г.Челябинск |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А07-18701/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2012
по делу N А07-18701/2011 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания" - Евсюков Р.О. (доверенность от 18.10.2011 N 199/11-54);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - Шулепов М.В. (доверенность от 10.01.2012 N 02-38/023330), Деденко А.Н. (доверенность от 07.08.2012);
открытого акционерного общества "Ашинский металлургический завод" - Нищих А.А. (доверенность от 10.08.2011 б/н).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания" (далее - ООО "БСК", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо) N 09-60/08417 от 16.08.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль за 2010 год в сумме 3 668 892 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2010 года в сумме 3 302 003 руб., начисления пени за неполную уплату НДС в размере 178 644 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены открытое акционерное общество "Ашинский металлургический завод" (далее - ОАО "Ашинский металлургический завод", третье лицо), государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - ГК РБ по тарифам, третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 18.05.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на необоснованность выводов суда и их противоречие нормам действующего законодательства, а именно, судом при вынесении решения не было принято во внимание то обстоятельство, что налогоплательщиком установлена цена за технологическое присоединение ниже тарифа, установленного уполномоченным органом, руководствуюсь принципом свободы договора, и занижена сумма дохода в целях исчисления налога на прибыль, НДС от реализации услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
До судебного заседания от ООО "БСК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ввиду необоснованности заявленных в ней доводов, и их несоответствия фактическим обстоятельствам.
В отзыве на апелляционную жалобу, поступившем до судебного заседания от ОАО "Ашинский металлургический завод", третье лицо не согласилось с изложенными в жалобе доводами, поддержав позицию заявителя по настоящему делу. Полагает, что основания для отмены оспариваемого судебного акта отсутствуют.
Также до судебного заседания от ГК РБ по тарифам поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому третье лицо поддерживает позицию подателя апелляционной жалобы, полагая, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств должна устанавливаться согласно утвержденному тарифу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители ГК РБ по тарифам не явились. С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ГК РБ по тарифам.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "БСК" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности и своевременности исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
По результатам проверки составлен акт от 21.06.2011 N 210 и вынесено решение от 16.08.2011 N 09-60/08417 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно указанному решению ООО "БСК" предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 6 970 895 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 178 644 руб., штраф по ст. 126 НК РФ в размере 250 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 05.10.2011 N 553/16 в удовлетворении апелляционной жалобы обществу отказано, решение инспекции оставлено без изменения.
Как следует из материалов дела, постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28.09.2007 N 115 "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Ашинский металлургический завод" к электрическим сетям утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Ашинский металлургический завод" к электрическим сетям по индивидуальному проекту в размере 455 488 201 руб. (с учетом НДС) за 140 МВт.
Плата за технологическое присоединение включает все расходы налогоплательщика на выполнение мероприятий, обеспечивающих техническую возможность технологического присоединения, предусмотренных проектом технических условий и согласованных с ОАО "Ашинский металлургический завод", а также осуществление технологического присоединения заявителя.
01.10.2007 между исполнителем ООО "Центр присоединения потребителей" и заказчиком ОАО "Ашинский металлургический завод" был заключен договор N 1367 по созданию технической возможности технологического присоединения к электрической сети. Пунктом 3 Договора стоимость услуг составила 455 488 201 руб., согласно сводного сметного расчета строительства
18.03.2009 между исполнителем и заказчиком заключено дополнительное соглашение N 1 к указанному договору, согласно которому стоимость услуг составила 433 841 740 руб.
19.03.2009 между ООО "Центр присоединения потребителей", заявителем и ОАО "Ашинский металлургический завод" было заключено соглашение N 38-1/1367 о перемене лиц в обязательстве, в соответствии с которым прежним исполнителем ООО "Центр присоединения потребителей" были переданы, а новым исполнителем ООО "Башкирская сетевая компания" приняты обязательства, предусмотренные договором от 01.10.2007 N 1367, стоимость оказываемой услуги по подключению объекта Заказчика к электрической сети в связи со снижением стоимости материалов означена в размере 433 841 740 руб. ( в том числе НДС 66 179 248 руб. 47 коп.)
