г. Владивосток |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А51-2714/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Н.В. Алфёровой, Н.Н. Анисимовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания
при участии
от ООО "Восток КД": Лунёв В.М., представитель по доверенности от 08.02.2012, сроком действия один год, без права передоверия; паспорт;
от администрации г. Владивостока: Талько А.А., представитель по доверенности от 26.12.2011 N 1-3/4740, сроком действия до 31.12.2012; удостоверение N 4054;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Талько А.А., представитель по доверенности от 10.01.2010, сроком действия три года, без права передоверия;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока, администрации г. Владивостока, ООО "Восток КД"
апелляционное производство N 05АП-6072/2012, 05АП-6296/2012, 05АП-6297/2012
на решение от 14.06.2012
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-2714/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Восток КД"
к администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Восток КД" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации г. Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока о признании незаконными (с учетом уточнения заявленных требований) решений администрации г. Владивостока N 132/1У от 18.01.2012 и N 132/1У от 17.02.2012, выраженных в форме отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Новожилова, 3а, для целей не связанных со строительством (для эксплуатации стоянки автотранспортных средств) на кадастровом плане территории; обязании Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока в течении 10 дней с момента вынесения решения утвердить и выдать ООО "Восток КД" схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Новожилова, 3а, для целей не связанных со строительством (для эксплуатации стоянки автотранспортных средств).
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Администрации г. Владивостока N 132/1У от 18.01.2011, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
На решение суда поданы апелляционные жалобы.
Обжалуя решение суда в части удовлетворенных требований, администрация г. Владивостока и Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока ссылаются на то, что законодательство не предусматривает обязанность органа местного самоуправления изготавливать схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории и определять на ней местоположение и границы земельного участка. По смыслу пункта 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ такая схема должна быть предоставлена органу местного самоуправления, который обладает лишь полномочиями по ее утверждению и обязан выдать утвержденную схему заявителю. Таким образом, письмо о возврате документов N 132/1У от 18.01.2011 без утверждения схемы расположения земельного участка, мотивированное непредставлением соответствующей схемы, не может быть признано незаконным, поскольку не противоречит нормам права.
ООО "Восток КД", обжалуя судебный акт в части неудовлетворенных требований, ссылается на незаконность отказа в утверждении схемы земельного участка, выраженного в письме N 132/1У от 17.02.2012, так как спор касается не предоставления земельного участка, а определения его границ и имеющихся ограничений и обременений. Заявитель указывает на то, что при оформлении схемы расположения земельного участка администрация не лишена возможности самостоятельно откорректировать границы земельного участка, в том числе и с учетом норм СанПинов; права третьих лиц на испрашиваемый земельный участок не подтверждены материалами дела; довод ответчика о наличии на земельном участке дороги общего пользования противоречит представленным в материалы дела доказательствам; границы спорного земельного участка соприкасаются с внутриквартальной дорогой и примыкают к красным линиям перспективного расширения автодороги, в связи с чем цель использования земельного участка соответствует Правилам землепользования и застройки на территории ВГО.
В заседании суда апелляционной инстанции, представители лиц, участвующих в деле, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, и возражения на них поддержали.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт подлежит отмене в части в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 13.12.2011 ООО "Восток КД" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Новожилова 3а для целей не связанных со строительством: для эксплуатации стоянки автотранспортных средств (далее - спорный земельный участок).
Границы испрашиваемого земельного участка заявитель указал на копии
обзорной схемы, приложенной к заявлению.
29.12.2011 года Департамент обратился в администрацию г. Владивостока с заявлением о подготовке схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, в целях его последующего предоставления для целей, не связанных со строительством (эксплуатации стоянки автотранспортных средств).
Рассмотрев обращение департамента, администрация г. Владивостока письмом от 18.01.2012 N 132/1У возвратила Департаменту представленный пакет документов в связи с невозможностью утверждения схемы расположения земельного участка по причине ее отсутствия в представленном пакете документов.
10.02.2012 заявитель направил в адрес Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1928 кв.м, ситуационный план земельного участка и каталог координат вершин поворота границ участка.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока возвратило заявителю указанный пакет документов письмом от 17.02.2012 N 132/1у по причине невозможности утверждения схемы спорного земельного участка, так как в границах участка расположены объекты (МН), право собственности заявителя на которые документально не подтверждено, размещение стоянки автотранспортных средств на расстоянии менее чем 25 м от многоквартирных жилых домов противоречит СанПин 2.2.1/2.1.1.2555-09 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", размещение автомобильной стоянки в зоне Ж-3 возможно только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов. Спорный земельный участок таковым не является.
Посчитав отказ администрации г. Владивостока незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "Восток КД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, урегулирована ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Аналогичные правила установлены ст. 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 утвержден регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Регламент).
Пункт 2.6 Регламента устанавливает перечень возможных для получения услуги документов, включающий в себя схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, изготовленную лицом, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Ссылаясь на данный пункт регламента и ч. 4 ст. 34 Земельного кодексы РФ апеллянты - администрация г. Владивостока и Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока указывают на то, что изготовление схемы расположения земельного участка не входит в круг ее полномочий и указанный документ должен предоставляться заявителем, в связи с чем полагают законным письмо о возврате документов N 132/1У от 18.01.2011 без утверждения схемы расположения земельного участка, мотивированное непредставлением соответствующей схемы.
