г. Саратов |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А57-7496/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155 ИНН 6450056004 г. Саратов),
администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003 г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2012 г. по делу N А57-7496/2012 (судья Пузина Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Александрова Вячеслава Олеговича (г. Саратов)
заинтересованные лица:
администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003 г. Саратов),
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155 ИНН 6450056004 г. Саратов),
Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1046405508918 ИНН 6455038129 г. Саратов)
о признании решения администрации муниципального образования "Город Саратов" об отказе в предоставлении копии Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова 2000 г., Проекта детальной планировки центральной части города Саратова, 1982г., Генерального плана города Саратова (основной чертеж), 2008 г., а также в предоставлении Перечня координат характерных точек границ всех территориальных зон города Саратова, отображенных на карте градостроительного зонирования территории города по состоянию на 17.05.2008 г. и на 19.05.2010 г., изложенное в письме от 28.11.2011 г. N 01-10-05-515а, противоречащим пунктам 16,22 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. N 363, части 6 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ, части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" предоставить Александрову В.О. сведения из раздела V "Документация по планировке территорий" и подраздела V раздела IX "Геодезические и картографические материалы" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" в виде копий следующих документов: план красных линий центрального планировочного района города Саратова, 2000 г.; проект детальной планировки центральной части города Саратова, 1982г.; генеральный план города Саратова (основной чертеж), 2008 г., а также сведения вышеуказанных разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в виде: перечня координат характерных точек границ всех территориальных зон города Саратова, отображенных на карте градостроительного зонирования территории города по состоянию на 17.05.2008 г. и на 19.05.2010 г.,
при участии в судебном заседании:
от Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Парамонова Т.Н. доверенность N 02-08/05-18532 от 14.12.2011 г.,
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Бычкова В.В. доверенность N 01-03/14 от 07.03.2012 г.,
от индивидуального предпринимателя Александрова В.О. - Рыбаков А.Ю. доверенность от 08.11.2009 г.,
в отсутствие представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Александров В.О. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании решения администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) об отказе в предоставлении копий Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова 2000 г., Проекта детальной планировки центральной части города Саратова, 1982г., Генерального плана города Саратова (основной чертеж), 2008 г., а также в предоставлении Перечня координат характерных точек границ всех территориальных зон города Саратова, отображенных на карте градостроительного зонирования территории города по состоянию на 17.05.2008 г. и на 19.05.2010, изложенное в письме от 28.11.2011 г. N 01-10-05-515а, противоречащим пунктам 16,22 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. N 363, части 6 статьи 57 Градостроительного кодекса РФ, части 4 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и обязании администрации предоставить предпринимателю сведения из раздела V "Документация по планировке территорий" и подраздела V раздела IX "Геодезические и картографические материалы" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" в виде копий следующих документов: план красных линий центрального планировочного района города Саратова, 2000 г.; проект детальной планировки центральной части города Саратова, 1982г.; генеральный план города Саратова (основной чертеж), 2008 г., а также сведения вышеуказанных разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в виде: перечня координат характерных точек границ всех территориальных зон города Саратова, отображенных на карте градостроительного зонирования территории города по состоянию на 17.05.2008 г. и на 19.05.2010 г.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15.06.2012 г. признано незаконным решение администрации об отказе в предоставлении копий Плана красных линий центрального планировочного района города Саратова 2000 г., Проекта детальной планировки центральной части города Саратова, 1982г., Генерального плана города Саратова (основной чертеж), 2008 г., а также в предоставлении Перечня координат характерных точек границ всех территориальных зон города Саратова, отображенных на карте градостроительного зонирования территории города по состоянию на 17.05.2008 г. и на 19.05.2010 г., изложенное в письме от 28.11.2011 г. N 01-10-05-515а.
Суд обязал администрацию предоставить предпринимателю сведения из раздела V "Документация по планировке территорий" и подраздела V раздела IX "Геодезические и картографические материалы" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" в виде копий следующих документов: план красных линий центрального планировочного района города Саратова, 2000 г.; проект детальной планировки центральной части города Саратова, 1982г.; генеральный план города Саратова (основной чертеж), 2008 г., а также сведения вышеуказанных разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в виде: перечня координат характерных точек границ всех территориальных зон города Саратова, отображенных на карте градостроительного зонирования территории города по состоянию на 17.05.2008 г. и на 19.05.2010 г.
С администрации в пользу предпринимателя взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Администрация не согласилась с вынесенным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации не согласился с вынесенным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителя Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.11.2011 г. предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении сведений из раздела V "Документация по планировке территорий" и подраздела V раздела IX "Геодезические и картографические материалы" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" в виде копий следующих документов:
- плана красных линий центрального планировочного района г.Саратова,
- проекта детальной планировки центральной части г.Саратова, 1982г.,
- генерального плана г.Саратова (основной чертеж), 2008 г.,
- сведений вышеуказанных разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в виде Перечня координат характерных точек границ всех территориальных зон г.Саратова, отображенных на карте градостроительного зонирования территории города, по состоянию на 17.05.2008 г. и на 19.05.2010 г.
Письмом от 28.11.2011 г. N 01-10-05-515а администрация сообщила, что на официальном сайте муниципального образования "Город Саратов" (htt:saratovmer.ru) размещен Генеральный план города Саратова, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. N 25-240 "Об утверждении Генерального плана города Саратова", он содержит Положение о территориальном планировании города Саратова и 15 карт (схем), в том числе основной чертеж Генерального плана города Саратова, также размещены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", с изменениями вынесенными решением Саратовской городской Думы от 27.04.2010 г. N 50-595 "О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
В письме указано, что другую документацию, запрашиваемую в виде копий документов, передать не представляется возможным в связи с тем, что данные сведения относятся к категории ограниченного доступа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информацию о конкретном земельном участке и объекте капитального строительства или застройке интересующей территории можно получить в Комитете по архитектуре и градостроительству администрации и Комитете по землепользованию и градостроительству администрации.
01.02.2012 г. предпринимателю в судебном заседании по делу N А57-24068/11 представителем администрации была вручена копия указанного письма.
Предприниматель не согласился с отказом администрации в предоставлении документов и обратился в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, исходил из того, что отказ не соответствовал закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с подп. 1 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в том числе при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Статьей 3 Федерального закона N 149-ФЗ закреплены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, к числу которых относятся открытость информации, в частности, о деятельности государственных и муниципальных органов, установление ограничений доступа к информации только федеральными законами, достоверность информации и своевременность ее предоставления.
Согласно п.1, 3 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 149-ФЗ информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно п.1 ст. 17 Федерального закона N 149-ФЗ нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 г. N 188.
Из материалов дела усматривается, что запрашиваемая предпринимателем информация относится к нормативным правовым актам либо является приложениями к нормативным правовым актам.
Запрашиваемая информация не является информацией ограниченного доступа, не относится к служебной информации ограниченного распространения, не является государственной, служебной или коммерческой тайной.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. N 25-240 утвержден Генеральный план города Саратова.
Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (далее - Правила застройки).
Решением от 27.04.2010 г. N 50-595 внесены изменения, согласно которыми закреплен принцип открытости и доступности информации о землепользовании и застройке муниципального образования.
Согласно статьи 4 Правил застройки правила являются открытыми для всех граждан и юридических лиц, а также должностных лиц.
Администрация обеспечивает возможность ознакомления с Правилами застройки всех желающих.
В соответствии со статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, которые предоставляют собой организованный в соответствии с требованиями кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графических формах.
Согласно ч. 26 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 1.1 ст.17 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Согласно ст.34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ.
В соответствии с положением статьи 22 Устава муниципального образования "Город Саратов" структуру органов местного самоуправления города составляют: Саратовская городская Дума, именуемая по тексту настоящего Устава "городская Дума" - представительный орган; глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, именуемый по тексту настоящего Устава "глава муниципального образования"; администрация муниципального образования "Город Саратов", именуемая по тексту настоящего Устава "администрация города" - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата - контрольный орган.
Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, относится к вопросам местного значения.
Администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделена в соответствии с положениями пункта 1 статьи 33 Устава муниципального образования "Город Саратов" полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом на территории муниципального образования "Город Саратов" ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и выдача из нее сведений осуществляется администрацией.
В соответствии со ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Согласно частям 1, 6, 7 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
В соответствии с п.10 ст. 57 Федерального закона N 131-ФЗ порядок предоставления сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 09.06.2006 г. N 363, информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений, указанных в подпунктах "а" - "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района.
Согласно данному Положению об информационном обеспечении градостроительной деятельности под актуализированными документами, материалами, картами, схемами и чертежами понимаются документы, материалы, карты, схемы и чертежи, размещенные в информационной системе, со всеми внесенными в них изменениями, состоявшимися на каждый определенный момент (пункт 4 Положения).
Раздел V "Документация по планировке территорий" должен содержать сведения, предусмотренные подпунктом "д" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии документов и материалов по планировке территорий.
Общая часть раздела V содержит наименования и реквизиты актуализированных документов по планировке территории, предусмотренных пунктом 2 части 3 и частью 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и номера книг.
Специальная часть раздела V содержит: наименования и реквизиты актуализированных схем и чертежей планировки территории, содержащихся в документах по планировке территории, предусмотренных пунктом 1 части 3 и частью 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации; номера книг и регистрационные номера; ссылки на подраздел, содержащий актуализированные документы, раздела "Геодезические и картографические материалы".
Согласно пункту 13 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности предоставление сведений, содержащихся в информационной системе, осуществляется на основании запроса органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица, заинтересованного в получении сведений информационной системы.
Заинтересованное лицо подает в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района письменный запрос с указанием своего наименования (имени) и места нахождения (места жительства). В запросе указывается раздел информационной системы, запрашиваемые сведения о развитии территории, застройке территории, земельном участке и объекте капитального строительства, форма предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, и способ их доставки.
Согласно пункту 16 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности сведения, содержащиеся в информационной системе, выдаются (направляются) заинтересованному лицу в срок, не превышающий 14 дней с даты представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений. Дата выдачи (направления) сведений, содержащихся в информационной системе, и их содержание фиксируются в порядке, установленном органом местного самоуправления. Сведения, содержащиеся в информационной системе, предоставляются на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах.
На момент обращения предпринимателя с заявлением 07.11.11г. не установлен размер платы, взимаемой за предоставление сведений, содержащиеся в Информационной системе, в связи с чем, для их получения на территории муниципального образования "Город Саратов" необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с запросом, оформленным в соответствии с пунктом 13 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности.
Таким образом предоставление запрашиваемых заявителем сведений относится к компетенции органов местного самоуправления.
Из письма администрации от 28.11.2011 N 01-10-05-515а следует, что в предоставлении сведений предпринимателю отказано, в том числе по тому основанию, что запрашиваемые сведения размещены на сайте муниципального образования "Город Саратов" (htt://saratovmer.ru/).
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" территориальные зоны являются объектами землеустройства.
Установлением или изменением границ территориальных зон является:
- утверждение или изменение Карты (карт) градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования, отображающей границы территориальных зон.
Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе территориальных зон) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства).
Согласно статьи 20 Федерального закона "О землеустройстве" в результате таких работ подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и Требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. N 621.
Так как границы территориальных зон должны отображаться на Карте градостроительного зонирования, определить (описать) их местоположение в установленной системе координат и соответственно отобразить их графически возможно только путем проведения работ по землеустройству и составления карты (плана) объекта землеустройства.
Таким образом представительный орган местного самоуправления утверждает карту (план) объекта землеустройства, подготовленную в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 г. N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" а не рисунок, воспроизводящий содержание указанной карты и размещенный на официальном сайте администрации (htt://saratovmer.ru/).
Обязательность составления Карты градостроительного зонирования в виде карты (плана) объекта землеустройства, соответствующей Требованиям к составлению карты (плана) объекта землеустройства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 г. N 621, подтверждается письмом Государственной Думы РФ от 19.12.2011 г. N3.31-24/1180.
Согласно п.6 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пункта 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. N 618, "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" в десятидневный срок с момента вступления в силу правового акта, которым устанавливается, изменяется либо отменяется территориальная зона, орган местного самоуправления обязан представить в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, а также перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат.
В соответствии с пунктом 21 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства в раздел "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства" входит Список характерных точек границ объекта землеустройства, как раз и являющийся перечнем координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, подлежащий передаче в орган кадастрового учета.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 г. N Д23-2811 описание местоположения границ населенных пунктов вносится в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства. Данные разъяснения актуальны и для случаев внесения в государственный кадастр недвижимости описания местоположения границ территориальных зон, также являющихся объектами землеустройства.
В связи с тем что рисунок, поименованный как Карта градостроительного зонирования территории города, и являющийся Приложением к правилам землепользования и застройки, картой (планом) объекта землеустройства не является, то ни он, ни иные разделы Правил землепользования и застройки, опубликованные и размещенные в Интернете, не должны и не содержат Списка характерных точек границ объекта землеустройства.
Согласно подп. г, з ч. 1 п. 4 ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений, о геодезических и картографических материалах.
Согласно п. 2 ст. 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
В соответствии с п.4 ст.57 Градостроительного кодекса Российской Федерации документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе.
Согласно пункту 7 Требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе, исключающем возможность повторной записи информации, в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя.
Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке.
Карта градостроительного зонирования, являющаяся в соответствии с пунктом 6 Положения об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 г. N 363, частью ИСОГД на бумажном носителе и в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, на официальном сайте администрации (htt://saratovmer.ru/) не размещена. Не размещен на официальном сайте и раздел "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства, содержащий Список характерных точек границ объекта землеустройства. В орган кадастрового учета Список характерных точек границ объекта землеустройства (перечень координат характерных точек границ) органом местного самоуправления не передан.
План красных линий центрального планировочного района г. Саратова 2000 г.; проект детальной планировки центральной части г.Саратова 1982г. в официальном источнике не опубликовывались.
Таким образом предприниматель имел право на получение сведений из раздела V "Документация по планировке территорий" и подраздела V раздела IX "Геодезические и картографические материалы" информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования "Город Саратов" в виде копий следующих документов: план красных линий центрального планировочного района г.Саратова, 2000 г.; проект детальной планировки центральной части г.Саратова, 1982г.; генеральный план г.Саратова (основной чертеж), 2008 г., а также сведения вышеуказанных разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в виде: перечня координат характерных точек границ всех территориальных зон г.Саратова, отображенных на карте градостроительного зонирования территории города по состоянию на 17.05.2008 г. и на 19.05.2010 г., и не предоставив такую информацию, администрация нарушила права и законные интересы заявителя.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что предпринимателем представлены доказательства несоответствия оспариваемого отказа закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в связи с чем требования предпринимателя подлежат удовлетворению.
Таким образом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции от предпринимателя поступил письменный отказ от заявленных требований в части требования о признании незаконным изложенного в письме от 28.11.2011 г. N 01-10-05-515а решения администрации муниципального образования "Город Саратов" в части отказа в предоставлении копии Проекта детальной планировки центральной части города Саратова, 1982 г. и требования об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" представить копию Проекта детальной планировки центральной части города Саратова, 1982 г. и о прекращении производства по делу в указанной части требования.
Возражений против удовлетворения заявленного отказа предпринимателя не заявлено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассматривая заявленный отказ от иска, исходит из того, что в соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассматривая отказ предпринимателя от иска в части, установил, что он не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
При этом одновременно с прекращением производства по делу апелляционная инстанция на основании п. 3 ст. 269 АПК РФ отменяет в части принятый судом первой инстанции судебный акт по существу спора.
Таким образом апелляционная инстанция принимает отказ предпринимателя от заявленных требований в части, отменяет решение суда первой инстанции и прекращает производство по делу в части.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт подлежит отмене в части.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2012 года по делу N А57-7496/2012 отменить в части.
Производство по делу в части заявленного требования о признании незаконным изложенного в письме от 28.11.2011 г. N 01-10-05-515а решения администрации муниципального образования "Город Саратов" в части отказа в предоставлении копии Проекта детальной планировки центральной части города Саратова, 1982 г. и требования об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" представить копию Проекта детальной планировки центральной части города Саратова, 1982 г. прекратить в связи с отказом от указанных заявленных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7496/2012
Истец: ИП Александров Вячеслав Олегович
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации МО "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации МО "Город Саратов"