г. Хабаровск |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А73-6295/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Харьковской Е. Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" - Немовой М.С., представителя по доверенности от 28.06.2012; Ефимова А.В., генерального директора;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - Терновской А.С., представителя по доверенности от 03.08.2012 N 2450;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" на решение от 18 июня 2012 года по делу N А73-6295/2011 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" (ОГРН 1032700030604, ИНН 2703013007)
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
о привлечении к административной ответственности
третьи лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) от 26.05.2011 N 16-ю о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14 октября 2011 года, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2011 года, требование общества удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 февраля 2012 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Решением суда от 18 июня 2012 года постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 N 16-ю о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" к административной ответственности по части 1 статьи 14.КоАП РФ в части размера штрафа, превышающего 386 189,80 руб. признано незаконным и отменено. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным органом при расчетах суммы излишне полученной выручки за перевозки пассажиров по маршрутам N 301 и N310 не верно был определен период совершения правонарушения, а также по маршруту N 301 была неправильно определена величина протяженности маршрута: 442 км вместо 448 км, в связи с чем, изменил оспариваемое постановление и снизил размер штрафа с 473 701, 96 руб. 96 до 386 189, 80 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт, ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что обществом установленный постановлением от 27.04.2010 N 23-Ц тариф не менялся, увеличение стоимости билета на автобус бизнес - класса мотивирует включением в стоимость дополнительных услуг (развитая система кондиционирования, большой угол наклона сидений, большее расстояние между сидениями, наличием подлокотников у каждого кресла, предоставление журналов для чтения и т.д.). Кроме того, в обоснование данного довода ссылается на то, что во всех кассах ООО "Автоэкспресс" доводит информацию до пассажиров о том, что перевозки бизнес-классом - это перевозки с дополнительными услугами. У пассажиров есть право выбора класса обслуживания (эконом-класс либо бизнес-класс), что подтверждается графиком выполнения рейсов.
Представитель заявителя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, признаны извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта первой инстанции и удовлетворения жалобы
Материалами дела установлено, что ООО "Автоэкспресс" осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на основании выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора ФСНСТ лицензии от 18.02.2009 N АСС-27-034690 сроком действия до 23.02.2014.
В результате проведения с 10.05.2011 по 18.05.2011 плановой выездной проверки общества по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства за правильностью применения предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа общественным автомобильным транспортом за 2010 год и январь - апрель 2011 года, должностными лицами административного органа выявлено нарушение ООО "Автоэкспресс" постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.04.2010 N 23-ц "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в междугородном сообщении для общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс", что зафиксировано актом проверки от 18.05.2011 N 38-ТР.
Таким образом, установлена реализация обществом билетов за проезд пассажиров и провоз багажа в проверяемый период по тарифам выше предельных максимальных тарифов за проезд по междугородным маршрутам за каждый километр пути, в результате чего излишне полученная выручка составила 236 850, 98 руб. в том числе:
- по маршруту N 301 - "Комсомольск-Хабаровск-Комсомольск" - 153 156, 98 руб.;
- по маршруту N 310 - "Комсомольск-Селихино-Хабаровск" - 83 694 руб.
Установив в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, заместителем начальника отдела по контролю за порядком ценообразования Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, в присутствии генерального директора ООО "Автоэкспресс" -Ефимова А.В., 18.05.2011 составлен протокол.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 26.05.2011 вынесено постановление N 16-ю, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 473 701, 96 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации. Пунктом 4 Указа предусмотрено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что тарифы на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в междугородном сообщении подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В указанный перечень внесены в том числе, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межкраевым (межобластным), внутрикраевым маршрутам.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.04.2010 N 23-Ц "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в междугородном сообщении для общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс" установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа общественным автомобильным транспортом в междугородном сообщении для ООО "Автоэкспресс" за каждый километр пути с учетом НДС в размере: на перевозку пассажира - 1 рубль 26 копеек, на перевозку одного места багажа - 50 копеек.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к выводу о доказанности факта завышения обществом установленных постановлением Комитета от 27.04.2010 N 23-Ц тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа и привлек к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ. При этом, при расчете стоимости перевозки Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края исходил из утвержденных тарифов за каждый километр пути и протяженности маршрута.
Сведения о протяженности автобусных маршрутов N 301 и N 310 были взяты административным органом из представленных обществом в ходе проверки паспортов маршрутов. Согласно паспорту маршрута N 310 "Селихино-Хабаровск", утвержденного Министерством промышленности, транспорта и связи Хабаровского края 18.06.2004, протяженность маршрута составляет 391 км. Протяженность маршрута N 301 "Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре", согласно паспорту данного маршрута, составляет 896 км.
В силу пункта 5.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (ред. от 18.07.2000) "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 1997 N 1302) владельцы автобусов при организации перевозочного процесса, обеспечивающей безопасные условия перевозки пассажиров, обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Таким образом, составление паспорта автобусного маршрута является обязанностью владельца автобусов, осуществляющего перевозки на данном маршруте.
Согласно пункту 4.16. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяется на основании:
- информации о маршруте, представляемой владельцем автобусов, осуществляющим перевозку пассажиров на обследуемом маршруте;
- данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.;
- сведений о местах концентрации дорожно - транспортных происшествий, их причинах, представляемых органами Государственной автомобильной инспекции;
- непосредственного обследования, путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.
Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов (пункт 4.17 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2).
В соответствии с пунктом 4.18 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов, для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов.
Судом установлено, что паспорта междугородных автобусных маршрутов N 301 и N 310 утверждены в установленном законом порядке, при этом приложенные к ним комиссионные акты замера протяженности маршрута составлены с участием представителей ООО "Автоэкспресс", и утверждены генеральным директором общества - А.В. Ефимовым.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что при расчетах стоимости перевозок пассажиров по маршрутам N 301 и N 310 Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края правомерно были взяты сведения о протяженности маршрутов, указанные в паспортах данных маршрутов.
Подлежит отклонению ссылка общества на пункт 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", которым предусмотрено, что в случае если на маршруте регулярных перевозок применяются тарифы, учитывающие различный уровень обслуживания в транспортном средстве (наличие кондиционера, видеомагнитофона, туалета, багажных полок, солнцезащитных шторок, индивидуального освещения и вентиляции, предоставление питания, газет, журналов, современная конструкция и удобное размещение кресел и др.), перевозчик вправе указать в билете реквизиты, определяющие класс обслуживания. В этом случае перевозчик заблаговременно доводит до сведения пассажиров информацию о классе обслуживания.
Из смысла данного пункта Правил перевозок пассажиров и багажа следует, что если в транспортном средстве, используемом для регулярных перевозок пассажиров, уровень обслуживания более высокого класса, чем в обычном транспортном средстве, то применяются тарифы, учитывающие уровень обслуживания в таком транспортном средстве. При этом данной нормой не предусмотрено правило, в силу которого тарифы, учитывающие различный уровень обслуживания в транспортном средстве, могут устанавливать сами владельцы транспортных средств.
Как указывалось ранее, в соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края осуществляет государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок), в том числе на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межкраевым (межобластным), внутрикраевым маршрутам.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 N 60 в целях реализации полномочий органов исполнительной власти края по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252, утвержден "Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края" (далее - Порядок).
Настоящий Порядок определяет процедуру организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края (пункт 1).
Согласно пункту 3 Порядка, настоящий Порядок распространяется на правоотношения, возникающие при осуществлении государственного регулирования цен, тарифов, надбавок и наценок на продукцию, товары и услуги (далее - государственное регулирование) на территории Хабаровского края Губернатором края и Комитетом по ценам и тарифам Правительства края (далее - Комитет) в пределах определенной компетенции.
В силу пункта 5 Порядка субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, или органы местного самоуправления обращаются в Комитет с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов согласно типовым перечням.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным Порядком, экономически обоснованные наценки устанавливаются уполномоченным органом при наличии документов, подтверждающих наличие обоснованных затрат при осуществлении регулируемой деятельности. Обязанность по представлению указанных документов возлагается на субъект, осуществляющий регулируемую деятельность.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что в соответствии с утвержденным Губернатором Хабаровского края Порядком любой субъект, осуществляющий регулируемую государством деятельность на территории Хабаровского края, обязан обратиться в уполномоченный орган - Комитет по ценам и тарифам правительства Хабаровского края с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги.
Поскольку общество не обращалось в установленном порядке в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением об установлении (согласовании) тарифов на перевозки пассажиров и багажа по междугородным автобусным маршрутам с учетом использования транспортных средств повышенной комфортности, и не представляло расчетные и иные документы, подтверждающие наличие обоснованных затрат на такие перевозки, административным органом самостоятельно установлена стоимость проезда на автобусах "бизнес-класс" в сумме 778,50 руб., тогда как предельный максимальный размер платы до пункта назначения при установленном тарифе 1, 26 руб. - 564, 48 руб.
Таким образом, допущенное завышение обществом установленного тарифа, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Факт совершения обществом административного правонарушения, подтверждается актом проверки от 18.05.2011 N 38-ТР, протоколом об административном правонарушении от 18.05.2011, паспортами междугородных автобусных маршрутов N 301 и N 310, расчетами суммы излишне полученной выручки ООО "Автоэкспресс" в результате завышения тарифов на перевозки пассажиров общественным транспортом за 2010, 2011 год по маршрутам N 301, N310, автобусными билетами.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия судей приходит к выводу о доказанности административным органом вину общества в совершенном административном правонарушении.
Вместе с тем, оспариваемое постановление обоснованно изменено в части суммы административного штрафа в связи с неверным определением протяженности маршрута N 301"Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре". Согласно представленному в материалы дела паспорту маршрута N 301 (л.6 121, т.1) общая протяженность маршрута составляет 896 км., то есть в одну сторону (Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск) составляет 448 км., в то время как административный орган исходил из того, что расстояние маршрута по паспорту составляет 442 км.
Кроме того, апелляционная коллегия судей признает правомерным применение судом первой инстанции срока давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ (1 год) при рассмотрении вопроса включения в сумму излишне полученной выручки суммы, исчисленной за период с 01.05.2010 по 25.05.2010 включительно.
Согласно расчетам, сумма излишне полученной выручки от перевозки пассажиров по маршруту N 301, с учетом протяженности маршрута 448 км., составила 140 554, 46 руб.; от перевозки пассажиров по маршруту N 310 - 83 694 руб. При этом сумма излишне полученной выручки за период с 01.05.2010 по 25.05.2010 составила: по маршруту N 301 - 1710, 44 руб., по маршруту N 310 - 29 443, 12 руб.
Таким образом, учитывая сумму выручки от перевозки за период с 01.05.2010 по 25.05.2010 и сумму излишне полученной выручки за проверяемый период, суммы выручки по маршрутам N 301 и 310 составила 138 844, 02 руб., и 54 250, 88 руб. соответственно. Итого, общая сумма выручки, излишне полученная обществом, составила 193 094, 90 руб.
Учитывая санкцию за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, сумма административного штрафа, подлежащего взысканию с ООО "Автоэкспресс", составляет 386 189, 80 руб.
Довод заявителя жалобы о том, что увеличение стоимости билета на автобус бизнес-класса обусловлено не изменением тарифа, а именно оказанием обществом дополнительных услуг пассажирам, судом апелляционной инстанции признается необоснованным и отклоняется.
Суд, полагает, что расценивать перевозку пассажиров и багажа автобусом стандартной комплектации как предоставление дополнительных услуг пассажирам нельзя, поскольку использование пассажирами автобуса не зависит от перевозчика, то есть это не услуги, оказываемые им непосредственно.
Оспариваемым постановлением установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в междугороднем сообщении, осуществляемые обществом независимо от комфортности автобуса.
Доводы заявителя жалобы относительно протяженности маршрутов и графика выполнения рейсов отклоняется как несостоятельные.
Поскольку выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования и оценки представленных по делу доказательств с правильным применением норм материального и процессуального права, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 июня 2012 года по делу N А73-6295/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6295/2011
Истец: ООО "Автоэкспресс"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
Третье лицо: Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4932/12
22.08.2012 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3443/12
18.06.2012 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-6295/11
15.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7017/11
02.12.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5124/11