город Омск |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А46-2913/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5339/2012) общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Жалюзи" на решение Арбитражного суда Омской области от 11 мая 2012 года по делу N А46-2913/2012 (судья Луговик С.В.), принятое по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Жалюзи" (ОГРН 1025500761076, ИНН 5503035697) о демонтаже рекламной конструкции,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Жалюзи" - представитель не явился, извещено;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, извещен;
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее -Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Жалюзи" (далее - ООО "Фирма Жалюзи", ответчик, арендатор) об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции, расположенной согласно паспорту рекламного места N 16/8-03 рм от 11.04.2003 на опоре освещения по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, въезд на мост "Комсомольский".
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.05.2012 по делу N А46-2913/2012 исковые требования Департамента удовлетворены. ООО "Фирма Жалюзи" обязано произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной согласно паспорту рекламного места N 16/8-03 рм от 11.04.2003 на опоре освещения по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, въезд на мост "Комсомольский".
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что после расторжения договора аренды муниципального рекламного места N 24425/3-Р от 21.04.2003 у ООО "Фирма Жалюзи" отсутствуют правовые основания для размещения рекламной конструкции на опоре освещения по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, въезд на мост "Комсомольский".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Фирма Жалюзи" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что одностороннее расторжение арендодателем договора аренды не исключает возможность реализации преимущественного права добросовестного арендатора на заключение договора на новый срок.
Отзыва на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступало.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 АПК РФ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения по следующим причинам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.04.2003 между Департаментом (арендодатель) и ООО "Фирма Жалюзи" (арендатор) заключен договор аренды муниципального рекламного места N 24425/3-Р, по условиям пункта 1.1. которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду рекламное место с площадью информационной части 4,32 кв.м. по ул. Гагарина (въезд на "Комсомольский" мост") для размещения рекламоносителя согласно прилагаемого к договору паспорта рекламного места N 168-03 рм от 30.04.2003.
В пунктах 4.4., 4.5. названного договора стороны договорились не нарушать сроков размещения рекламы, установленных настоящим договором. Обеспечить в течение двух суток после истечения срока действия договора или досрочного отказа от договора демонтаж рекламного носителя, а в необходимых случаях произвести восстановление (косметический ремонт) строения на котором он был размещен.
Срок действия договора установлен с 01.05.2003 по 30.04.2004 (пункт 9.2 договора аренды).
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
На основании приведенной нормы права после 30.04.2004 срок действия договора аренды муниципального рекламного места N 24425/3-Р от 21.04.2003 был продлен на неопределенный срок.
По правилам пункта 2 статьи 610 ГК РФ при заключении договора аренды на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Воспользовавшись данным правом, Департамент отказался от договора аренды муниципального рекламного места N 24425/3-Р от 21.04.2003, направив ООО "Фирма "Жалюзи" соответствующее извещение N ИсДИО/13171 от 12.07.2011.
Указанная корреспонденция получена ответчиком 14.07.2011, о чем свидетельствует уведомление о вручении N 644099 44 06993 3.
С 13.08.2011 рассматриваемый договор исключен истцом из реестра договоров, по нему прекращены начисления (л.д. 23).
В связи с прекращением срока действия договора и разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Омска по адресу: ул. Гагарина, въезд на "Комсомольский" мост, Департамент уведомил ООО "Фирма Жалюзи" о необходимости осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение трех дней.
Однако требование истца о демонтаже рекламной конструкции ООО "Фирма Жалюзи" исполнено не было, что явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами, изложенными в обжалуемом решении, относительно обоснованности требований истца.
Так, согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, установленная ООО "Фирма Жалюзи" на опоре освещения по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, въезд на мост "Комсомольский", конструкция представляет собой средство наружной рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения не допускается.
В части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае вновь самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Из содержания статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем только при условии согласия собственника земельного участка, на котором будет размещена конструкция. Разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления при наличии письменного подтверждения согласия собственника земельного участка. Исключений из этого правила положения данного Закона не содержат.
В соответствии с пунктом 2 части 18 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в связи с окончанием срока действия договора разрешение на установку рекламной конструкции подлежит аннулированию.
Частью 21 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
Как указывалось ранее, договор аренды муниципального рекламного места N 24425/3-Р от 21.04.2003 прекратил своей действие, поскольку согласно извещению N ИсДИО/13171 от 12.07.2011 истец уведомил ответчика о прекращении срока действия названного договора и соответственно разрешения на установку рекламной конструкции, о необходимости осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение трех дней по окончании действия договора.
Извещение N ИсДИО/13171 от 12.07.2011 арендодателя свидетельствует о воле и волеизъявлении собственника имущества об отказе от договора аренды.
Согласно распоряжению Департамента N 3572-р от 23.08.2011 "О прекращении начислений по договору" договор аренды муниципального рекламного места N24425/3-Р от 21.04.2003 исключен из реестра договоров пользования муниципальным имуществом и начисление по нему прекращены с 13.08.2011 (л.д. 23).
Однако ответчик требование истца о демонтаже рекламной конструкции не исполнил. Факт использования ООО "Фирма "Жалюзи" места на размещение объекта наружной рекламы по истечении срока действия договора N 24425/3-Р от 21.04.2003 и разрешения на установку рекламной конструкции на опоре освещения по адресу: ул. Гагарина, въезд на "Комсомольский" мост, подтверждается актами осмотра места установки рекламной конструкции от 15.08.2011 и от 30.09.2011.
Ответчиком данное обстоятельство не оспорено. Доказательств продления срока действия договора аренды, заключения указанного договора на новый срок ответчиком не представлено. Разрешение на размещение вышеуказанной рекламной конструкции, расположенной по адресу: ул. Гагарина, въезд на "Комсомольский мост", отсутствует.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что после прекращения действия договора N 24425/3-Р от 21.04.2003 ответчик не демонтировал спорную рекламную конструкцию, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца, обязав ООО "Фирма Жалюзи" произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной согласно паспорту рекламного места N 168-03 рм от 11.04.2003 на опоре освещения по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, въезд на мост "Комсомольский".
Вопреки позиции ООО "Фирма Жалюзи", обязанность ответчика на основании обжалуемого судебного акта произвести демонтаж спорной рекламной конструкции, обусловлена тем, что размещение любых конструкций наружной рекламы возможно только после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется, и ни коим образом не влияет на возможность реализации ООО "Фирма Жалюзи" преимущественного права на заключение договора на новый срок.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что Департамент намерен заключить либо заключил договор аренды спорного муниципального рекламного места с иными арендаторами, и ООО "Фирма Жалюзи" было отказано в предоставлении преимущественного права на заключение испрашиваемого договора аренды.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает что, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы основаны на фактических обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11 мая 2012 года по делу N А46-2913/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2913/2012
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ООО "Фирма "Жалюзи"
Третье лицо: ООО "Фирма "Жалюзи"
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5339/12
28.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5339/12
18.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5339/12
11.05.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-2913/12