город Омск |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А46-2912/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5331/2012) общества с ограниченной ответственностью "Фирма Жалюзи" на решение Арбитражного суда Омской области от 11 мая 2012 года по делу N А46-2912/2012 (судья Луговик С.В.) по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Жалюзи" (ИНН 5503035697, ОГРН 1025500761076) о демонтаже рекламной конструкции,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма Жалюзи" - представитель не явился, извещено;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, извещен,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Жалюзи" (далее - ООО "Фирма Жалюзи") об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной согласно паспорту рекламного места N 167-03 рм от 11.04.2003 на опоре освещения по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, въезд на мост "Комсомольский".
Решением Арбитражного суда Омской области от 11 мая 2012 года по делу N А46-2912/2012 иск удовлетворен, на ООО "Фирма Жалюзи" возложена обязанность произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной согласно паспорту рекламного места N 167-03 рм от 11.04.2003 на опоре освещения по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, въезд на мост "Комсомольский". С ООО "Фирма Жалюзи" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Фирма Жалюзи" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса РФ имеет преимущественное право на заключение договора аренды муниципального рекламного места на новый срок. По мнению заявителя, одностороннее расторжение арендодателем договора аренды не исключает возможность реализации преимущественного права добросовестного арендатора на заключение нового договора. Договор аренды в этом случае должен заключаться с обладателем преимущественного права без проведения торгов.
Департамент имущественных отношений письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
В заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, 18.04.2003 между Департаментом недвижимости Администрации города Омска (правопредшественник истца, арендодатель) и ООО "Фирма Жалюзи" (арендатор) заключен договор N 24426/3-Р аренды муниципального рекламного места, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду рекламное место с площадью информационной части 4,32 кв.м по адресу: ул. Гагарина (въезд на "Комсомольский" мост прав. сторона к центру) на световой опоре с подсветом, для размещения рекламоносителя согласно прилагаемому к договору паспорту рекламного места N 167-03 рм от 11.04.2003.
Срок действия договора установлен с 01.05.2003 по 30.04.2004 (пункт 9.2 договора).
В пунктах 4.4, 4.5 договора предусмотрено, что арендатор обязан не нарушать сроков размещения рекламы, установленных договором и обеспечить в течение двух суток после истечения срока действия договора или досрочного отказа от договора демонтаж рекламного носителя, а в необходимых случаях - произвести восстановление (косметический ремонт) строения (сооружения), на котором он был размещен.
Извещением исх. N ИсДИО/13173 от 12.07.2011 Департамент имущественных отношений со ссылкой на истечение срока действия договора и пункт 2 статьи 610 Гражданского кодекса РФ отказался от договора аренды рекламного места N 24426/3-Р от 18.04.2003, заключенного на неопределенный срок, и уведомил ООО "Фирма Жалюзи" о необходимости осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение трех дней (л.д. 20).
Согласно актам осмотра места установки рекламной конструкции от 30.09.2011, 15.08.2011 рекламная конструкция не демонтирована в установленный в извещении срок (л.д. 18-19).
Неисполнение ответчиком требования о демонтаже рекламной конструкции явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, который удовлетворен судом первой инстанции.
Оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования Департамента имущественных отношений, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются Федеральным законом "О рекламе", а также принятыми в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
По смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона "О рекламе". Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (пункт 5 указанной статьи).
Согласно пункту 9 статьи 19 Закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Пунктом 10 статьи 19 Закона "О рекламе" предусмотрено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых она установлена.
Разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (пункт 17 данной статьи).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, из указанных норм права следует, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем только при условии согласия собственника земельного участка, на котором будет размещена конструкция. Разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления при наличии письменного подтверждения согласия собственника земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 части 18 статьи 19 названного Закона в связи с окончанием срока действия договора разрешение на установку рекламной конструкции подлежит аннулированию.
В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней (пункт 21 статьи 19 Закона "О рекламе").
Учитывая, что извещением N ИсДИО/13173 от 12.07.2011 Департамент имущественных отношений отказался от договора аренды рекламного места N 24426/3-Р от 18.04.2003 и уведомил ООО "Фирма Жалюзи" о необходимости осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение трех дней, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество использует рекламную конструкцию при отсутствии правовых оснований.
Доводы ООО "Фирма Жалюзи" относительно преимущественного права на заключение договора аренды рекламного места на новый срок, судом апелляционной инстанции отклонены.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" указано, что к договору на размещение наружной рекламы по аналогии могут быть применены положения законодательства о договоре аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 621 ГК РФ в том случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
Ссылка ответчика на наличие у него преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
В случае нарушения такого права добросовестному арендатору статьей 621 ГК РФ предоставлены специальные способы защиты.
Так, согласно названной статье отказ арендодателя арендатору в заключении договора на новый срок предоставляет последнему лишь право требовать перевода на себя прав и обязанностей по договору аренды, заключенному с другим лицом в течение года со дня истечения срока действовавшего договора.
Вопреки позиции ООО "Фирма Жалюзи", обязанность ответчика на основании обжалуемого судебного акта произвести демонтаж спорной рекламной конструкции, обусловлена тем, что размещение любых конструкций наружной рекламы возможно только после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется, и ни коим образом не влияет на возможность реализации ООО "Фирма Жалюзи" преимущественного права на заключение договора на новый срок.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств того, что Департамент намерен заключить либо заключил договор аренды спорного муниципального рекламного места с иными арендаторами, и ООО "Фирма Жалюзи" было отказано в предоставлении преимущественного права на заключение испрашиваемого договора аренды.
В связи с прекращением ранее заключенного договора аренды рекламная конструкция должна быть ответчиком демонтирована.
Сведений о том, что рекламная конструкция, расположенная согласно паспорту рекламного места N 167-03 рм от 11.04.2003 на опоре освещения по адресу: г. Омск, ул. Гагарина, въезд на мост "Комсомольский", демонтирована, ответчиком не представлено. Соответствующих доводов не приведено.
В силу пункта 22 статьи 19 Закона "О рекламе" при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования Департамента имущественных отношений об обязании ответчика произвести работы по демонтажу рекламной конструкции являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ООО "Фирма Жалюзи" оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11 мая 2012 года по делу N А46-2912/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2912/2012
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ООО "Фирма "Жалюзи"
Третье лицо: ООО "Фирма "Жалюзи"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5331/12
02.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5331/12
18.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5331/12
11.05.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-2912/12