г. Вологда |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А13-5100/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Спектр" Трофимова Н.Н. по доверенности от 07.08.2012, Манойловой Н.Н. по доверенности от 17.04.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 июня 2012 года по делу N А13-5100/2012 (судья Киров С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (ОГРН 1043500601616; далее - ООО "Спектр", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Тотемскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее - ГУ МЧС, Управление) от 13.04.2012 N 40/41/42 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда от 21 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Спектр" обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права. Податель жалобы не согласен с решением в части привлечения его к ответственности за следующие нарушения: открытие дверей на путях эвакуации в здании мастерской не по направлению выхода из здания; отсутствие в помещениях мастерской и гаража автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в отзыве отклонило доводы жалобы, поэтому дело рассмотрено в отсутствие представителей на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей общества, исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как видно из материалов дела, с 02.04.2012 по 05.04.2012 на основании распоряжения от 01.03.2012 N 26 дознавателем Управления проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Спектр" обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по адресу: Вологодская область, г. Тотьма, п. Лесотехникума (лист дела 84).
В ходе указанной проверки Управлением выявлены следующие нарушения:
- с работниками общества не проводится противопожарный инструктаж (пункт 7 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03, Правила пожарной безопасности));
- на производственных и складских помещениях не определена и не обозначена на дверях категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (пункт 33ППБ 01-03);
- на окнах установлены глухие решетки (пункт 40 ППБ 01-03);
- в административном здании огнетушитель под лестницей установлен на полу без обязательной фиксации от возможного падения при случайном воздействии (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 4.2.7 "СП 9.13130.2009. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденный приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 179);
- в помещении гаража отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 25.2 таблицы 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 (НПБ 110-03), пункта 20 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323 (далее - НБП 104-03)).
- в мастерских отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 9.2 таблицы 3 НПБ 110-03, пункт 20 таблицы 2 НПБ 104-03;
- двери на путях эвакуации в мастерской открываются не по направлению выхода из здания (пункт 52 ППБ 01-03).
По результатам проверки 05.04.2012 составлен акт N 26 и 13.04.2012 выдано предписание N 26/1/26 об устранении выявленных нарушений в срок до 06.07.2012 (листы дела 82-83, 85-86).
Также 05.04.2012 в связи с выявленными правонарушениями в отношении общества составлены протоколы об административном правонарушении N 40, 41, 42 и 13.04.2012 вынесено постановление N 40/41/42 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (листы дела 77-80).
ООО "Спектр" с постановлением не согласилось и оспорило его в судебном порядке.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционная инстанция поддерживает выводы суда с учетом следующего.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно названной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 52 ППБ 01-03 установлено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания.
Как усматривается из материалов дела, все имеющиеся в здании мастерской общества двери (3 двери, без учета двухстворчатых ворот) открываются не по направлению к выходу из здания. Доказательств обратного (плана эвакуации, иной документальной информации, подтверждающей назначение каждого выхода), обществом не представлено.
При таких обстоятельствах довод подателя жалобы о соответствии эвакуационных выходов в здании мастерской требованиям пожарной безопасности подлежит отклонению.
На основании этого административным органом правомерно квалифицировано указанное нарушение по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Наряду с Правилами пожарной безопасности ППБ 01-03 следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности и регламентируют защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС), распространяет свое действие на здания, сооружения, помещения и оборудование, подлежащие защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, поименованные в перечне, представленном в обязательном приложении к НПБ 110-03 (пункт 14 НПБ 110-03).
Действие НПБ 110-03 имеет место на всех этапах создания зданий, сооружений, помещений и оборудования, в период их эксплуатации, следовательно, требования пожарной безопасности, установленные данными нормами (НПБ 110-03), должны выполняться владельцами этих помещений (собственниками, арендаторами и владеющими на ином законном праве).
Пунктом 25.2 таблицы N 3 НПБ 110-03 установлено, что помещения для хранения транспортных средств, размещаемых в зданиях иного назначения (за исключением индивидуальных жилых домов) при их расположении в цокольных и надземных этажах (при хранении менее трех автомобилей) должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству о государственной регистрации права от 17.09.2008 серии 35-СК N 412606, а также фототаблице (листы дела 75-76) спорное помещение гаража расположено в административно-бытовом здании административного назначения и сообщено с ним проходом.
С учетом изложенного, административный орган сделал правильный вывод о необходимости оборудования данного помещения автоматическими установками пожарной сигнализации.
При этом апелляционная инстанция отклоняет ссылку общества на пункт 6.31 СНиП 21-02-99 "Стоянка автомобилей", утвержденный постановлением Госстроя России от 19.11.1999 N 64, согласно которому одно- и двухэтажных автостоянках боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса допускается не предусматривать автоматическое пожаротушение и сигнализацию, поскольку при проверке административным органом не установлено и в материалах дела отсутствуют доказательства, что автостоянка является таковой. При этом согласно пункту 6.30 а) данного СНиПа предусмотрено, что автоматической пожарной сигнализацией должны быть оборудованы одноэтажные надземные автостоянки закрытого типа площадью менее указанной в 6.29, в) или при количестве боксов до 5 включительно.
Аналогичная обязанность по оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации помещения мастерской по ремонту предусмотрена для надземных помещений категории В2-В3 по пожарной опасности (пункт 9.2 таблицы N 3 НПБ 110-03).
В соответствии с пунктом 20 таблицы 2 НПБ 104-03 помещение гаража и здания мастерской по ремонту имеют один этаж, в связи с чем независимо от значения нормативного показателя категории по взрывопожарной и пожарной опасности (А, Б, В, Г, Д) подлежат оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Спектр" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. При определении размера наказания административным органом учтены влияющие на его размер обстоятельства, предусмотренные статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ. Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной нормы, процедура и сроки давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Приведенные в апелляционной жалобы доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, являются бездоказательными.
С учетом изложенного дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 июня 2012 года по делу N А13-5100/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5100/2012
Истец: ООО "Спектр"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по Тотемскому району МЧС России