г. Воронеж |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А48-1706/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е..,
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Малоархангельском районе Орловской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
от ИП Мизиной М.П.: представители не явились, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Малоархангельском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.06.2012 по делу N А48-1706/2012 (судья Полинога Ю.В.) по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Малоархангельском районе Орловской области к индивидуальному предпринимателю Мизиной Марине Петровне (ОГРНИП 309574632700018) о взыскании финансовых санкций в размере 1039,20 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Малоархангельском районе Орловской области (далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Мизиной Марине Петровне (далее - ИП Мизина М.П., предприниматель) о взыскании финансовых санкций в сумме 1039,20 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.06.2012 в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на правомерность привлечения ИП Мизиной М.П. к ответственности за нарушение установленного срока представления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, указывая, что положения ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, предусматривающие ответственность за данное правонарушение, являются действующими и не были отменены или изменены с 01.01.2012 г. в связи с принятием Федерального закона N 379-ФЗ от 01.12.2011 г.
По мнению Управления, отмена на основании Федерального закона N 379-ФЗ от 01.12.2011 г. обязанности физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, по представлению сведений индивидуального учета в отношении себя с 01.01.2012, не означает устранения соответствующей ответственности, предусмотренной за невыполнение данной обязанности до 01.01.2012 г.
Поскольку в рассматриваемом случае ИП Мизиной М.П. не были представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, обязанность по представлению которых возникла до принятия Федерального закона N 379-ФЗ от 01.12.2011 г. (указанные сведения должны были быть представлены страхователем не позднее 1 марта 2011 г.), заявитель считает, что ответственность за нарушение страхователем установленного срока представления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год применена к ответчику правомерно.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Мизина Марина Петровна зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 309574632700018.
В результате проведенной Управлением Пенсионного фонда проверки своевременности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования было установлено, что ответчик в нарушение п.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не представил необходимые сведения за 2010 г. в установленный срок - до 01.03.2011 г.
По результатам проведенной проверки Управлением был составлен акт N 5 от 20.12.2011 г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и принято решение N 5 от 25.01.2012 г., в соответствии с которым ИП Мизина М.П. привлечена к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 1039 руб. 20 коп..
На основании указанного решения в адрес предпринимателя было выставлено требование N 6 от 2.03.2012 г., которым предлагалось в добровольном порядке уплатить финансовые санкции в размере 1039 руб. 20 коп. в срок до 23.03.2012 г.
Поскольку указанное требование не было исполнено страхователем в установленный срок, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в размере 1039 руб. 20 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как следует из решения Управления N 5 от 25.01.2012 г., состав вменяемого предпринимателю правонарушения заключается в непредставлении в установленный срок сведений о себе, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, применяемая к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в виде взыскания финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В абзаце 5 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" указано, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ, признаются застрахованными лицами как физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действующей до 01.01.2012 г.) была установлена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, по представлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования;
4) сумму начисленных страховых взносов государственного пенсионного страхования;
5) другие сведения, необходимые для правильного назначения пенсии.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012, в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" внесены изменения, в частности пункты 5 и 6 ст. 11, предусматривающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в Пенсионный фонд РФ перечисленные в данных нормах сведения (документы), утратили силу.
Вопросы, связанные с применением положений Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, разъяснены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Так, в данном Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 34 указано, что исходя из пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 379-ФЗ, с 01.01.2012 отменена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации соответствующие сведения (документы).
Вместе с тем положения статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете и статьи 46 Закона о страховых взносах, предусматривающие ответственность страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, сохранены.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание, что устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, судам необходимо исходить из того, что после 31.12.2011 г. решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд Российской Федерации упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в неисполненной части.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения судом настоящего спора о взыскании с ответчика финансовых санкций обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять сведения персонифицированного учета, устранена в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, основания для взыскания с ответчика в судебном порядке штрафных санкций, наложенных до принятия Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, у суда отсутствуют.
В силу изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления о взыскании с предпринимателя штрафа в размере 1039,20 рублей.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, как основанные на неверном применении норм материального права и противоречащие их толкованию, изложенному в приведенном Постановлении Пленума ВАС РФ N 34 от 22.06.2012 г.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Орловской области от 29.06.2012 по делу N А48-1706/2012 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.06.2012 по делу N А48-1706/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Малоархангельском районе Орловской области- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1706/2012
Истец: ГУ УПФ РФ в Малоархангельском районе Орл. обл., ГУ УПФ РФ в Малоархангельском районе Орловской области
Ответчик: Мизина М П