город Ростов-на-Дону |
|
23 августа 2012 г. |
дело N А32-33271/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мигулиной Д.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2012 по делу N А32-33271/2011 (судья Непранов Г.Г.) по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к Союзу предпринимателей и товаропроизводителей "Деловое Приазовье" при участии третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Союзу предпринимателей и товаропроизводителей "Деловое Приазовье" о ликвидации Союза предпринимателей и товаропроизводителей "Деловое Приазовье", ссылаясь на допущенные организацией нарушения требований Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выразившиеся в непредставлении в установленный срок отчетов о деятельности организации, сведений о руководителе и составе руководящих органов, расходовании денежных средств и использовании иного имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с тем, что имевшие место в деятельности организации нарушения действующего законодательства, не могут являться достаточным основанием для ликвидации организации, возможность их устранения не утрачена.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение отменить, требования о ликвидации ассоциации удовлетворить.
В обоснование апелляционных требований указано на то, что ассоциация не предоставляет какой-либо отчетной информации о своей деятельности в течение нескольких лет. Предупреждения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю с требованиями об устранении нарушений закона ассоциацией не исполнены. Доказательств осуществления некоммерческой организацией деятельности ответчиком не представлено.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо указывает, что выводы суда первой инстанции основаны на правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 18.07.2003 N 14-П, просит учесть наличие задолженности у ответчика перед бюджетом в размере 65 449,16 руб.
Лица, участвующие в деле, извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.08.2000 общество с ограниченной ответственностью "Цель", открытое акционерное общество "Подсобное сельскохозяйственное предприятие Ейское" и закрытое акционерное общество "Воронцовское" приняли решение о создании Союза предпринимателей и товаропроизводителей "Деловое Приазовье"; решение оформлено протоколом N 1 (л.д. 20-24).
28.08.2000 устав вновь созданного Союза зарегистрирован постановлением главы Ейского района Краснодарского края N 695 (л.д. 13-20). Целями деятельности Союза является координация предпринимательской деятельности его членов, а также предоставление защиты общих имущественных интересов.
18.12.2008, 09.07.2010, 08.09.2011 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю вынесло и направило в адрес ассоциации письменные предупреждения об обязании некоммерческой организации устранить допущенные нарушения закона, выразившиеся в непредставлении в установленный срок отчетов о деятельности организации, сведений о руководителе и составе руководящих органов, расходовании денежных средств и использовании иного имущества, либо заявления, подтверждающего соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в месячный срок.
Поскольку указанные нарушения некоммерческой организацией устранены не были, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о ликвидации ассоциации.
В силу пункта 1 статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают корпоративные споры, в том числе споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, являющегося коммерческой организацией, а также некоммерческого партнерства, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность для коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданского кодекса Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами (пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Пунктом 10 статьи 32 Федерального закона предусмотрено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 18.07.2003 N 14-П, отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При этом неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Апелляционная коллегия отмечает, что из материалов дела не усматривается наличия доказательств таких нарушений. Поэтому, суд первой инстанции обоснованно отметил, что невыполнение ассоциацией предписаний статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" о предоставлении в уполномоченный орган информации о деятельности ассоциации не является грубым неустранимым нарушением, последствием неоднократного совершения которого является ликвидация союза.
Таким образом, оснований для ликвидации союза предпринимателей по приведенным управлением доводам не усматривается, в связи с чем решение суда отмене либо изменению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.06.2012 по делу N А32-33271/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33271/2011
Истец: Упр Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю
Ответчик: Союз предпринимателей и товаропроизводителей "Деловое Приазовье"
Третье лицо: Союз предпринимателей и товаропроизводителей "Деловое Приазовье", Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, УФНС по КК