город Ростов-на-Дону |
|
16 августа 2012 г. |
дело N А53-12180/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.
судей Л.А Захаровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "НЕФТО-ЮГ": Лещенко А.А., по доверенности N 12 от 26.01.2012 г.,
от Региональной службы по тарифам по Ростовской области: Хренков А.С., по доверенности от 28.11.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2012 по делу N А53-12180/2012, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НЕФТО-ЮГ" к Региональной службе по тарифам по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2011 N 312 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьёй Паутовой Л.Н.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НЕФТО-ЮГ" (далее - ООО "НЕФТО-ЮГ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее - РСТ Ростовской области) о признании незаконным и отмене постановления N 312 от 01.12.2011 г. о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.
Решением суда от 15.06.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Общество не является организацией коммунального комплекса, производит тепловую энергию и поставляет ее единственному потребителю - МУП "Теплокоммунэнерго". РСТ не представила доказательств того, что ООО "НЕФТО-ЮГ" является субъектом естественной монополии.
Не согласившись с данным судебным актом, Региональная служба по тарифам по Ростовской области обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение суда от 15.06.2012 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что суд первой инстанции необоснованно восстановил пропущенный обществом срок на обжалование постановления. ООО "НЕФТО-ЮГ" является субъектом естественной монополии и осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии. Обществу утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям. Разделом 2 Стандартов раскрытия информации установлено, что раскрытию подлежит информация в сфере теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доложил апелляционную жалобу. Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя доложил отзыв на апелляционную жалобу. Считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании 02.08.2012 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 09 августа 2012 года. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при проведении плановой документарной проверки ООО "НЕФТО-ЮГ" РСТ по Ростовской области установлен факт нераскрытия обществом информации, предусмотренной пунктами 12, 14, 16, 18 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и естественных монополий. Общество не сообщило в РСТ о раскрытии вышеназванной информации (нарушение п. 7 Стандартов).
По факту выявленных нарушений, отраженных в акте проверки, в отношении ООО "НЕФТО-ЮГ" составлен протокол об административном правонарушении N 312 от 27.10.2011 г.
Постановлением РСТ от N 312 от 01.12.2011 г. общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу абзаца третьего статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона N 147-ФЗ в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть Интернет, и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Пунктом 13 статьи 17 Закона N 190-ФЗ (в редакции, действовавшей в период совершения административного правонарушения) установлено, что теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий.
Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии".
В соответствии с пунктами 2 и 3 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели получения указанной информации.
Регулируемыми организациями информация раскрывается путем: опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, и (или) в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, распространяемых в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях, на территории которых регулируемые организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации; предоставления информации на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.
В силу пунктов 12, 14, 16 и 18 Стандартов раскрытию подлежит информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам); об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); об инвестиционных программах и отчетах об их реализации; о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения.
Пунктом 7 Стандартов предусмотрено, что регулируемые организации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях (размещения на сайте в сети Интернет) в соответствии с настоящим документом сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.
В нарушение ст. 7 Стандартов ООО "НЕФТО-ЮГ" не сообщило в установленный срок в РСТ Ростовской области о раскрытии информации согласно Стандартам.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество не является субъектом естественной монополии и организацией коммунального комплекса, поскольку производит и поставляет тепловую энергию единственному потребителю - МУП "Теплокоммунэнерго".
Между тем, судебная коллегия считает, что ООО "НЕФТО-ЮГ" отнесено к субъектам естественной монополии, на которые возложена обязанность по раскрытию информации о регулируемых товарах и услугах.
Так, материалами дела подтверждается, что заявитель оказывает услуги по передаче тепловой энергии. Постановлением РСТ по Ростовской области от 08.04.2010 г. N 4/1 обществу "НЕФТО-ЮГ" установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям.
Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к услугам, оказываемым в условиях естественной монополии (пункт 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ).
Таким образом, заявитель является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Заявитель имел возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В этой связи судебная коллегия пришла к выводу о наличии в действиях ООО "НЕФТО-ЮГ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ.
Не оспаривая факт нераскрытия информации, предусмотренной Стандартами, заявитель ссылается на неосуществление обществом регулируемой деятельности, так как единственный получатель тепловой энергии - МУП "Теплокоммунэнерго" в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора теплоснабжения, что подтверждается решением УФАС по Ростовской области от 10.10.2011 г. N 1098/02.
Судебной коллегией установлено, что предписанием УФАС Ростовской области N 743/02 от 24.10.2011 г., вынесенным на основании решения от 10.10.2011 г. N 1098/02 предприятию МУП "Теплокоммунэнерго" предписано возобновить приобретение тепловой энергии в соответствии с условиями договора поставки энергоресурсов N 122-ДЮ от 01.09.2009 г., заключенного с ООО "НЕФТО-ЮГ".
Общество ссылается также на нарушение административным органом порядка привлечения его к административной ответственности, выразившегося в неуведомлении законного представителя о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что определением РСТ Ростовской области от 27.10.2011 г. рассмотрение административного дела назначено на 10.11.2011 г. на 11 часов. Определением от 10.11.2011 г. рассмотрение дела было отложено на 01.12.2011 г. на 11 часов.
Указанное определение вручено по юридическому адресу общества секретарю Реутиной 15.11.2011 г., что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением (л.д. 37).
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что в рамках рассматриваемого административного правоотношения РСТ Ростовской области соблюдены права общества, факты воспрепятствования в их реализации не установлены. Доказательств обратного заявитель не представил.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12180/2012
Истец: ООО "НЕФТО-ЮГ"
Ответчик: Региональная служба по тарифам по Ростовской области, Региональная служба по тарифам Ростовской области
Третье лицо: Судебный пристав-исполнитель Октябрьского районного отдела судебных приставов Шатохина С. И., УФССП по РО, УФССП по РО Октябрьский районный отдел судебных приставов г. Ростова-на-Дону