город Ростов-на-Дону |
|
16 августа 2012 г. |
дело N А53-12323/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л. А.
судей Соловьевой М.В., Ивановой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участи:
от ФКП "Комбинат "Каменский" - представитель - Солонченко Александр Александрович, доверенность от 30.12.2011 г. N 5,
от Управления Росалкогольрегулирования по ЮФО - представитель - Берестов Евгений Викторович, доверенность от 10.01.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия "Комбинат "Каменский"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2012 28.05.2012 по делу N А53-12323/2012,
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
по заявлению Федерального казенного предприятия "Комбинат "Каменский"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Комбинат "Каменский" (далее - ФКП "Комбинат "Каменский") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - Управление Росалкогольрегулирования по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2012 г. N 07-10/24 о привлечении предприятия к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ.
Решением суда от 28.05.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в непредставлении в установленный срок на бумажном носителе и в электронном виде декларации об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также заявлении в декларации заведомо искаженных сведений.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное казенное предприятие "Комбинат "Каменский" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 28.05.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что этиловый спирт используется предприятием для производства промышленной продукции. У общества также имеется законсервированное оборудование по производству этилового спирта, в связи с чем и получена лицензия на производство, хранение и поставку производственного этилового спирта. Декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта за 4 квартал 2011 года по формам приложений N 1, 2, 6 и 7 на бумажном носителе представлены 12.01.2012 г., в электронном виде - 16.01.2012 г., то есть в установленный срок.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании 06.08.2012 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлено протокольное определение о перерыве до 14.08.2012 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения плановой документарной проверки ФКП "Комбинат "Каменский", имеющего лицензию на право осуществления деятельности по производству, хранению и поставке этилового спирта, сотрудниками Управления Росалкогольрегулирования по ЮФО установлено, что предприятие не представило в срок до 20.01.2012 г. декларации на бумажном носителе и электронном виде об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2011 г. по формам приложений N 2 и 7, как организация, закупившая и использующая этиловый спирт на технические или иные цели, не связанные с производством спиртосодержащей и алкогольной продукции. Управлением также установлено заявление предприятием в декларациях по форме приложений N 6 и 7 искаженных сведений.
По данному факту в отношении ФКП "Комбинат "Каменский" составлен протокол об административном правонарушении N 07-10/24 от 27.02.2012 г.
Постановлением руководителя Управления Росалкогольрегулирования по ЮФО от 13.03.2012 г. N 07-10/24 предприятие привлечено к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ФКП "Комбинат "Каменский" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота в порядке и по форме, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций (далее - Положение).
Положением предусмотрено несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
Согласно пункту 3 Положения организации, использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 2.
Организации, осуществляющие производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 6.
Декларации по форме согласно приложению N 7 представляют организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год.
Таким образом, в случае приобретения организацией и использования на технические цели более 200 дал этилового спирта в год необходимо представлять декларацию об объемах использования этилового спирта (Приложение N 2 к Положению), а также декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 7 к Положению).
Сроки подачи указанных деклараций установлены в пункте 5.4.1 Положения, согласно которого декларации представляются в территориальные органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В силу пункта 5 Положения N 858 организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной службой формате.
Поскольку ФКП "Комбинат "Каменский" осуществляет закупку этилового спирта на технические и иные цели (не связанные с производством спиртосодержащей продукции) в объеме свыше 200 далл в год, следовательно, предприятие обязано представлять декларации по форме приложений N 2 и N 7 как организация, закупившая и использующая этиловый спирт на технические или иные цели, не связанные с производством спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Из материалов дела усматривается, что декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта за 4 квартал 2011 года по формам приложений N 1, 2, 6 и 7 на бумажном носителе представлены заявителем в управление 12.01.2012 г., в электронном виде - 16.01.2012 г., то есть в установленный срок.
Основанием для привлечения ФКП "Комбинат "Каменский" к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ послужило указание в декларациях по форме N 2 и N 7 номера лицензии Б 068827 на право производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, что соответствует использованию этилового спирта при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Поскольку приобретенный заявителем этиловый спирт использовался на цели, не связанные с производством спиртосодержащей продукции по лицензии Б 068827, то указание в декларациях на лицензируемый вид деятельности и номер лицензии, свидетельствует, по мнению управления, о заявлении в декларациях искаженных сведений.
Между тем, объективную сторону предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ правонарушения характеризует включение в декларации заведомо искаженных данных, влекущих занижение объема закупок и поставок алкогольной продукции.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется только прямым умыслом.
В рассматриваемом случае, с учетом особенностей положений статьи 15.13 КоАП РФ, управление должно доказать умышленную вину лица, привлеченного к ответственности, в совершении этого правонарушения как необходимый элемент его состава.
В силу части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Однако в нарушение приведенных норм права ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении управлением не описаны признаки, свидетельствующие о наличии в действиях общества прямого умысла на совершение вменяемого административного правонарушения.
Судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности Управлением Росалкогольрегулирования по ЮФО субъективной стороны вменяемого заявителю административного правонарушения.
Исходя из смысла статьи 15.13 КоАП РФ, включение в декларацию заведомо искаженных данных предполагает не любое искажение сведений, а заведомое искажение данных, касающихся объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и административная ответственность наступает при доказанности вины в форме умысла.
Недоказанность заведомого характера искажения данных (например, из-за опечаток, технических ошибок, неточностей и так далее) свидетельствует об отсутствии состава данного административного правонарушения.
Анализ представленных документов свидетельствует о том, что ФКП "Комбинат "Каменский" при заполнении деклараций об объемах оборота, поставки, закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции данные об объемах заведомо не искажались.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что административным органом не доказан обязательный признак вменяемого обществу правонарушения - намеренность искажения данных, а также прямой умысел общества.
Ошибочное указание заявителем в спорных декларациях на лицензируемый вид деятельности и номер лицензии не повлекло сокрытия или неуплату налогов, либо иного улучшения финансового состояния предприятия, а также занижения за отчетный период общего объема приобретенного этилового спирта, следовательно, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ управлением не доказано.
Указание в оспариваемом постановлении на незаполнение граф N 9 и N 10 (серия, номер, дата получения лицензии и кем выдана лицензия) декларации по форме N 6 и отражении в данной декларации закупки поставки спирта по ТТН N 45 от 21.10.2011 г. в объеме 0,499 тыс. далл, является ошибочным. Представленная в материалы дела декларация по форме N 6 имеет необходимые сведения о лицензии, а данные об объемах поставки не отражены, поскольку предприятие в спорный период деятельность по производству спиртосодержащей продукции по лицензии Б 068827 не осуществляло, декларация была представлена с нулевыми показателями (л.д. 47-48 т. 1).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2012 по делу N А53-12323/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 13.03.2012 г. N 07-10/24 о привлечении ФКП "Комбинат "Каменский" к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12323/2012
Истец: Федеральное казенное предприятие "Комбинат "Каменский", ФКП "Комбинат "Каменский"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу