г. Саратов |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А12-5882/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" августа 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Веряскиной С.Г., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" (ОГРН 1033400546156, ИНН 3446002106, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Песчанокопская, 2/1)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 июня 2012 года по делу N А12-5882/2012 (судья Маслова И.И.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда" (ОГРН 1033400546156, ИНН 3446002106, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Песчанокопская, 2/1)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (ОГРН 1043400433240, ИНН 3445070230, адрес местонахождения: г. Волгоград, ул. Профсоюзная, д.30)
о признании незаконным отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выраженного в приказе N 2148 от 30.12.2011,
при участии представителей:
МУП "Городской водоканал г. Волгограда"- не явился, извещен,
Управления Росприроднадзора по Волгоградской области - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - МУП "Горводоканал г. Волгограда", Предприятие, заявитель) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (далее - Управление Росприроднадзора по Волгоградской области), в котором с учётом уточнений, просило суд признать незаконным отказ Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МУП "Городской водоканал г. Волгоград" - цех "Станция Аэрации", выраженный в приказе N 2148 от 30.12.2011. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Управление Росприроднадзора по Волгоградской области утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Решением от 04 июня 2012 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
МУП "Городской водоканал г. Волгограда" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным отказ Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МУП "Городской водоканал г. Волгоград" - цех "Станция Аэрации", выраженный в приказе N 2148 от 30.12.2011.
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
МУП "Городской водоканал г. Волгограда" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовые уведомления N 93975 8 и N 93977 2 и о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание заявитель не обеспечил.
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление N 93976 5 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание налоговый орган не обеспечило.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11 июля 2012 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, представленного на нее отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МУП "Городской водоканал г. Волгограда" разработан и по заявлению от 12.12.2011 N 7008и-11 сдан на согласование в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) "Цех "Станция Аэрации" МУП "Городской водоканал г. Волгограда".
Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области рассмотрен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и принято решение об отказе в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выраженное в приказе N 2148 от 30.12.2011, на основании статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на из размещение" по причине наличия в составе недостоверной информации в составе представленных документов, а именно:
- не указаны в разделе "Сведения об отходах" виды отхода - код 9430000000000 (4 класса опасности) отходы (осадки) при механической и биологической очистки сточных вод (ил очистных сооружений сточных вод), компонентный состав данных отходов;
- отсутствует в разделе "Схема операционного движения отходов" в таблице 2.11 информация по видам отходов код 9430000000000 (4 класса опасности) отходы (осадки) при механической и биологической очистки сточных вод (ил очистных сооружений сточных вод), поступающих на иловые площадки о. Голодный с очистных сооружений с целью обезвреживания и хранения в течение 3 -х лет;
- в таблице 2.12 в гр. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 в разделе "Схема операционного движения отходов" не указаны реквизиты организаций, которым передаются отходы для использования - код 9430000000000 отходы (осадки) при механической и биологической очистки сточных вод (осадки с иловых карт после механической и биологической очистки муниципальных сточных вод, содержащие опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности);
- в разделе "Сведения об использовании и обезвреживании отходов" в таблице не уточнено, что образуется после обезвреживания отходов - сертифицированная продукция или отходы;
- в разделе "Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов" не представлена информация по видам отходов код 9430000000000 (4 класса опасности) отходы (осадки) при механической и биологической очистки сточных вод (ил очистных сооружений сточных вод), поступающих на иловые площадки о. Голодный с очистных сооружений с целью обезвреживания и хранения в течение 3-х лет, некорректно обоснован срок хранения отходов на иловых площадках. Отходы код 9430000000000 (4 класса опасности - мусор с решеток) отсутствует информация по объекту хранения;
- в разделе "Предложения по лимитам на размещение отходов" отсутствует информация по видам отходов код 9430000000000 (4 класса опасности) отходы (осадки) при механической и биологической очистки сточных вод (ил очистных сооружений сточных вод), поступающих на иловые площадки о. Голодный с очистных сооружений с целью обезвреживания и хранения в течение 3-х лет. В гр. 14 пункты 17, 18 не указано наименование объекта размещения отходов;
- не представлены приложения N 1, N 2 к договору N 808-11 купли-продажи N1;
- не представлены копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов код 9430000000000 (4 класса опасности) с иловых площадок о. Голодный другим хозяйствующим субъектам для использования, обезвреживания, хранения или захоронения;
- в составе представленного ПНООЛР отсутствуют сведения о компонентном составе отходов - код 9430000000000 (4 класса опасности) отходы (осадки) при механической и биологической очистки сточных вод (ил очистных сооружений сточных вод), поступающих на иловые площадки о. Голодный и Среднеахтубинского района с очистных сооружений с целью обезвреживания и хранения в течение 3-х лет и более 3-х лет.
Считая отказ Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что в связи с тем, что представленный Предприятием проект не соответствовал требованиям, установленным в Методических указаниях, Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области принято обоснованное решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, МУП "Горводоканал г. Волгограда" является муниципальным унитарным предприятием коммунального комплекса, специально созданным для обслуживания городской системы водопроводно-канализационного хозяйства в целях обеспечения хозяйственно-бытового водоснабжения и водоотведения Волгограда. Одним из основных видов деятельности предприятия является очистка канализационных стоков. Деятельность предприятия по поставке воды потребителям и приему у них неочищенных сточных вод осуществляется на основании гражданско-правовых договоров.
На праве хозяйственного ведения у предприятия находятся объекты по производству воды питьевого качества и объекты по очистке сточных вод, включая очистные сооружения, осуществляющие свою производственную деятельность на основании технологических регламентов. Данные объекты являются элементами единой системы коммунальной инфраструктуры и в соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" представляют собой совокупность производственных, имущественных объектов, в т. ч. трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий Волгограда и предназначенных для нужд потребителей Волгограда.
Основной объем объектов предприятия, связанных с очисткой сточных вод (Цех "Станция Аэрации"), включает в себя: очистные сооружения канализации по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, о. Голодный; иловые площадки в районе пос. 2-ая Пятилетка в Среднеахтуюинском районе.
Основной вид деятельности Цеха "Станция Аэрации" - прием, транспортировка и очистка муниципальных и производственных сточных вод на очистных сооружениях канализации.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Предприятием разработан и сдан на согласование в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) "Цех "Станция Аэрации" МУП "Городской водоканал г. Волгограда".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010 N 283, с 01.10.2010 Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области осуществляются функции, в том числе, по установлению нормативов на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; проведение работы по паспортизации отходов, в том числе выдача свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласование паспортов отходов I-IV классов опасности.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 установлено, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок), индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности и иной деятельности документы, в том числе проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пункту 10 Порядка основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 17.01.2008 N 10891) утверждены Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания).
Согласно пунктам 1, 2 Методических указаний они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Методические указания определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) и устанавливают требования к форме и содержанию (приложение N 1, 2, 3 - образцы оформления проектов, включая требования к форме и содержанию всех таблиц, указания по их заполнению и образцы заполнения иных разделов проектов).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Предприятием информация в данных разделах ПНООЛР представлена не в полном объеме.
Довод Предприятия о том, что объемы сырого осадка поступают на иловые площадки для технологической переработки, а не для размещения, и не могут быть отходом, подлежащим включению в разделы 1.1, 1.2., 1.3, 1.6., 2, а также негативное воздействие предприятие на окружающую среду не оказывает, в связи с чем данные разделы проекта им были заполнены частично, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
В обоснование своих аргументов, что осадки сточных вод, поступающие на очистные сооружения, не являются отходом, МУП "Горводоканал г. Волгограда" приводит "Техническое заключение по определению места образования отходов в существующей технологии переработки осадков, подлежащих оплате на негативное воздействие на окружающую среду" ФГБОУВПО "ВолГАСУ" от 13.10.2011 года.
Однако в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 N 786, тринадцатизначный код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, где девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы (0 - данные не установлены, 1 - твердый, 2 - жидкий, 3 -пастообразный, 4 - шлам, 5 - гель, коллоид, 6 - эмульсия, 7 - суспензия, 8 - сыпучий, 9 - гранулят, 10 - порошкообразный, 11 - пылеобразный, 12 - волокно, 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства, 99 - иное).
Таким образом, заключение ФГБОУВПО "ВолГАСУ" о том, что отходами являются только осадки сточных вод, имеющие агрегатное состояние осадка - твердое, а осадки сточных вод, поступающие на иловые площадки, имеющие агрегатное состояние - жидкий нельзя отнести к отходам, а процесс их обработки нельзя назвать размещением отходов, является не состоятельным.
Требование Управления включить отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод, поступающие на иловые площадки, расположенные на о. Голодный и Среднеахтубинском районе п. 2-й Пятилетки, в разделы проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в разделы проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, соответствует Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 "Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений", ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами"; Приказу Минприроды РФ от 2.12.2002 г. N 786 "Об утверждении Федеральный классификационный каталог отходов", СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, СанПиН 2.1.7.573-96 "Санитарно-гигиенические требования к качеству сточных вод и их осадков, используемых для орошения и удобрения земель".
К заявлению об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявитель приложил Лицензию N ОП-39-002046 от 22.09.2010 на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 -4 класса опасности, где в приложении к лицензии "Перечень отходов и видов работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 -4 класса опасности" указаны следующие виды отходов: "отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод"; "осадки с иловых карт после механической и биологической очистки муниципальных сточных вод, содержащие опасные компоненты в количестве, соответствующем 4 классу опасности"; "отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (ил очистных сооружений сточных вод); "отходы (осадки) при промывке канализационных сетей"; "отходы (осадки) из выгребных ям и хозбытовые стоки".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявителем не включена во все таблицы ПНООЛР информация по виду отхода - код 9430000000000 (4 класса опасности) отходы (осадки) при механической и биологической очистки сточных вод (ил очистных сооружений сточных вод), поступающих на иловые площадки о. Голодный с очистных сооружений с целью обезвреживания и хранения в течение 3-х лет.
В нарушение п.п. 21, 23, 25 Методических указаний в разделах "Сведения об отходах", "Схема операционного движения отходов", "Сведения об использовании и обезвреживании отходов", "Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов" не указана информация по данному виду отходов.
Кроме того, в нарушение п. 23 Методических указаний в разделе "Схема операционного движения отходов" не указаны реквизиты организаций, которым передаются для использования отходы, поступающие на иловые поля с очистных сооружений, в нарушение п. 25 Методических указаний в разделе "Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов" отсутствует информация по объекту хранения 4 класса опасности отходов -мусор с решеток.
В нарушение п. 31 Методических указаний не представлены приложения N 1, N 2 к договору N 808-11 купли-продажи N 1 и копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов, поступающих на иловые поля с очистных сооружений.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Управлением правомерно отказано Предприятию в утверждении представленного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку данный проект содержит недостоверную информацию,
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалованной части, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу МУП "Городской водоканал г. Волгограда" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы МУП "Городской водоканал г. Волгограда" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Платежным поручением от 28 июня 2012 года N 2727 МУП "Городской водоканал г. Волгограда" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Следовательно, МУП "Городской водоканал г. Волгограда" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 июня 2012 года по делу N А12-5882/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать Муниципальному унитарному предприятию "Городской водоканал г. Волгограда" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением от 28 июня 2012 года N 2727 государственной пошлины в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5882/2012
Истец: МУП "Городской водоканал г. Волгограда"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
Третье лицо: МУП "Городской водоканал г. Волгограда"