г. Пермь |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А60-12242/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Савельевой Н.М., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В.,
при участии:
от истца ООО "Карпинсклес" (ОГРН 1026601102274, ИНН 6614005379): Торопов С.В., паспорт, доверенность от 02.12.2011; Микурова М.А., паспорт доверенность от 10.08.2012;
от ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1106670035834, ИНН 6670324273): не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Департамента лесного хозяйства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 мая 2012 года
по делу N А60-12242/2012,
принятое судьей Краснобаевой И.А.,
по иску ООО "Карпинсклес"
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
об урегулировании разногласий при подписании дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка,
установил:
ООО "Карпинсклес" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском (с учетом уточнения) к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об урегулировании разногласий при подписании дополнительного соглашения от 23.12.2011 к договору аренды лесного участка от 20.10.2008 N 231.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.05.2012 исковые требования удовлетворены: дополнительное соглашение изложено в редакции истца (с учетом исправления опечатки в резолютивной части решения).
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, урегулировать разногласия при подписании дополнительного соглашения от 23.12.2011 к договору аренды лесного участка от 20.10.2008 N 231 в редакции ответчика.
В качестве доводов в апелляционной жалобе указано, что подготовленные им расчеты арендной платы полностью соответствуют постановлению Правительства РФ N 310 от 22.05.2007.
Представитель ответчика не явился в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Представители истца возразили против позиции ответчика по основаниям, перечисленным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, в соответствии с которым решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно Указу Губернатора Свердловской области от 02.11.2010 "О реорганизации Министерства природных ресурсов Свердловской области" Министерство природных ресурсов Свердловской области реорганизовано путем выделения из него исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Департамента лесного хозяйства Свердловской области с передачей Департаменту полномочий в области лесных отношений на территории Свердловской области.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Департамента лесного хозяйства Свердловской области" Департамент является правопреемником Министерства природных ресурсов Свердловской области по всем обязательствам в области лесных отношений в соответствии с действующим законодательством.
На основании договора N 231 от 20.10.2008 аренды лесного участка истец является арендатором земельного участка имеющего местоположение: Свердловская область, МО г. Карпинск, ГУ СО "Карпинское лесничество" Веселовское участковое лесничество Валенторский участок, кварталы NN 4-10, 15-20, 23, 24, 27, 29-36, 38, 45-58, 61-77, 80-96, 99-108, 110-113, 116-120, 123, 124, 126, 127, 129, 130, 132-134, 136-140, площадью 59433,0 га; Кытлымское участковое лесничество Кытлымский, участок кварталы N 25-28, 34-38, 59, площадью 8810,0 га (п. 1, 2, 3).
Срок действия договора - 49 лет.
Договор прошел процедуру государственной регистрации.
Согласно разделу 2 договора арендная плата составляет 4300000 руб. в год, приложением N 4 к договору (сроки внесения арендной платы) установлено, что расчетным периодом является квартал - арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями.
Дополнительным соглашением N 1 от 20.02.2009 к договору арендная плата установлена в размере 4 945 000 руб. в год, т.е. 1 236 250 руб. в квартал, которое зарегистрировано в установленном законом порядке 15.12.2009.
23 декабря 2011 года арендатором от арендодателя получен проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 20 октября 2008 г. N 231.
В соответствии с указанным проектом дополнительного соглашения к договору п. 5 договора изложен в следующей редакции: "п. 5 Арендная плата по настоящему договору составляет 4 192 500,00 рублей в год.".
Арендатор, рассмотрев представленный проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, выразил несогласие по некоторым пунктам дополнительного соглашения, предложив, в том числе "п. 5 Договора изложить в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору составляет 2 624 100 руб. в год.
Арендная плата по настоящему договору определяется в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской федерации, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310.
Исключить из абз. 2 п. 9 дополнительного соглашения.
Приложение N 4/3 к договору аренды лесного участка, в редакции Арендодателя к проекту дополнительного соглашения, заменить приложением N 4/3 к договору аренды лесного участка в редакции Арендатора", о чем направил в адрес ответчика протокол разногласий 28 декабря 2011 года.
30 января 2012 года арендодателем в адрес арендатора направлен ответ N 24-01-95-377/12, в котором указано, что условия протокола разногласий Департамент Лесного хозяйства Свердловской области не принимает и настаивает на первоначальной редакции дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 20.10.2008 N 231.
С целью урегулирования разногласий, возникших между сторонами договора, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для урегулирования разногласий, возникших между сторонами договора, путем изложения дополнительного соглашения от 23.12.2011 к договору аренды лесного участка N 231 от 20.10.2008 в редакции, предложенной истцом.
Выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту, и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу ст. 94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из указанных норм права следует, что цены по договорам аренды участков лесного фонда являются регулируемыми.
В соответствии с п. 1 ст. 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч. 2- 4 указанной статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендованном лесном участке (п. 2 ст. 73 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены, в том числе, ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы), которые применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются с 2009 года с коэффициентом 1,3.
Проект освоения лесов изготовлен в 2009 году, прошел государственную экспертизу, утвержден приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области N 319, а также утвержден приказом Департаментом лесного хозяйства Свердловской области от 21.01.2011 N 21.
На момент рассмотрения разногласий по дополнительному соглашению к договору аренды у сторон имелись исходные данные по товарной структуре эксплуатационного фонда, находящегося на лесном участке, предоставленном в аренду истцу.
Более того, объем изъятия лесных ресурсов определяется договором аренды лесного участка отдельно для каждого вида рубок (сплошных и выборочных), по каждой категории целевого назначения лесов (эксплуатационных и защитных) и отражен в приложении N 3 к договору аренды лесного участка N 231 от 20.10.2008.
Таким образом, использование арендодателем при определении размера арендной платы среднего показателя ставки платы неправомерно, поскольку противоречит требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, устанавливающим плату за единицу объема древесины лесных насаждений.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (ред. от 14.02.2012) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины.
В соответствии с Постановлением Главы администрации г. Карпинска от 02.03.1996 N 38 пунктом вывоза древесины на арендуемом лесном участке является железнодорожная станция Карпинск, удаленность от 40 до 60 км., поэтому суд согласился с истцом о необходимости применения разряда такс "4".
Ссылка ответчика на письмо ГКУ СО "Карпинское лесничество" от 09.04.2012 N 118 правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку свидетельствует лишь о наличии арендованных истцом промежуточных (верхних) складов, до которых расстояние 10-20 км, но не опровергает довод истца о расстоянии до места транспортировки свыше 40 км., сторонами не оспаривается, что склады арендуются истцом именно как промежуточные.
На основании письма МПР РФ от 25.12.2007 N 09-29/12787 "О распределении лесов по лесотаксовым разрядам", на которое ссылается ответчик, для расчета Ставок платы указанным Постановлением Правительства Российской Федерации установлено распределение лесов по разрядам такс в зависимости от расстояния вывозки древесины.
Таким образом, доводы ответчика о том, что необходимо учитывать расстояние до 20 км, исчисляя его от арендуемого склада, противоречат прямому указанию Постановления Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 определяющего расстояние от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины.
При этом, Постановление Главы администрации г. Карпинска от 02.03.1996 N 38 принято не уполномоченным органом, но полностью соответствует разряду такс, указанных в таблице N 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (ред. от 14.02.2012) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", где в Северо-Уральском и Центральном Уральском таксовом районе при расстоянии свыше 40 км. присваивается разряд такс "4".
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, того, что расстояние от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины менее 40 км. (ст. 65 АПК РФ), суд верно признал обоснованным и соответствующим требованиям постановлению Правительства РФ N 310 довод истца о необходимости при расчете арендной платы применения разряда такс "4".
Сумма оплаты древесины, заготавливаемой арендатором в связи с проведением на лесном участке санитарных рубок лесных насаждений, пострадавших в результате лесных пожаров определяется в соответствии с примечанием 10 к таблице 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на следующие коэффициенты:
а) 0,9 - при степени повреждения лесных насаждений до 10 процентов;
б) 0,8 - при степени повреждения лесных насаждений до 20 процентов;
в) 0,7 - при степени повреждения лесных насаждений до 30 процентов;
г) 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов;
д) 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов;
е) 0,4 - при степени повреждения лесных насаждений до 60 процентов;
ж) 0,3 - при степени повреждения лесных насаждений до 70 процентов;
з) 0,2 - при степени повреждения лесных насаждений до 80 процентов;
и) 0,1 - при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов;
к) 0 - при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов.
Применение усредненного коэффициента 0,5% указанное Постановление не предусматривает.
Корректирующий коэффициент и процент выборки деревьев указаны в актах проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка. Планы корректировки утверждены уполномоченным лицом заместителем директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области, акты проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка составлены комиссией ГУСО "Карпинское лесничество" (л.д.3-76 т.2).
Представленный истцом в материалы дела расчет соответствует проценту выборки, установленному в актах.
Суд правомерно не принял во внимание довод ответчика о том, что применение коэффициента должно быть обусловлено степенью повреждения древесины, а не насаждений, так как документально не обоснован и не соответствует требованиям постановления Правительства РФ N 310.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о возможности применения понижающего коэффициента 0,5%, во внимание судом апелляционной жалобы не принимается, поскольку обоснованность данного коэффициента Департаментом не доказана.
Требование истца об исключении абз. 2 п. 9 дополнительного соглашения мотивировано тем, что действующее законодательство не содержит возможность изменения арендной платы без согласования с арендатором, кроме того, ст. 614 ГК РФ предусматривает возможность изменения арендной платы по согласованию сторон не чаще одного раза в год. Данные пояснения изложены в дополнениях к возражению на отзыв, в которых выражена позиция об исключении только одного абзаца из соответствующего пункта (л.д. 109 т.1), что соответствует редакции истца, изложенной в протоколе разногласий (л.д.19 т.1).
Из представленного в материалы дела проекта дополнительного соглашения и протокола разногласий усматривается, что предложенная ответчиком редакция пункта 9 состоит из трех абзацев следующего содержания:
"Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст.73 Лесного кодекса РФ без согласования с Арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
В этом случае Арендодатель направляет Арендатору заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручает ему под роспись, уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания для изменения и размера арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для Арендатора.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в нормативном правовом документе не указано с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей части)."
Таким образом, вывод суда первой инстанции в указанной части об отсутствии оснований для включения в договор ответственности, не предусмотренной законом, в соответствии с положениями ст. 329, 330,332 ГК, РФ является необоснованным, поскольку в рассматриваемом случае спор между сторонами основан на порядке изменения размера арендной платы.
Однако, указанный вывод не повлек принятие неверного решения.
Исходя из предмета судебного разбирательства, истец не согласен с включением в договор положений, изложенных в абзаце 2 п.9 дополнительного соглашения. Указанный абзац предусматривает направление арендатору заказным письмом или личное вручение уведомления об изменении размера арендной платы на основании изменения ставок платы, установленных в соответствии со ст.73 ЛК РФ, при этом указанное уведомление является неотъемлемой частью договора.
Включение указанного пункта в договор аренды не предусмотрено Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 26.07.2011 N 319. Кроме того, порядок изменения размера арендной платы, изложенный в п.7 Формы примерного договора, утвержденного данным Приказом, устанавливает срок направления подобного уведомления.
Иные абзацы п.9 соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договорам аренды лесного участка, если иное не установлено этим Кодексом, применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи. Согласно частям 2, 4 статьи 73 названного Кодекса при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 26.07.2011 N 319 утверждена Форма примерного договора аренды лесного участка, пунктом 7 которой предусмотрена возможность перерасчета арендодателем размера арендной платы.
Абзацы первый и третий п.9 дополнительного соглашения истцом не оспаривались, в указанной части решение суда соответствующих выводов не содержит, поэтому довод апелляционной жалобы о неправомерном исключении из дополнительного соглашения пункта 9 не соответствует обстоятельствам дела.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что истец не является уполномоченным органом в области лесных правоотношений, следовательно, не вправе производить расчет арендной платы, не принимается во внимание, поскольку в рассматриваемом случае расчет, представленный истцом, проверен судом и признан соответствующим требованиям законодательства в области регулирования в области лесных правоотношений.
Довод ответчика о том, что в резолютивной части решения указано на принятие дополнительного соглашения в редакции ответчика, не принимается во внимание, так как исходя из смысла мотивировочной части и изложения редакции дополнительного соглашения в резолютивной части, предложенной истцом, судом первой инстанции допущена опечатка, не влияющая на выводы суда, указанная опечатка исправлена судом.
В апелляционной жалобе Департамент также указывает на необходимость применения ставки платы на 2011 год с коэффициентом 1,3, установленным ФЗ "О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 13.12.2010 N 357-ФЗ, однако само по себе не указание в договоре индексации размера арендной платы при установлении в п.9 дополнительного соглашения возможности перерасчета арендной платы при изменении размера ставок, не влечет несоответствие соответствующих положений договора, принятых судом первой инстанции в редакции истца, требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 мая 2012 года по делу N А60-12242/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12242/2012
Истец: ООО "Карпинсклес"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Свердловской области