Судом первой инстанции вышеуказанные доводы правомерно отклонены как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Совершение действий по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка в срок, определенный пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что статьей 34 Земельного кодекса РФ введен заявительный порядок инициирования гражданами процедуры предоставления земельных участков. Адресатом заявления должен являться орган, уполномоченный на принятие решения о предоставлении участка. Полномочия по установлению перечня документов, необходимых для утверждения схемы расположения земельного участка, не предусмотренных Земельным кодексом РФ, органам местного самоуправления действующим законодательством не предоставлены. Земельный кодекс РФ не устанавливает обязанности заинтересованного лица разрабатывать схему расположения земельного участка за счет собственных средств, в отличие от выполнения кадастровых работ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка по мотиву непредставления соответствующей схемы у администрации г. Владивостока отсутствовали, оспариваемое решение Администрации г. Владивостока N 132/1У от 18.01.2011 является незаконным и нарушает права заявителя, так как создает препятствия в приобретении прав на спорный земельный участок.
Коллегия апелляционной инстанции считает, что решение суда в указанной части законно и обоснованно.
Вместе с тем, те же обстоятельства не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта в части требований о признании недействительным решения Администрации г. Владивостока N 132/1У от 17.02.2012.
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении услуги, порядок взаимодействия управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока между структурными подразделениями Управления (отделами), а также с физическими и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2.3 регламента результатом предоставления услуги является:
- издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- отказ в предоставлении услуги.
В пункте 2.8 регламента перечислены основания для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории:
- в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю;
- несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
В оспариваемом решении N 132/1У от 17.02.2012 отсутствуют основания для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 2.8 Постановления администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596.
Как следует из материалов дела, при обращении Общества с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявитель представил все необходимые документы, отвечающие требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, в том числе топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить месторасположение земельного участка. В заявлении указана цель использования земельного участка, его размер и местоположение, как того требует Земельный кодекс РФ.
Кроме того, при обращении 10.02.2012 непосредственно в адрес Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока заявитель представил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1928 кв.м, ситуационный план земельного участка и каталог координат вершин поворота границ участка.
Приведенные администрацией г. Владивостока и Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в оспариваемом отказе доводы сами по себе не могут являться основанием для отказа в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством.
То обстоятельство, что на территории испрашиваемого земельного участка установлено наличие металлических гаражей не может служить основанием для отказа в утверждении схемы границ земельного участка, поскольку такое основание для отказа нормативными актами не установлено.
Апелляционная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанного ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
Кроме того, статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1.1.2 Положения о Департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Таким образом, какие-либо права на земельный участок у заинтересованного лица возникают только после принятия решения о его предоставлении уполномоченным органом государственной власти, однако наличие исключительных прав владельцев гаражей на приобретение земельного участка под ними материалами дела не подтверждено.
В то же время положения статьи 34 Земельного кодекса РФ прямо указывают на то, что распоряжение органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является промежуточным ненормативным актом, издаваемым в процессе формирования земельного участка и не может повлечь нарушения прав и законных интересов третьих лиц.
Указание в оспариваемом отказе о размещении стоянки автотранспортных средств на расстоянии менее чем 25 м от многоквартирных жилых домов, что противоречит СанПин 2.2.1/2.1.1.2555-09 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", апелляционная коллегия признает необоснованной, поскольку ответчиками не представлены доказательства невозможности откорректировать границы земельного участка до соответствия санитарным нормам, учитывая, что исходя из обзорной схемы расстояние от границ уточненного земельного участка до ближайших многоквартирных домов составляет соответственно 23,2 м и 23,3 м.
В силу положений статьи 85 ЗК РФ использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, испрашиваемый земельный участок, расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Градостроительные регламенты, установленные Правилами, относят размещение стоянок автомобильного транспорта к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-3 (статья 25). При этом установлено, что такие объекты могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования (сноска <*>).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 названной статьи к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Таким образом, существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями.
Тот обстоятельство, что существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования.
Как следует из материалов дела (обзорная схема земельного участка, фрагмент Генерального плана Владивостокского городского округа) спорный земельный участок примыкает к внутриквартальным дорогам, отраженным в графических материалах и к красным линиям перспективного расширения автодороги.
Учитывая изложенное, доводы ответчиков о том, что утверждению схемы расположения земельного участка препятствует несоблюдение условий его размещения, установленных Правилами землепользования и застройки, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и противоречащие материалам дела.
Таким образом, оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка у администрации г. Владивостока не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, апелляционная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части, признав незаконным решение Администрации г. Владивостока, оформленное письмом N 132/1У от 17.02.2012, как нарушающее требований Земельного кодекса РФ и права заявителя.
При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции обязывает ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока в месячный срок с момента принятия постановления суда утвердить и выдать ООО "Восток КД" схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Новожилова, 3а, для целей не связанных со строительством (для эксплуатации стоянки автотранспортных средств).
На основании статьи 110 АПК РФ и статьи 333.17 НК РФ судебные расходы по госпошлине, уплаченной обществом при обращении в суд с заявлением в сумме 2000 руб. и при обращении в суд с апелляционной жалобой в сумме 1000 руб., в связи с удовлетворением требований заявителя в полном объеме подлежат взысканию пропорционально с администрации и Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока в пользу общества.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2012 по делу N А51-2714/2012 отменить в части.
Признать незаконным решение Администрации г. Владивостока N 132/1У от 17.02.2012, выраженное в форме отказа в утверждении схемы расположения земельного участка ООО "Восток КД" по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Новожилова, 3а, для целей не связанных со строительством (для эксплуатации стоянки автотранспортных средств).
Обязать Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока в месячный срок с момента принятия постановления суда утвердить и выдать ООО "Восток КД" схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Новожилова, 3а, для целей не связанных со строительством (для эксплуатации стоянки автотранспортных средств).
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Администрации г. Владивостока в пользу ООО "Восток КД" судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд с заявлением и апелляционной жалобой в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Взыскать с Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в пользу ООО "Восток КД" судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд с заявлением и апелляционной жалобой в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2714/2012
Истец: ООО "Восток КД"
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока