г. Саратов |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А57-25539/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" августа 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей Никитина А.Ю., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 мая 2012 года,
по делу N А57-25539/2011, судья Капкаев Д.В.,
по иску Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946,
к Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344,
к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003,
Третьи лица: МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", г. Саратов, Администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по ЖКХ Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Саратовский межрайонный (городской) отдел судебных приставов, г. Саратов, Ликвидационная комиссия МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", г. Саратов,
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии в судебном заседании представителей сторон: от Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Шафеевой О.И., по доверенности от 27.12.2011 N 03-02/2011, от ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" - Хохловой Е.В., по доверенности от 04.05.2012 N 20, иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"; администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 562130 руб. 51 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 мая 2012 года исковые требования ОАО "Волжская ТГК" удовлетворены. В порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ОАО "Волжская ТГК" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 562130 руб. 51 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 142420 руб. 61 коп.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель комитета финансов администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель комитета финансов возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2008 по делу N А57-550/2008 с муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Заводскому району г. Саратова" в пользу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" взысканы задолженность по договору от 01.09.2005 N 102415т в размере 11076463 руб. 40 коп.
Для принудительного исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.06.2008 выдан исполнительный лист по делу N А57-550/2008.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.12.2009 по делу N А57-15669/2009 с Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Заводскому району г. Саратова" в пользу ОАО "Волжская ТГК" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 05.08.2006 по 15.12.2009 г. в размере 2 700 000 руб., а также проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ равной 9% годовых, с оставшейся суммы долга производить с 16.12.09 по день фактического погашения долга.
21 апреля 2010 года исполнительный лист АС N 000722023 от 04.02.2010 был предъявлен открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" на исполнение в Саратовский межрайонный городской отдел по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.
Судебным приставом-исполнителем Саратовского межрайонного городского отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области 12.01.2010 года возбуждено исполнительное производство N 63/46/7869/10/2010 по исполнительному листу от 04.02.2010 N000722023.
29.06.2010 судебным приставом-исполнителем Саратовского межрайонного городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области было вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 63/46/7869/10/2010 и возвращении взыскателю исполнительного документа в связи отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
24.05.2010 открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" предъявило к исполнению исполнительный лист АС N 000722023 в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
30.05.2011 комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" вернул исполнительный лист АС N 000722023 открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" без исполнения.
01.06.2011 открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" повторно предъявило к исполнению исполнительный лист АС N 000712870 в Саратовский межрайонный городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, возбуждено исполнительное производство N 3508/11/46/64.
09 августа 2010 года была произведена фактическая оплата долга в размере 11 076 463, 40 руб.
17 августа 2011 года исполнительное производство N 3508/11/46/64 по исполнительному листу NN000722023 окончено в связи с невозможностью взыскания, исполнительный лист возвращен взыскателю.
С учетом частичной оплаты остаток долга по исполнительному документу ставил 562 130,51 руб. - проценты по день фактического исполнения денежного обязательства в размере
13.09.2011 ОАО "Волжская ТГК" направило исполнительный лист от 04.02.2010 N 000722023 с просьбой оплаты остатка суммы долга в Комитет по ЖКХ администрации Муниципального образования "Город Саратов".
20.09.2011 указанный исполнительный лист возвращен в ОАО "Волжская ТГК" без исполнения в связи с тем, что Комитет по ЖКХ не наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств в отношении МУ "ДЕЗ" районов города.
22.09.2011 исполнительный лист от 04.02.2010 N 000722023 был направлен "Волжская ТГК" в Комитет по финансам Администрации г. Саратова для взыскания.
23.09.2011 комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" вернул исполнительный лист АС N 000722023 открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" без исполнения.
Факт отсутствия денежных средств у основного должника муниципальное учреждение "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа 17.08.2011 года (исполнительное производство N 3508/11/46/64) и актом о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю от 17.08.2011 года Саратовского межрайонного городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.
Таким образом, открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" предприняло необходимые меры по взысканию задолженности по исполнительному листу АС N 000722023.
Доказательств погашения имеющейся задолженности в полном объеме муниципальным учреждением "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", ликвидационной комиссией МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", комитетом по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципальным образованием "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.12.2011 года N 2592 принято решение о ликвидации муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" и создании ликвидационной комиссии.
Федеральной налоговой службой Российской Федерации за регистрационным номером 2126451002555 была внесена запись о начале процесса ликвидации муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова".
Поскольку истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим исковым заявлением до принятия решения о ликвидации муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" и создании ликвидационной комиссии, арбитражный суд первой инстанции обоснованно принял направленное истцом в ликвидационную комиссию исковое заявление как требование, направленное на включение в реестр требований кредиторов, что свидетельствует о соблюдении требования статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт наличия задолженности по исполнительному листу АС N 000722023 не оспорен, доказательств тому, что ликвидационной комиссией были приняты меры к выявлению кредитора - открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", а также письменного уведомления указанного кредитора о ликвидации юридического лица не представлено.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.
Федеральный закон от 08.05.2010 года N 83-ФЗ предусматривает, что абзац шестой пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные ст. 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными ст. 120 ГК РФ.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового заявления к основному должнику.
В соответствии с п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено к лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений закон выдвигает дополнительное условие - недостаточность находящихся в его распоряжении денежных средств.
Согласно п.п. 1.3, 1.10 Устава МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", решения Саратовской городской Думы от 13.10.1998 N 24-226 "О создании МУ "ДЕЗ" имущество данного учреждения является собственностью города Саратова, а при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ "Заводского района г. Саратова" несет собственник имущества.
Ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества, т.е. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. От его имени по искам в порядке субсидиарной ответственности выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 23 июня 1998 года N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, в настоящее время комитет по финансам администрации г. Саратова.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19 июля 2007 года N 19-172 комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с п. 4.2 Правил "Об организации работы по исполнению решений судов о взыскании денежных средств по задолженности муниципальных учреждений "Дирекция единого заказчика" районов города", утвержденных Постановлением мэра города Саратова от 10.06.2004 N 336, в порядке субсидиарной ответственности по долгам МУ ДЕЗ района должником выступает муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
В п. 35 Положения о бюджетном процессе в городе Саратове, утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 27.03.2008 N 26-271 указано, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города осуществляется комитетом по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения является комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном, отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.
В статьях 242.3, 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен ряд требований для бюджетных учреждений - должников, позволяющих органу Федерального казначейства (органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации или муниципальных бюджетных учреждений) исполнять судебные акты в установленные Кодексом сроки.
Оспаривая состоявшийся судебный акт, заявитель жалобы указывает, что судом не учтен тот факт, что МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" находится в процессе ликвидации.
Указанный довод отклоняется апелляционной коллегией, как несостоятельный. Судом первой инстанции надлежащим образом разрешен вопрос с учетом того, что МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" находится в процессе ликвидации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 21 (в редакции от 19.04.2007) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств необходимых для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения.
Пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации.
Согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица, в случае отказа ликвидационной комиссией в удовлетворении требований кредитора либо уклонении от их рассмотрения.
Истцом были соблюдены требования статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В материалы дела сведений свидетельствующих о том, что процесс ликвидации муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" завершен, не представлено.
Отсутствие утвержденного промежуточного ликвидационного баланса не может влиять на удовлетворение требований кредитора муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" собственником его имущества, поскольку не зависит от факта составления промежуточного баланса.
Поскольку промежуточный ликвидационный баланс муниципального учреждения "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" подлежит утверждению собственником его имущества, который представляет субсидиарного должника, право истца как кредитора ликвидируемого учреждения на предъявление требования к субсидиарному должнику не может быть постановлено в зависимость от воли самого субсидиарного должника.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, исковые требования о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности с комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" подлежат удовлетворению, так как последний, согласно возложенным на него функциям, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Город Саратов".
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств пользования денежными средствами муниципальным образованием истцом не представлено является несостоятельным. Обоснованность взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами установлена в рамках дела N А57-15669/2009, не требует повторного доказывания. Взыскание с муниципального образования образовавшейся задолженности происходит в соответствии с нормами действующего законодательства о субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого должника.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалованное решение было принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 мая 2012 года по делу N А57-25539/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
А.Ю. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25539/2011
Истец: ОАО "Волжская ТГК"
Ответчик: Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", Муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация Заводского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по ЖКХ Администрации муниципального образования "Город Саратов", Ликвидационная комиссия МУ "ДЕЗ по Заводскому р-ну г. Саратова", МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", МУ "ДЕЗ по Заводскому району", Саратовский межрайонный РОСП