г. Саратов |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А12-7911/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1043400722331 ИНН 3409010395 Волгоградская область, г.Калач-на-Дону),
Управления ветеринарии администрации Волгоградской области (ОГРН 1023403439278 ИНН 3444067980 г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2012 г. по делу N А12-7911/2012 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" (ОГРН 1023405376389 ИНН 3409009551 Волгоградская область, г.Калач-на-Дону)
к Государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1043400722331 ИНН 3409010395 Волгоградская область, г. Калач-на-Дону),
Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области (ОГРН 1023403439278 ИНН 3444067980 г. Волгоград)
о признании незаконными действий
третье лицо:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям (ОГРН 1093668009973 ИНН 3661046666 г. Волгоград),
при участии в судебном заседании:
от Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" - Серикова В.С. доверенность от 06.08.2012 г., Бубнова А.Д. доверенность от 06.08.2012 г., начальник - Коржов А.М.,
от общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" - Великая С.Н. доверенность от 16.04.2012 г.,
от Управления ветеринарии администрации Волгоградской области - Варламова А.Е. доверенность N 01-06/2010 от 26.04.2012 г.,
в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Калачевский" (далее - ООО "Мясокомбинат "Калачевский", общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных") по отказу в выдаче ООО "Мясокомбинат "Калачевский" ветеринарных сопроводительных документов, выраженному в письмах исх. N 125 от 02.04.2012 г., исх. N 126 от 02.04.2012 г., исх. N 127 от 02.04.2012 г., исх. N 128 от 02.04.2012 г., о признании незаконными действий Управления ветеринарии администрации Волгоградской области (далее - Управление ветеринарии), выразившихся в невыдаче разрешений на выдачу ветеринарных сопроводительных документов ООО "Мясокомбинат "Калачевский", оформленных письмами N 02-08/1211 от 27.03.2012 г., N 02-08/1258 от 28.03.2012 г., об обязании начальника ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" выдавать ООО "Мясокомбинат "Калачевский" ветеринарные сопроводительные документы в порядке и сроки, установленные Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 г. N 422 "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012 г. признаны незаконными действия ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" по отказу в выдаче обществу ветеринарных сопроводительных документов, выраженному в письмах исх. N 125 от 02.04.2012 г., исх. N 126 от 02.04.2012 г., исх. N 127 от 02.04.2012 г., исх. N 128 от 02.04.2012 г., как не соответствующие подпункту 2 приложения N 2 постановления Губернатора Волгоградской области от 13.03.2012 г. N 17 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области".
Признаны незаконными действия Управления ветеринарии, выразившиеся в невыдаче разрешений на выдачу ветеринарных сопроводительных документов обществу, оформленные письмами N 02-08/1211 от 27.03.2012 г., N 02-08/1258 от 28.03.2012 г., как не соответствующие подпункту 2 приложения N 2 постановления Губернатора Волгоградской области от 13.03.2012 г. N 17 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области".
Прекращено производство по делу в части требований общества об обязании начальника ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" выдавать обществу ветеринарные сопроводительные документы в порядке и сроки, установленные Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 г. N 422 "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов".
С ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей.
С Управления ветеринарии в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей.
ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в заявлении общества отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управление ветеринарии не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционные жалобы общество просит в удовлетворении апелляционных жалоб Управления ветеринарии и ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб проводится в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 14.08.2012 г. до 15 час. 20 мин. После перерыва судебное заседание проводится в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в марте 2012 года общество обращалось в ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" с запросами о разрешении на вывоз готовой продукции, выработанной промышленным способом и прошедшей термическую обработку, за пределы территории Волгоградской области, а именно - в Астраханскую, Ростовскую и Саратовскую области.
ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" письмами исх. N 125 от 02.04.2012 г., исх. N 126 от 02.04.2012 г., исх. N 127 от 02.04.2012 г., исх. N 128 от 02.04.2012 г. и Управление ветеринарии письмами N 02-08/1211 от 27.03.2012 г., N 02-08/1258 от 28.03.2012 г. отказали в выдаче обществу ветеринарных сопроводительных документов на вывоз готовой продукции, выработанной промышленным способом и прошедшей термическую обработку, за пределы территории Волгоградской области в связи с отказами на вывоз органами ветеринарии указанных субъектов Российской Федерации.
Общество не согласилось с отказом и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что должностными лицами ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" и Управления ветеринарии нарушены положения подпункта 2 приложения N 2 постановления Губернатора Волгоградской области от 13.03.2012 г. N 17 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области", так как не имелось оснований для отказа в выдаче ветеринарных сопроводительных документов.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 г. N 4979-1 (далее - Закон "О ветеринарии") ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Согласно части 2 статьи 18 Закона "О ветеринарии" владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны в том числе соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
В соответствии со статьей 9 Закона "О ветеринарии" должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
- беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;
- предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
- устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства;
- вносить предложения в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации:
- о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий;
- о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных;
- принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям;
- привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом.
Согласно статьи 17 Закона "О ветеринарии" в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области от 13.03.2012 г. N 17 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области" установлен карантин по африканской чуме свиней.
Приложением N 2 к Постановлению Губернатора Волгоградской области от 13.03.2012 г. N 17 утвержден Перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок на территории Калачевского муниципального района Волгоградской области до снятия карантина по африканской чуме свиней.
На период действия карантина по африканской чуме свиней в соответствии с пунктом 2 данного Перечня запрещен вывоз за пределы Калачевского муниципального района Волгоградской области продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, за исключением указанного перечня разрешенной к вывозу за пределы района продукции, в том числе готовой продукции животноводства, выработанной промышленным способом и подвергнутой термической обработке.
В соответствии с п.4.1.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21.11.19080г. в карантированных хозяйствах, населенных пунктах, районах, областях, краях, республиках запрещают: ввоз и вывоз на их территорию, вывод и вывоз за ее пределы животных всех видов, в том числе птицы, заготовку в них и вывоз с их территории продуктов и сырья животного происхождения.
Одним из мероприятий в первой угрожаемой зоне является переработка в установленном порядке мяса и других продуктов, после чего выработанная продукция используется в пределах неблагополучной административной территории.
Таким образом за пределы Калачевского муниципального района Волгоградской области разрешен вывоз готовой продукции животноводства, выработанной промышленным способом и подверженной термической обработке.
Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 г. N 422 (далее - Правила) и устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов юридическим лицам любой организационно-правовой формы и гражданам, занятым содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.
Согласно пункту 1.2 Правил ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно пункту 2.7 Правил при неблагополучии территории Российской Федерации по карантинным болезням животных ветеринарные сопроводительные документы выдают с разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии.
Решение о выдаче разрешения на выдачу ветеринарных сопроводительных документов принимается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии с учетом и на основе анализа рисков, связанных с распространением возбудителей заразных болезней животных, включая болезни, общие для человека и животных и заразных болезней человека, для которого свиньи могут служить активным или пассивным переносчиком, а также токсинов биогенного происхождения, которые могут вызвать отравление животных или людей при употреблении в пищу продукции свиноводства (патогенные факторы).
Данные факторы характеризуют степень защищенности (компартмента) хозяйства.
Для обеспечения благоприятного эпизоотического статуса свиноводческих хозяйств различного типа и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.07.2010 г. N 258 утверждены Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства.
Согласно заключению от 09.12.2010 г., утвержденному начальником Управления ветеринарии, проведено обследование для определения зоосанитарного статуса (компартментализация) и общество отнесено к компартменту II, то есть к хозяйству низкого уровня защиты.
В условиях африканской чумы свиней, находясь на карантинированной территории I угрожаемой зоны, общество продолжало нарушать ветеринарное законодательство.
Согласно требованию Волгоградской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 09.04.2012 г. N 1-2-2012, в период с 17.04.2012 г. по 19.04.2012 г. проведено внеплановое мероприятие по контролю (надзору) выполнения ветеринарных требований обществом по адресу: Волгоградская область, г.Калач-на-Дону, ул. Чекулаев,1, в деятельности общества выявлены нарушения ветеринарных требований, за которые общество привлечено Калачевским районным судом Волгоградской области к административной ответственности по ст.ст.10.6, 10.8 КоАП РФ и решение суда вступило в законную силу.
Согласно пункту 1.11 Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней (АЧС) на территории Российской Федерации, утвержденного председателем Межведомственной комиссии - Министром сельского хозяйства Российской Федерации Скрынник Е.Б. рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать взаимодействие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленное на повышение эффективности мероприятий по профилактике АЧС, в том числе проводимых на территории разных субъектов Российской Федерации.
22.03.2012 г. в Управление ветеринарии поступил запрос общества о разрешении на вывоз на территорию г.Астрахани и Астраханской области готовой продукции, прошедшей термическую обработку, в связи с чем во исполнение указанного Плана мероприятий (п.1.11) 22.03.2012 г. руководителю ветеринарной службы Астраханской области Евтееву Ю.В. Управлением ветеринарии направлен запрос N 02-08/1121 о согласовании ввоза автотранспортом колбасных и деликатесных изделий, прошедших термическую обработку при температуре плюс 72 градуса по Цельсию в толще продукта при экспозиции не менее 30 минут в торговые точки г.Астрахани и Астраханской области.
26.03.2012 г. в адрес Управления ветеринарии в ответ на запрос поступил ответ о том, что служба ветеринарии Астраханской области вынуждена отказать в согласовании ввоза продукции общества в торговые точки г.Астрахани по причине неблагополучия местности и отнесения данного предприятия ко второму компартменту.
Аналогичные ответы на соответствующие запросы поступили из Управления ветеринарии Саратовской области и Управления ветеринарии Правительства Ростовской области.
29.05.2012 г. дело N А53-15436/12 решением арбитражного суда Ростовской области обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностного лица государственного органа и признании недействительным ненормативного правового акта - письма госветинспектора Обликовского района о подтверждении запрета на ввоз готовой продукции от 30.03.2012 г. N 75.
ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" письмами исх. N 125 от 02.04.2012 г., исх. N 126 от 02.04.2012 г., исх. N 127 от 02.04.2012 г., исх. N 128 от 02.04.2012 г. по тем же основаниям отказало в выдаче обществу ветеринарных сопроводительных документов на вывоз готовой продукции, выработанной промышленным способом и прошедшей термическую обработку, за пределы территории Волгоградской области, а именно в Саратовскую, Астраханскую и Ростовскую область.
Общество пыталось в судебном порядке оспорить отказ ветинспектора Обликовского района Ростовской области в запрете на ввоз готовой продукции, однако решением арбитражного суда Ростовской области от 29.05.2012 г. по делу N А53-15436/12 в удовлетворении требований общества отказано.
У должностных лиц ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" и Управления ветеринарии не было оснований для отказа в выдаче обществу ветеринарных сопроводительных документов.
Приказом Минсельхоза Российской Федерации N 422 от 16.11.2006 г. "Об утверждении правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" утверждены формы ветеринарных сопроводительных документов. При этом обязательным требованием является указание в них адреса получателя.
Учитывая, что общество в заявлениях о выдаче ветеринарных сопроводительных документов указывало получателей продукции, находящихся на территории Саратовской, Астраханской и Ростовской областей, уполномоченные органы ветеринарии которых отказали во ввозе мясной продукции из карантинированного района, у ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" и Управления ветеринарии не было оснований к выдаче разрешения обществу на вывоз продукции за пределы Волгоградской области.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что ГБУ "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" и Управление ветеринарии при принятии решений действовали в рамках действующего законодательства.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт подлежит отмене в части.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2012 года по делу N А12-7911/2012 отменить в части признания незаконными действий Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ИНН 3409010395 ОГРН 1043400722331) и Управления ветеринарии администрации Волгоградской области (ИНН 3444067980 ОГРН 1023403439278) о взыскании с них расходов по государственной пошлине.
Принять по делу в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявления о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ИНН 3409010395 ОГРН 1043400722331) и Управления ветеринарии администрации Волгоградской области (ИНН 3444067980 ОГРН 1023403439278) отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7911/2012
Истец: ООО "Мясокомбинат "Калачевский"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Калачевская районная станция по борьбе с болезнями животных", Управление ветеринарии Администрации Волгоградской области, Управление ветеринарии Администрации Волгоградской области
Третье лицо: ООО "Мясокомбинат Калачевский", Управление Россельхознадзора в Воронежской и Волгоградской областях, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Воронежской и Волгоградской области в лице Волгоградского областного отдела