г. Пермь |
|
14 августа 2012 г. |
Дело N А60-3130/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Осиповой С.П.
судей Риб Л.Х., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шефер Е.В.
при участии:
от истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): не явились;
от ответчика Отраслевого органа Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" (ОГРН 1026601814095, ИНН 6632003896): не явились;от ответчика ООО "Строительная компания-Мега" (ОГРН 1096672018431, ИНН 6672055477): Ворошнин Д.А. предъявлен паспорт, доверенность от 01.02.2012;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу оветчика ООО "Строительная компания-Мега"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 апреля 2012 года
по делу N А60-3130/2012,
принятое судьей Ефимовым Д.В.
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
к Отраслевому органу Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", ООО "Строительная компания-Мега"
о признании размещения заказа недействительным, признании соответствующего государственного или муниципального контракта недействительным и применении последствий недействительности сделки,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Отраслевому органу Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству", ООО "Строительная компания-Мега" о признании размещенного заказа путем проведения торгов в форме электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство жилых помещений на территории города Серова в соответствии с муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Серовского городского округа с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году", утвержденной постановлением администрации Серовского городского округа от 14.04.2011 года N 570, и заключенный по их итогам муниципальный контракт от 25.11.2011 N 0162300033711000005-0065738-04 недействительными и с учетом уточнения предмета исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применить последствия недействительности сделки в виде прекращения ее на будущее время.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 апреля 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ООО "Строительная компания-Мега" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование своих доводов общество указывает на то, что на момент проведения торгов и заключенного по их итогам муниципального контракта от 25.11.2011 N 0162300033711000005-0065738-04, общество было включено в реестр недобросовестных поставщиков не законно, что не может являться основанием для отклонения от участия в торгах для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствовали.
В судебном заседании представитель общества на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Ходатайство ответчика о приостановлении производства по делу, в обоснование которого указано на рассмотрение в Арбитражном суде Свердловской области дела об оспаривании по заявлениям общества решений антимонопольного органа о включении в реестр недобросовестных поставщиков, которое может повлиять на принятие решения по рассматриваемой апелляционной жалобе, а также ходатайство об истребовании у истца решения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, судом апелляционной инстанции рассмотрены в порядке ст. 159 АПК РФ и отклонены в связи с отсутствием оснований для их удовлетворения (ст.67 АПК РФ).
Истец и ответчик - Отраслевой орган Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, администрацией Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки www.sberbank-ast.ru 11.10.2011 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить муниципальный контракт на строительство жилых помещений на территории города Серова в соответствии с муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Серовского городского округа с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году", утвержденной постановлением администрации Серовского городского округа от 14.04.2011 года N 570, и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта: 34 959 000, 00 рублей.
По результатам размещения заказа был заключен муниципальный контракт от 25.11.2011 N 0162300033711000005-0065738-04 с ООО "Строительная компания-Мега".
Полагая, что размещение муниципального заказа не соответствует требованиям Закона о размещении заказов, антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований Закона о размещении заказов и аукционной документации к участию в аукционе был допущен и признан победителем участник, сведения о котором находились в реестре недобросовестных поставщиков.
Апелляционный суд, проверив доводы общества, полагает, что выводы суда первой инстанции подтверждаются материалами дела и основаны на правильном применении положений Закона о размещении заказов к установленным по делу обстоятельствам.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Согласно ч. 1, 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1, 2 ст. 8 Закона о размещении заказов).
В силу ч. 1 ст. 36 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов.
В соответствие со ст. 11 Закона о размещении заказов участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 1 ст. 12 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Положениями п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона о размещении заказов определено, что при размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также следующие требования к участникам размещения заказа: отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, п.п. 5 п. 1.6.3. документации об аукционе предусматривает аналогичное требование в отношении участника размещения заказа.
Как следует из информации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, ООО "Строительная компания-Мега" по трем позициям, в том числе, по заявленной истцом реестровой записи РНП.06042-10 от 16.12.2010 г. включено уполномоченным органом Управлением Федеральной антимонопольной Службы по Свердловской области в реестр недобросовестных поставщиков.
На момент размещения заказа решения антимонопольного органа о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков не были оспорены обществом в судебном порядке, как это предусмотрено ч. 12 ст. 19 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 5 ст. 10 Закона о размещении заказов нарушение предусмотренных Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания арбитражным судом недействительным размещения заказа.
Поскольку материалами дела подтверждается, что к участию в аукционе было допущено общество, внесенное в реестр недобросовестных поставщиков, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части признания недействительным размещенного Отраслевым органом Администрации муниципального образования Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" заказа путем проведения торгов в форме электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство жилых помещений на территории города Серова в соответствии с муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Серовского городского округа с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 году".
В силу п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Поскольку по результатам незаконно размещенного заказа был заключен муниципальный контракт, исковые требования о признании недействительным заключенного между Отраслевым органом Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" и Обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания-Мега" муниципального контракта от 25.11.2011 N 0162300033711000005-0065738-04 признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению также законно и обоснованно.
При рассмотрении исковых требований о применении последствий недействительности сделки суд первой инстанции правильно применил положения ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что исходя из условий оспариваемого муниципального контракта и оснований взаимных обязательств ответчиков при его исполнении, следует применить последствия его недействительности путем прекращения на будущее время действия муниципального контракта от 25.11.2011 N 0162300033711000005-0065738-04.
Довод общества о незаконности включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков апелляционным судом отклонен, поскольку не подтвержден документально.
Из материалов дела следует, что спорный муниципальный заказ размещался в октябре-ноябре 2011 года, в то время как в реестр недобросовестных поставщиков общество было внесено в 2010 году по заявленной истцом реестровой записи РНП.06042-10 от 16.12.2010.
Таким образом, ответчик в суде апелляционной инстанции не опроверг основание, по которому исковые требования антимонопольного органа были удовлетворены судом первой инстанции.
В связи с изложенным, при совокупности указанных выше обстоятельств, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных в ст. 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены решения, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 апреля 2012 г. по делу N А60-3130/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания - Мега" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3130/2012
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Ответчик: ООО "Строительная компания-Мега", Отраслевой орган Администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству"