г. Ессентуки |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А63-4862/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Баканова А.П., Джамбулатова С.И.
при ведении протокола судебного заседания Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.2012 по делу N А63-4862/2012
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее по тексту - Комитет, ОГРН 1022601934486, ИНН 2636014845)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее по тексту - Управление, ОГРН 1042600339737, ИНН 2634063830)
о признании незаконным отказа от 08.12.2011 N 01/133/2011-267 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации права на дорогу, литер "I", инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, расположенную по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать право собственности муниципального образования города Ставрополя на дорогу, литер "I", инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, расположенную по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00 и выдать свидетельство о государственной регистрации в установленный законом срок,
с участием третьего лица: Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя (ОГРН 1052600306770, ИНН 2636045699),
с участием третьего лица: Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя,
при участии в судебном заседании:
от Комитета: представитель Береговой О.Н. (по доверенности N 36 от 08.08.2012),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Комитет обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению о признании незаконным отказа N 01/133/2011-267 от 08.12.2011 в государственной регистрации права на дорогу, литер "I", инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м., расположенную по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00, об обязании Управление зарегистрировать право собственности муниципального образования г. Ставрополя на дорогу, литер "I", инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м., расположенную по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00 и выдаче свидетельства о государственной регистрации в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.2012 заявленные требования Комитета удовлетворены в полном объеме. Отказ Управления N 01/133/2011-267 от 08.12.2011 в государственной регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием г. Ставрополя на объект недвижимости - дорогу, литер "I", инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м., расположенную по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00 судом признан незаконным. Суд обязал Управление произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности за муниципальным образованием г. Ставрополя на объект недвижимости - дорогу, литер "I",
инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м., расположенную по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00.
Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт. Одновременно, от Управления поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Комитета просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.2012 по делу N А63-4862/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 24.11.2011 Комитет обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права Муниципального образования г. Ставрополь на сооружение дорогу, литер "I", инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м., с местоположением: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00.
Для регистрации Комитетом представлены следующие документы: постановление главы г. Ставрополя N 401 от 29.12.2008 "Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя", постановление администрации г. Ставрополя N 2047 от 22.07.2010 "О внесении изменений в постановление главы города Ставрополя от 29.12.2008 N 401 "Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя" и об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя" и кадастровый паспорт на спорное сооружение.
Сообщением N 01/133/2011-267 от 08.12.2011 Управление отказало Комитету в государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 (далее по тексту - Закон о регистрации).
Полагая, что отказ Управления от 08.12.2011 в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества является незаконным, Комитет обратился с заявленными требованиями в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" N 6/8 от 01.07.1996, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации.
В соответствии со статьей 16 указанного Закона в случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть также отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 (с изменениями от 23.05.1992 N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты согласно приложению N 3, относятся к муниципальной собственности в силу закона независимо от оформления их приема-передачи.
На основании пункта 2 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов относятся к муниципальной собственности.
Вывод суда о том, что автомобильные дороги как местные сооружения инженерной инфраструктуры города, прочно связанные с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, являются недвижимым имуществом, основан на установленных по делу обстоятельствах, положениях пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих признаки недвижимых вещей, под которые подпадают автомобильные дороги.
Согласно пункту 9 статьи 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 08.11.2007 (далее по тексту - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога местного значения - автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что спорная автодорога города является дорогой местного значения, используемой в границах города, что следует из их технических описаний, содержащихся в кадастровом паспорте, выданного ГУП СК "Крайтехинвентаризация".
При этом, в материалах дела отсутствуют и суда апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что дорога литер "I", инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м., расположенная по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00 относятся к автомобильным дорогам федерального значения или регионального, межмуниципального значения либо относятся к частным автомобильным дорогам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем предоставлены на регистрацию документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации права муниципальной собственности на объект.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Закона о регистрации, нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества и удовлетворил заявленные требования.
С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.2012 по делу N А63-4862/2012 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на подателя апелляционной жалобы, но не подлежит взысканию с Управления, поскольку оно освобождено от ее уплаты в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.05.2012 по делу N А63-4862/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
А.П.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4862/2012
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя
Ответчик: Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографиии по СК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Третье лицо: Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя