г. Киров |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А29-1222/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2012 по делу N А29-1222/2012, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,
по заявлению Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 32 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (ИНН: 1116004542, ОГРН: 1021101053753)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми (ИНН: 1116003010, ОГРН: 1041100991425),
о признании незаконными действий,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 32 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ФКУ "Колония-поселение N 32", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) выразившиеся в выдаче справки N 14437 о наличии задолженности по налогам, сборам и взносам по состоянию на 01.01.2012, содержащей данные о задолженности: по налогу на доходы физических лиц в части пени в сумме 334 252 рубля 79 копеек и санкций в сумме 61 262 рубля 84 копейки; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемые на выплату страховой части пенсии по пени в сумме 9 500 рублей 46 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемые на выплату накопительной части пенсии по пени в сумме 808 рублей 81 копейка; по налогу на добавленную стоимость в части пени в сумме 162 370 рублей 06 копеек и штрафные санкции в сумме 7 094 рубля 90 копеек; по налогу на пользователей автомобильных дорог по пени в сумме 17 192 рубля 54 копейки; по прочим налогам и сборам по пени в сумме 2 370 рублей 19 копеек; по прочим местным налогам и сборам, мобилизируемым на территориях муниципальных районов по пени в сумме 1 486 рублей 94 копейки; по недоимке, пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд РФ в части недоимки в сумме 16 102 рубля и пени в сумме 18 271 рубль 04 копейки; по недоимке, пени и штрафам по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ по недоимке в сумме 10 498 рублей 80 копеек и пени в сумме 25 469 рублей 64 копейки; по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств по пени в сумме 6 487 рублей 29 копеек, без указания на невозможность их взыскания и просит обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам и сборам не содержащей сведений о наличии указанной задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2012 требования, заявленные Учреждением, удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми выразившиеся в отражении в справке N 14437 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012 задолженности: по налогу на доходы физических лиц в части пени в сумме 334 252 рубля 79 копеек и санкций в сумме 61 262 рубля 84 копейки; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемые на выплату страховой части пенсии по пени в сумме 9 500 рублей 46 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемые на выплату накопительной части пенсии по пени в сумме 808 рублей 81 копейки; по налогу на добавленную стоимость в части пени в сумме 162 370 рублей 06 копеек и штрафные санкции в сумме 7 094 рубля 90 копеек; по налогу на пользователей автомобильных дорог по пени в сумме 17 192 рубля 54 копейки; по прочим налогам и сборам по пени в сумме 2 370 рублей 19 копеек; по прочим местным налогам и сборам, мобилизируемым на территориях муниципальных районов по пени в сумме 1 486 рублей 94 копейки; по недоимке, пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд РФ в части недоимки в сумме 16 102 рубля и пени в сумме 18 271 рубль 04 копейки; по недоимке, пени и штрафам по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ по недоимке в сумме 10 498 рублей 80 копеек и пени в сумме 25 469 рублей 64 копейки; по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств по пени в сумме 6 487 рублей 29 копеек, всего в части недоимки в сумме 26 600 рублей 80 копеек, пени в сумме 578 209 рублей 76 копеек и санкций в сумме 68 357 рублей 74 копейки без указания сведений об утрате возможности их взыскания налоговым органом в связи с пропуском сроков взыскания задолженности.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2012 в части удовлетворения требований Учреждения отменить.
