 7808 руб. 76 коп. штрафа за просрочку доставки груза (т.1 л.д.5-6).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2012 в удовлетворении исковых требований отказано (т.1 л.д.130-135).
Не согласившись с решением арбитражного суда, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В апелляционной жалобе ОАО "Оренбургнефтепродукт" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы податель сослался на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в частности не учтено, что в силу части 4 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации груз считается доставленным в срок, если контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки. Поскольку вагоны были поданы для выгрузки грузополучателю фактически 21.12.2011, что подтверждается отметкой о выдаче груза в графе 2 железнодорожной накладной, груз доставлен с просрочкой на 1 сутки. В связи с этим считает, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, а именно не исследовал вопрос о том, когда груз был подан для выгрузки грузополучателю.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчик не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.12.2011 с железнодорожной станции Загородная Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" истец произвел отправку вагонов N 51964609, 51660504, 50062462, 51072957 с грузом - бензин моторный на станцию Оренбург Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (т.1 л.д.14).
Из оригинала транспортной железнодорожной накладной N ЭГ 892133 следует, что груз был принят ОАО "РЖД" к перевозке на станции Загородная Куйбышевской железной дороги 14.12.2011, срок доставки груза истекает 20.12.2011.
Вагоны прибыли на станцию назначения 18.12.2011, в тот же день грузополучатель был уведомлен о прибытии груза.
Полагая, что фактически груз был выдан 21.12.2011, истец начислил перевозчику штраф в сумме 7 808 руб. 76 коп., и направил в адрес последнего претензию от 02.02.2012 N 42/07-0166 с требованием об уплате указанной суммы (т.1 л.д.11).
Ссылаясь на нарушение ответчиком сроков доставки груза, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что фактически груз находился в пути 4 суток, в то время как нормативный срок доставки груза составляет 6 суток, следовательно, груз доставлен без просрочки, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Суд первой инстанции правомерно квалифицировал обязательственные отношения сторон как отношения по договору перевозки груза железнодорожным транспортом и применил положения главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно статье 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В силу статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, по не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств (статья 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 N 37), при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом) исчисление срока доставки груза начинается с 00:00 часов дня, следующего за днём документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Расчетное время - московское.
Согласно пункту 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом норма суточного пробега для перевозок грузовой скоростью повагонных отправок на расстояние 435 км - 160 км/сутки.
Сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, 1 сутки - при перевозке опасных грузов (пункты 5.1, 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом).
Рассчитав срок доставки груза, исходя из норм суточного пробега, учитывая пункты 5.1, 5.12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что по спорной железнодорожной накладной нормативный срок доставки грузов составляет 6 суток.
Порядок исчисления нормативного срока доставки груза, указанный в транспортной железнодорожной накладной, сторонами не оспаривался, признан ими правильным.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность представленных в материалах дела доказательства, в том числе железнодорожную накладную N ЭГ 892133 с указанием в ней даты приемки груза к перевозке 14.12.2011, арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии просрочки в доставке груза по названной накладной, приняв во внимание факты исчисления срока доставки груза начиная с 15.12.2011, истечения срока доставки груза 20.12.2011 и передачи груза ОАО "Оренбургнефтепродукт" 18.12.2011.
Таким образом, оснований для взыскания с ОАО "РЖД" пени, начисленных на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, не имеется.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета положений части 4 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, подлежит отклонению на основании следующего.
Как установлено частью 4 статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Из транспортной железнодорожной накладной N ЭГ 892133 следует, что груз прибыл на станцию назначения 18.12.2011, в тот же день грузополучатель был уведомлен о прибытии груза и ему выдан оригинал накладной. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что груз был подан для выгрузки грузополучателю 18.12.2011, то есть до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки груза. Определение момента доставки груза как даты выдачи грузоотправителю груза противоречит статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Действия после прибытия вагона на станцию назначения по уведомлению грузополучателя, подаче вагонов на подъездные пути, выдаче груза грузополучателю регламентированы договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключённого между сторонами и устанавливающим самостоятельную ответственность за задержку подачи и уборки вагонов на подъездные пути.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, и не являются основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2012 по делу N А76-6223/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургнефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.Л. Логиновских |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6223/2012
Истец: ОАО "Оренбургнефтепродукт"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД