г. Санкт-Петербург |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А56-50110/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: Пчицкой Т.Ю. по доверенности от 28.12.2011 N 420-11, Карповича А.К. по доверенности от 22.12.2011 N 399-11.
от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - Белинского Ф.Г. по доверенности от 30.05.2012 N 05/1449;
- Загарова А.В., Зацепина П.С. - не явились, извещены
- Игамбердиева Е.Ю. - Каткова А.В. по доверенности от 03.04.2011 N 78АА2193282
- Косарева С.А. - не явился, извещен
- Лаптева Д.И. - Толоконникова С.А. по доверенности от 27.09.2010 N 47БА0502636
- Савенко Г.Н, Черняева С.Е., Айсанова З.Х., Кириенко И.Г., Шидловская О.В - не явились, извещены.
- Соловьева П.В. - Соловьев П.В. паспорт.
- Толоконникова В.В. - Толоконников В.В., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11280/2012) ОАО "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 апреля 2012 года по делу N А56-50110/2011 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, Кириенко И.Г., Соловьеву П.В., Толоконникову В.В., Шидловской О.В., Загарову А.В., Зацепиной П.С., Игамбердиевой Е.Ю., Косареву С.А., Лаптеву Д.И., Савенко Г.Н., Черняеву С.Е., Айсанову З.Х.
о признании решения в части, предписания незаконными
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (196247 г.Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.1 ОГРН 1027809170300, в дальнейшем - общество, ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать незаконными и отменить ненормативные акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124 г.Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, далее - Управление, УФАС):
- решение от 15.06.2011 N по делу N 126-05-1651-А/11 в части пунктов мотивировочной части, касающихся:
- установки обществом опоры на границе земельного участка, токоограничивающего аппарата и прибора учета на границе раздела балансовой и эксплуатационной принадлежности;
- исчисления срока исполнения обязательств по договору,
и предписание от 15.06.2011 (регистрационный номер П/05/1617-82 от 29.06.2011) об исполнении решения по оспариваемым пунктам.
В качестве заинтересованных лиц определением суда от 07.12.2011 к участию в деле привлечены граждане Толоконников В.В., Загаров А.В., Зацепина П.С., Играмбердиева Е.А., Косарев С.А., Лаптев Д.И., Савенко Г.Н., Айсанов З.Т., Черняев С.Е., Шидловская Ю.А., Кириенко И.Г.
Решением суда от 07.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Ленэнерго" заявило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, а также граждане Толоконников В.В., Соловьев П.В., представители Игамбердиевой Е.Ю., Загарова А.В., Лаптева Д.И. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержали изложенные в письменных отзывах доводы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу и письменные отзывы на апелляционную жалобу, апелляционная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, исходя из следующего.
Оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела N 126-05-1651/А-11, возбужденного по признакам нарушения ОАО "Ленэнерго" части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ на основании поступивших заявлений граждан на действия общества в лице филиалов "Гатчинские электрические сети", "Приладожские электрические сети", "Пригородные электрические сети" в части нарушения сроков заключения договоров технологического присоединения к электрическим сетям в пределах заявленной мощности потребления до 15 кВт, а также навязывании невыгодных условий договоров.
Управление становило, что с даты подачи гражданином Соловьевым П.В. заявки о заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства прошло более 10 месяцев; сроки направления проекта договора и технических условий по заявкам других потребителей составили:
- по договору рег.N ОД-ГтЭС-5999-10/7192-Э-10 (Загаров А.В.) срок рассмотрения заявки составил более 3 месяцев (104 дня);
- по договору рег.N ОД-ГтЭС-6711-10/4540-Э-10 (Зацепина П.С.) срок рассмотрения заявки составил более 6 месяцев (181 день), что превысило предельный срок осуществления непосредственно технологического присоединения к электрическим сетям;
- по договору рег.N ОД-ГтЭС-11772-10/22692-Э-10 (Толоконников В.В.) срок рассмотрения заявки составил более 1 месяца (43 дня);
- по договору рег.N ОД-ГтЭС-8159-10/13899-Э-10 (Лаплев Д.И.) срок рассмотрения заявки составил более 2 месяцев (75 дней);
- по договору рег.N ОД-ГтЭС-122-11/22673-Э-10 (Игамбердиева Е.Ю.) срок рассмотрения заявки составил более 4 месяцев (142 дня);
- по договору рег.N ОД-ГтЭС-800-10/21222-Э-10 (Шидловская О.В.) срок рассмотрения заявки составил более 3 месяцев (112 дней).
По договорам с Черняевым С.В., Кириенко И.Г., Косаревым С.А., Айсановым З.Х. срок рассмотрения заявок и направления договоров также превысил срок, установленный в Правилах технологического присоединения.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что ОАО "Ленэнерго" не соблюдает установленный срок осуществления технологического присоединения, который не может превышать 6 месяцев, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.
Управление также установило, что филиал общества "Гатчинские электрические сети" в технических условиях, направленных Соловьеву В.П.(пятая редакция договора N ОД-ГтЭС-10950-10/16974-Э-10), определил для последнего точку присоединения энергопринимающего устройства к электрической сети на опоре, место установки которой заявитель должен согласовать с Ломоносовским РЭС, проектирование и монтаж деревянной опоры вменены в обязанность заявителю. Также общество предъявило требование смонтировать ввод от вновь построенной опоры до энергопринимающего устройства и на точке подключения установить токоограничивающий аппарат SV29.25, обеспечивающий контроль величины максимальной мощности, и узел учета электроэнергии.
Аналогичные требования содержались в тексте технических условий, выданных филиалом общества "Гатчинские электрические сети" остальным заявителям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Ленэнерго" является сетевой организацией, на территории Ленинградской области владеет объектами электросетевой инфраструктуры и осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.
Поскольку передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, а мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии), возможность заключения договора на передачу электрической энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Управление пришло к выводу, что технологическое присоединение не образует самостоятельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не образует самостоятельного товарного рынка.
Также ОАО "Ленэнерго" оказывает сопутствующие деятельности по передаче электроэнергии услуги - разрабатывает и выдает технические условия на присоединение к электрическим сетям и непосредственно осуществляет деятельность по технологическому присоединению заявителей к электрическим сетям.
Приказом ФСТ России от 19.12.1997 N 127/8 включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу I - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии.
В силу ч.5 ст.5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Ленэнерго" является сетевой организацией, занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и неразрывно связанных с ними услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям, расположенным в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Ленэнерго" по отношению к потребителям, желающим получить услугу на указанном рынке.
Комиссия УФАС пришла к выводу о систематическом необоснованном несоблюдении обществом установленных сроков направления заявителям договоров технологического присоединения и рассмотрения мотивированных разногласий заявителей, что приводит к нарушению сроков технологического присоединения объектов заявителей, препятствует дальнейшему осуществлению энергоснабжения объектов заявителей и, таким образом, нарушает установленные ч. 1 ст.10 Закона N 135-ФЗ запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
Нарушение обществом положений пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ выразилось во включении в договоры технологического присоединения и технические условия невыгодные для заявителей и не предусмотренные Правилами технологического присоединения требований: по установке заявителем опоры на границе участка заявителя, установке указанной опоры за счет заявителя, установке заявителем узла учета на указанной опоре, установке на точке подключения токоограничивающего аппарата за счет заявителя, о разработке заявителем и согласовании с сетевой организацией проектной документации, в случаях, когда такое требование не предусмотрено градостроительными нормами, а также настаивании на принятии заявителями указанных требований после мотивированных отказов заявителей.
На основании указанного решения Управление выдало ОАО "Ленэнерго" предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Не согласившись с мотивировочной частью решения Управления, касающейся установки заявителем опоры на границе земельного участка, токоограничивающего аппарата и прибора учета на границе балансовой и эксплуатационной ответственности, исчисления срока исполнения обязательств по договору на осуществление технологического присоединения, а также с предписанием в указанных частях, ОАО "Ленэнерго" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Перечень таких действий (бездействия) перечислены в пунктах 1-10 части 1 статьи 10 Закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатами которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер. Указанный договор является публичным.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила, Правила технологического присоединения) определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Требования к заявке, направляемой заявителем - физическим лицом - в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, установлены в пункте 14 Правил.
Договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16 Правил технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1-14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Следовательно, заявитель, энергопринимающее устройство которого соответствует указанному в пункте 17 Правил, помимо уплаты тарифа за технологическое присоединение исполняет обязательства, связанные с технологическим присоединением в пределах границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства.
Пунктом 16.1 Правил определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (подпункт "а"); распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, - для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, - для сетевой организации (подпункт "г").
Вместе с тем распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом "г" пункта 25.1 Правил.
Нормы, изложенные в Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Положения абзаца второго пункта 19 Правил технологического присоединения запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.
По мнению общества, оно не имело возможности осуществить технологическое присоединение участка заявителя без обязания заявителя установить опору на границе участка заявителя, поскольку энергопринимающего устройства у заявителя на момент подачи заявки не имелось.
Оценив указанный довод, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование об установке на границе земельного участка деревянной опоры является актом навязывания, так как подтверждает факт настаивания сетевой организацией на своем требовании даже после получения от заявителя мотивированного отказа.
В судебном заседании представителем Игамбердиевой Е.Ю. представлен полученный новый вариант договора N ОД-ГтЭС-122-11/22673-Э-10 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Согласно Техническим условиям для присоединения к электрическим сетям, общество принимает на себя обязательства по проектированию и монтажу ВЛ-0,4 кВ от существующей ВЛ-0,4кВ до границы земельного участка заявителя. (Опору установить на границе земельного участка заявителя).
Заявитель должен осуществить ввод от вновь построенной опоры ВЛ-0,4 кВ до энергопринимающего устройства (пункт 11.1). Приборы учета для расчета с потребителями электроэнергии устанавливаются в точке присоединения на опоре ЛЭП (пункт 11.3.2).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861, под точкой присоединения к электрической сети понимается место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Таким образом, установка прибора учета электроэнергии в жилом доме (на чем настаивают потребители) свидетельствует о его установке в точке присоединения, а требование установки прибора учета на вновь смонтированной опоре противоречит вышеуказанным Правилам.
Требование об установлении токоограничивающего аппарата обосновывается обществом со ссылкой на главу 3.1 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Однако, как правомерно отмечено судом, названные ПУЭ не распространяются на физических лиц, использующих электроэнергию для бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Апелляционным судом не принимается ссылка подателя жалобы на Положение о технической политике в распределительном электросетевом комплексе, утвержденном ОАО РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК УЭС" 25.10.2006, поскольку оно предписывает обеспечить включение в договоры технологического присоединения между сетевыми компаниями (ОАО "ФСК ЕЭС", РСК) требований по выполнению технической политики в части технических решений, применяемых при новом строительстве, расширении, техническом перевооружении и реконструкции. Таким образом, оснований распространять действие указанного Положения на договоры, заключаемые с потребителями - физическими лицами, не имеется. |
|
|
В части определения начала срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению суд первой инстанции признал неправомерным утверждение ОАО "Ленэнерго" о том, что этот срок начинает исчисляться с момента заключения договора.
Пункт 15 Правил обязывает сетевую организацию, рассмотрев заявку, направить заполненный и подписанный проект договора на технологическое подключение в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. В случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил установлен предельный срок осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев, который должен быть указан в договоре на технологическое присоединение.
При этом, как обоснованно указывает Управление, момент, с которого следует исчислять срок, установлен в абзаце 2 пункта 8 Правил технологического присоединения и отсчитывается, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.
Как следует из абзаца 2 пункта 8 Правил, для целей настоящих Правил под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, и в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.
ОАО "Ленэнерго", утверждая обратное, не принимает во внимание вышеприведенную норму права, а потому апелляционная жалоба в указанной части является необоснованной.
Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку, правильно применив нормы материального права, апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 апреля 2012 по делу N А56-50110/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-50110/2011
Истец: ОАО "Ленэнерго"
Ответчик: Айсанов З Х, Загаров А В, Зацепина П С, Игамбердиева Елена Юрьевна, Кириенко И Г, Косарев С А, Лаптев Д И, Савенко Г Н, Соловьев Павел Владимирович, Толоконников В В, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, Черняев С Е, Шидловская О В
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6987/12
21.08.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11280/12
18.04.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-50110/11