Инспекция указывает, что письмом от 25.04.2012 N 03-19/2042 в адрес Учреждения была направлена справка N 14437 о состоянии расчетов по налогам с приложением, в которой отражена информация об утрате права взыскания задолженности. Указанные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют об устранении Инспекцией нарушений законных прав и интересов заявителя. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
ФКУ "Колония-поселение N 32" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, ФКУ "Колония-поселение N 32" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была выдана Учреждению справка N 14437 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.01.2012, в которой отражены сведения о наличии у учреждения задолженности перед бюджетом всего в части недоимки по налогам в сумме 26 600 рублей 80 копеек, пени в сумме 578 209 рублей 76 копеек и санкций в сумме 68 357 рублей 74 копейки, в том числе:
- по налогу на доходы физических лиц в части пени в сумме 334 252 рубля 79 копеек и санкций в сумме 61 262 рубля 84 копейки;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемые на выплату страховой части пенсии по пени в сумме 9 500 рублей 46 копеек;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемые на выплату накопительной части пенсии по пени в сумме 808 рублей 81 копейка;
- по налогу на добавленную стоимость в части пени в сумме 162 370 рублей 06 копеек и штрафные санкции в сумме 7 094 рубля 90 копеек;
- по налогу на пользователей автомобильных дорог по пени в сумме 17 192 рубля 54 копейки;
- по прочим налогам и сборам по пени в сумме 2 370 рублей 19 копеек;
- по прочим местным налогам и сборам, мобилизируемым на территориях муниципальных районов по пени в сумме 1 486 рублей 94 копейки;
- по недоимке, пени и штрафам по взносам в Пенсионный фонд РФ в части недоимки в сумме 16 102 рубля и пени в сумме 18 271 рубль 04 копейки;
- по недоимке, пени и штрафам по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ по недоимке в сумме 10 498 рублей 80 копеек и пени в сумме 25 469 рублей 64 копейки;
- по налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение транспортных средств по пени в сумме 6 487 рублей 29 копеек.
ФКУ "Колония-поселение N 32" не согласившись с действиями налогового органа по отражению в справке N 14437 вышеприведенных сумм задолженности, возможность взыскания которых утрачена, обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался подпунктом 10 пункта 1 статьи 32, пунктом 1 статьи 45, статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, Методическими указаниями по заполнению формы справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденными Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.09.2009 N4381/09. При этом суд пришел к выводу, что фактически имеющаяся у налогоплательщика задолженность подлежала отражению в справке с указанием на утрату возможности принудительного взыскания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
В соответствии с пунктом 3 Методических указаний по заполнению справки при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм:
- на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации;
- которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";
- которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи Справки.
Согласно пункту 4 Методических указаний по заполнению справки при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
Таким образом, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09, налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию о состоянии расчетов налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, Инспекцией выдана Учреждению справка N 14437 о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.01.2012 с указанием задолженности налогоплательщика по налогам в сумме 26 600 рублей 80 копеек, пени в сумме 578 209 рублей 76 копеек и санкций в сумме 68 357 рублей 74 копейки (л.д. 25-26).
Доказательств того, что Инспекцией производилось взыскание оспариваемых учреждением сумм, в том числе по налогам в сумме 26 600 рублей 80 копеек, пени в сумме 578 209 рублей 76 копеек и санкциям в сумме 68 357 рублей 74 копейки, задолженность по которым образовалась до 01.01.2006 налоговым органом не представлено.
Из объяснений представителя Инспекции следует, что такие доказательства у налогового органа отсутствуют.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что Инспекция в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки не приняла меры для взыскания недоимки, пеней и штрафа. Соответствующие доказательства Инспекцией не представлены.
На дату выдачи справки N 14437 срок на принудительное взыскание недоимки, пеней и штрафов истек как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Следовательно, факт утраты налоговым органом права на взыскание спорной задолженности подтвержден материалами дела.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми пришел к правильному выводу, что действия налогового органа, выразившиеся в выдаче Учреждению справки о состоянии расчетов с бюджетом без указания на утрату налоговым органом права на взыскание в принудительном порядке задолженности, образовавшейся до 01.01.2006, не соответствуют налоговому законодательству (статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации) и нарушают права и законные интересы налогоплательщика.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Инспекции о выдаче Учреждению справки N 14437 о состоянии расчетов по налогам с приложением, в которой отражена информация об утрате права взыскания задолженности, поскольку из неё не следует, что предыдущая справка N 14437 Инспекцией отозвана.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 22.05.2012 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи, с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2012 по делу N А29-1222/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1222/2012
Истец: Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 32 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Коми