г. Киров |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А29-3520/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Поляковой С.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2012 по делу N А29-3520/2012, принятое судом в составе судьи Изъюровой Т.Ф.,
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала производственного отделения "Центральные электрические сети" (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785)
к администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" (ИНН 1120005299, ОГРН 1061105009954),
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала производственного отделения "Центральные электрические сети" (далее - Общество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" (далее - Администрация, ответчик, заявитель) о взыскании 23 624 рублей 29 копеек неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2012 исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2012 о взыскании неосновательного обогащения полностью и принять новый судебный акт.
По мнению Администрации, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Заявитель указывает, что изменение арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касается земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередач, линии связи и другие подобные сооружения (линейные объекты). Заявитель, ссылаясь на нормы действующего законодательства, приводит определение понятия "линейный объект" - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенные для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Заявитель считает, что, так как дизельная электростанция с пристройкой не является устройством для передачи и распределения электроэнергии по проводам, не является системой линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, не имеет признака сложной или неделимой вещи, имеющей значительную протяженность в пространстве, следовательно, не может являться "линейным объектом". Исходя из изложенного, заявитель делает вывод, что арендуемый Обществом земельный участок расположен под дизельной электростанцией, являющейся объектом недвижимого имущества - нежилым зданием общей полезной площадью 112,3 кв. метров, следовательно, истец не может относиться к субъектам, на которые распространяет свое действие пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Общество в возражениях на апелляционную жалобу отклонило доводы заявителя в полном объеме, считает решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2012 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.08.2002 между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 720 аренды земли для юридических лиц (кроме земель сельскохозяйственного назначения) (далее - договор аренды) (т. 1 л.д. 9-11).
В соответствии с пунктом 1.1. договора аренды, арендодатель предоставляет арендатору сроком до 15.08.2027 земельный участок общей площадью 3000 кв.метров, по адресу: Республика Коми, д. Медвежка, для содержания и обслуживания дизельной электростанции.
Соглашением сторон от 27.01.2004 к договору аренды изменена площадь арендуемого земельного участка, которая составила 2626,4 кв. метров (т.1 л.д. 14).
Соглашением сторон от 14.07.2008 в преамбулу договора были внесены изменения, согласно которым арендатором является Общество (правопреемник ОАО "АЭК "Комиэнерго") (т.1 л.д. 15).
Соглашением сторон от 28.01.2011 договор аренды расторгнут (т.1 л.д. 16). В соответствии с протоколом разногласий к этому соглашению арендатор вносит арендную плату по 31.12.2010 (т.1 л.д. 17).
По условиям договора аренды (пункт 4.1 и приложение N 2 к договору аренды) сумма арендной платы на 2010 год составила 23 742 рубля, с оплатой в равных долях по срокам уплаты: 15.03., 15.06., 15.09., 15.11.
Во исполнение названного договора за 2010 год истцом было уплачено 30 055 рублей, что подтверждается актом сверки сторон по состоянию на 31.12.2010 (т.1 л.д. 41-53), платежными поручениями от 12.03.2010 N 150 (т.1 л.д. 61), от 09.06.2010 N 9 (т.1 л.д. 60), от 14.09.2010 N 5 (т.1 л.д. 59), от 09.12.2010 N 22 (т.1 л.д. 58).
Кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого для содержания и обслуживания дизельной электростанции, согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, составляет 5935 рублей 66 копеек (т.1 л.д. 19).
Истец обращался к ответчику с просьбой произвести перерасчет по договорам аренды земельных участков (в том числе и по спорному договору), на которых расположены линии электропередач, в соответствии с изменениями действующего законодательства, что подтверждается письмами от 31.01.2011 N 52-102/425 (т.1 л.д. 20), от 04.04.2011 N 52-102/1627 (т.1 л.д. 21-22), от 25.05.2011 N 52-102/2608 (т.1 л.д. 23).
13.02.2012 Общество направило в адрес Администрации предарбитражное предупреждение (т.1 л.д. 24), в котором предлагалось перечислить излишне уплаченную сумму по спорному договору аренды за 2010 год в срок до 01.03.2012. Предарбитражное предупреждение получено ответчиком 16.02.2012 (т.1 л.д. 26).
Отсутствие ответа на предарбитражное предупреждение, явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства относится принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Коми указанный порядок определен Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2007 N 314 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки, расположенные на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена".
Указанным постановлением изменен порядок начисления арендной платы. В соответствии с пунктом 3 Постановления N 314 установлена ежегодная арендная плата на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки, расположенные на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды данных земельных участков в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) определение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касается земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
В соответствии с толкованием статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, содержащимся в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, ограничение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередач, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), а также земельных участков под такими объектами, подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
При рассмотрении иска о взыскании неосновательного обогащения в предмет доказывания входят выяснение следующих обстоятельств: приобретение ответчиком денежных средств или имущества за счет истца, а также неосновательность данного приобретения, размер неосновательного обогащения и процентов.
С учетом изложенного, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение в виде переплаты по арендной плате за 2010 год в сумме 23 624 рубля 29 копеек.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что дизельная электростанция не может быть линейным объектом. Указанный довод отклоняется, как несостоятельный, поскольку получил надлежащую оценку в решении суда, с которой апелляционный суд соглашается.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.05.2012 по делу N А29-3520/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципального района "Усть-Цилемский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3520/2012
Истец: ОАО МРСК Северо-Запада, ОАО МРСК Северо-Запада в лице производственного отделения Центральные электрические сети филиала ОАО МРСК Северо-Запада Комиэнерго
Ответчик: Администрации муниципального образования муниципального района Усть-Цилемский