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) ООО "БСК" выполнено на основании согласованной сторонами сметы, в соответствии с индивидуальным проектом N КБ-0704 по техническим условиям на подключение ПС АМГТ от 19.10.2007 согласно договору от 01.10.2007 N1367 по созданию технической возможности технологического присоединения к электрической сети и соглашению от 19.03.2009 N 38-1-1367 между заявителем и ОАО "Ашинский металлургический завод", что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 31.03.2010, актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон от 01.06.2010 N 2-10, актом сдачи-приемки выполненных работ от 31.03.2010 N010-4.
ОАО "Ашинский металлургический завод" произвел оплату за оказанную услугу по технологическому присоединению энергетических установок к электрической сети, согласно условий договора и дополнительного соглашения от 18.03.2009 в размере 433 841 740 руб., в том числе НДС 66 179 248 руб. на основании счета-фактуры от 31.03.2010 N 40, выставленной ООО "БСК". Указанная сумма отражена в бухгалтерском и налоговом учета налогоплательщика, налог исчислен и уплачен в бюджет.
ОАО "Ашинский металлургический завод" в бухгалтерском и налоговом учете также отразило расходы по названному договору в размере 433 841 740 руб., в том числе НДС 66 179 248 руб., что нашло отражение в представленной ОАО "Ашинский металлургический завод" оборотной ведомости по счету 60 (субсчет 600202).
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о занижении ООО "Башкирская сетевая компания" суммы дохода для целей исчисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость от реализации услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ОАО "Ашинский металлургический завод" к собственным электрическим сетям.
В качестве оснований для доначисления спорных сумм налогов, налоговый орган указывает, что в нарушение п.13 ст.40, ст.146, ст.154, ст.247, ст.249 НК РФ налогоплательщиком в целях налогообложения исчислена налоговая база по налогу на прибыль и НДС исходя из цен, отличных от установленных Постановлением Государственного комитета по тарифам от 29.09.2007 N 11, соответственно налогооблагаемая база занижена на сумму 21 646 461 руб.
Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение налогового органа противоречит порядку определения налогооблагаемой базы, предусмотренной гл.гл.21, 25 НК РФ, и не соответствует основным началам законодательства о налогах, закрепленных в п.3 ст. 3 НК РФ, обосновав свои выводы тем, что законом не предусмотрена конкретная процедура изменения тарифа по требованию заявителя для приведения ее в соответствие требованиями о его экономической обоснованности, в связи с чем предпринятые налогоплательщиком действия по уменьшению в одностороннем порядке тарифной ставки за технологическое присоединение не могут быть признаны незаконными и послужить основанием для доначисления ему сумм налогов и, соответственно, пеней по ним.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда являются правильными, соответствующими обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ (ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 274 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению, согласно которой объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
К доходам в целях настоящей главы относятся, в том числе, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.
Статьей 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 2 названной статьи Кодекса определено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно статье 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Статьей 40 Кодекса, устанавливающей принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, предусмотрено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Пунктом 13 названной статьи установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Согласно ч.4 ст.23.1 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства (ч.2 ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В пункте 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно п. 30.1 Правил если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
а) проект договора;
б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети);
в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором);
г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;
д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
уполномоченного органа исполнительной власти в области В случае если мероприятия по технологическому присоединению по индивидуальному проекту либо их часть осуществляются заявителем, в договоре указываются конкретные мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении государственного регулирования тарифов.
Согласно п. 71 Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение к электрическим сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Расчет размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям производится в соответствии с положениями, установленными Приказом ФСТ РФ от 23.10.2007 N 277-э/7 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", согласно п. 15 которого применительно к рассматриваемым обстоятельствам расчет производиться по приведенной формуле, которая учитывает суммарные расходы на технологическое присоединение по мероприятиям, указанным в пункте 12 Методических указаний, не включающие в себя расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, в соответствии с пунктом 9 Методических указаний и расходы на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства в соответствии с пунктом 9 Методических указаний.
Согласно части 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" регулирование указанных цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться основные принципы:
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов;
обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования;
обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала ( п. 3 ст. 23 Закона N 35 - ФЗ от 26.03.2003).
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что цена за технологическое присоединение была установлена органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - Государственным Комитетом Республики Башкортостан по тарифам Постановлением от 28.09.2007 N 115 в размере 455 488 201 руб. Технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Ашинский металлургический завод" к электрическим сетям производилось по индивидуальному проекту. Как следует из протокола правления ГК РБ по тарифам от 28.09.2007 N 123 и заключению по формированию платы за технологическое присоединение при рассмотрении вопроса об установлении платы за технологическое присоединение Комитет руководствовался представленными расчетами по индивидуальному проекту, который включает расходы ООО "БСК" на выполнение мероприятий обеспечивающих техническую возможность присоединения и осуществление технологического присоединения.
На момент подписания дополнительного соглашения N 1 от 18.03.2009 к договору от 01.10.2007 N 1367 расходы на проведение работ по технологическому присоединению были скорректированы в связи с существенным снижением стоимости материалов, используемых для данного присоединения. Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела первичной и уточненной сметами.
По смыслу статьи 271 НК РФ во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 249 НК РФ при применении метода начисления доходы признаются для целей налогообложения после возникновения у налогоплательщика права требования к получателю товаров (работ, услуг) в размере выручки, подлежащей поступлению налогоплательщику в непосредственной связи с реализацией товаров (работ, услуг).
При рассмотрении настоящего дела налоговой инспекцией не представлены доказательства, подтверждающие наличие у налогоплательщика в проверяемый период права требовать от ОАО "Ашинский металлургический завод" оплаты по установленному тарифу.
Пунктом 3 статьи 249 Кодекса предусмотрено, что особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.
Оказание услуг по технологическому присоединению имеют специфический характер и регулируются положениями вышеуказанных законодательных и нормативных актов. Вместе с тем данные нормативные акты и глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации, не устанавливают какие-либо особенности в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для поставщиков данного вида работ, услуг.
Таким образом сумма 21 646 461 руб. ( разница между установленной платой и фактическим доходом) не соответствует критериям определения дохода от реализации применительно к понятиям главы 21, 25 НК РФ, поскольку ее возникновение не связано с реализацией товаров ( работ, услуг) по конкретному договору, отсутствуют первичные бухгалтерские документы, подтверждающие ее наличие и, кроме того, в отношении указанной суммы не имеется конкретного лица, обязанного ее погасить ( уплатить).
Как следует из материалов дела, в ответ на запрос Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2011 Федеральной службой по тарифам представлены пояснения относительно возможности изменения платы за технологическое присоединение в сторону уменьшения, согласно которым предусматривается такая возможность, если мероприятия по технологическому проекту, либо их часть, осуществляются заявителем с указанием конкретных мероприятий, при этом размер оплаты за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (т.9, л.д.32-34).
При этом, пояснения уполномоченного орган, равно как и законодательные нормы, не содержат и не конкретизируют перечень документов и сам порядок установления уполномоченным органом возможности применения положений об уменьшении тарифа на сумму произведенных заявителем мероприятий.
Вопрос необходимости экономической обоснованности налогов и запрета их произвольного установления, взимания, разрешен законодателем в ст.3 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Кроме того, оспариваемое решение налогового органа не может быть признано соответствующим закону, поскольку налоговым органом не представлено доказательств незаконности действий со стороны налогоплательщика, как и не представлено достаточных доказательств позволяющих усмотреть в его действиях недобросовестность либо выгоду, влекущую за собой необходимость доначисления налогов и штрафных санкций по ним.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном конкретном случае налоговым органом неправомерно доначислены суммы налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, поскольку начисленные в соответствии с данной нормой налоги противоречат порядку определения налогооблагаемой базы, указанной в гл.гл. 21, 25 НК РФ и не соответствует основным началам законодательства о налогах, закрепленными в п.3 ст.3 НК РФ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2012 по делу N А07-18701/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18701/2011
Истец: ООО "Башкирская сетевая компания"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан
Третье лицо: Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, ОАО "Ашинский металлургический завод"
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11640/12
15.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6741/12
18.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-18701/11
30.01.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12807/11