г. Пермь |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А60-14959/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от истца ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" (ИНН 6603022326, ОГРН 1096603000185) - Семенцов П.Н., доверенность от 13.03.2012, предъявлен паспорт;
от ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817) - Полюстров А.В., доверенность от 11.01.2012, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 июня 2012 года
по делу N А60-14959/2012,
принятое судьей Липиной И.В.,
по иску ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна"
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области
о взыскании 344 250 руб.,
установил:
ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании со Свердловской области за счет казны Свердловской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области убытков в размере 344 250 руб., причиненных в результате незаконного отказа в предоставлении субсидии на приобретение трех автоприцепов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2012 исковые требования удовлетворены: со Свердловской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области за счет казны Свердловской области взысканы в пользу ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" убытки в сумме 344 250 руб. В отношении Министерства финансов Свердловской области производство по делу прекращено.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска, поскольку суд нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что принятым решением затронуты права Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области. Выводы суда о том, что истцом своевременно совершены необходимые действия, установленные порядком получения субсидий, не соответствует действительности. Суд в данном случае без доказательств установил противоправность действия ответчика, его вину при причинению вреда, наличие причинной связи между действиями ответчика и понесенными убытками истца.
ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" в представленном отзыве на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно.
Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области заявлено ходатайство о смене наименования и проведении процессуального правопреемства на правопреемника Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области на основании постановления Правительства свердловской области от 04.07.2012, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ. Ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании ст. 48 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-П (далее - Порядок от 08.02.2011), истец обратился в уполномоченный орган для получения субсидии.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области в адрес истца направлено извещение от 26.05.2011 о принятом на заседании Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета (далее - Комиссия) решении от 16.05.2011 о предоставлении истцу государственной поддержки из средств областного бюджета в виде субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции, при условии соблюдения требований постановления Правительства Свердловской области N 83-ПП от 08.02.2011 в сумме 1 421 065 руб. на возмещение части затрат по приобретению массажера вакуумного, инъектора рассола, мясорубки автоматической, холодильного оборудования (2 ед.), агрегата охладительного (6 ед.), шкафа холодильного, оборудования для переработки мяса и птицы, шприца вакуумного.
Истец включен в справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение техники и оборудования по состоянию на сентябрь 2011 г.
В дальнейшем Комиссией принято решение от 19.07.2011 г. об увеличении объемов субсидирования и возможности внесения соответствующих изменений в бизнес-план, представленный в министерство до 05.05.2011.
Согласно Перечню лиц, получающих субсидии, утвержденному Приказом N 211 от 25.07.2011 увеличен объем субсидирования на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" до 1 973 787 руб.
В соответствии с требованиями п. 8 Порядка предоставления субсидий, обществом в августе 2011 года представлены в территориальный отраслевой отдел документы в целях получения субсидии.
Письмами от 23.08.2011 и от 14.09.2011 общество обратилось к Министерству с заявлением об изменении перечня приобретаемой техники и оборудования.
По итогам заседания комиссии от 16.09.2011 были внесены изменения в приобретаемый ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" перечень техники и оборудования. Из перечня исключены и сняты субсидии на приобретение мясорубки автоматической и оборудования для переработки мяса птицы. Предоставлены субсидии на приобретение напольного волчка, холодильной установки, циклической машины для мойки ящиков, пилы для разделки полутуш, холодильного агрегата, камеры теплоизолирующей холодильной.
Таким образом, Комиссией в полном объеме было рассмотрено заявление от 14.09.2011, а заявление от 23.08.2011 рассмотрено частично: прием к субсидированию торговых прицепов и автолавок рассмотрен не был.
На основании решений Комиссии от 16.05.2011 и 16.09.2011 ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" и Министерство 30.09.2011 года заключили Соглашение N 330 о предоставлении субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, необходимого для производства и хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции.
07.12.2011 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области в адрес истца направлено извещение о принятом на заседании Комиссии решения от 01.12.2011 по вопросу рассмотрения заявления ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" от 23.08.2011 об изменении перечня приобретаемой техники и оборудования, согласно которому изменен бизнес-план и предоставлены ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" субсидий по указанным трем торговым автоприцепам на общую сумму 344 250 руб.
Истец включен в справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение техники и оборудования по состоянию на декабрь 2011 г.
Согласно п. 2.1 соглашения N 330 субсидии предоставляются в порядке перечисления средств областного бюджета на расчетный счет получателя при условии предоставления документов указанных в пункте 3.3.1 настоящего соглашения в территориальное управление Министерства, ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
К таким документам отнесены договор купли-продажи техники, платежные поручения, подтверждающие ее оплату, счета-фактуры, накладные, акты приема-передачи основных средств, акты приемки оборудования или акта сдачи приобретенного оборудования в монтаж, свидетельства о регистрации машины или паспорта сельскохозяйственной техники.
Письмами N 156 от 09.12.2011, N 157 от 09.12.2011, N 158 от 09.12.2011, N 160 от 14.12.2011, N 161 от 15.12.2011 истцом Министерству предоставлены документы на приобретение автоприцепов: справки-расчеты о причитающихся субсидиях на приобретение сельскохозяйственной техники за декабрь 2011 г., паспорта транспортных средств, свидетельства о государственной регистрации данных машин, отчет об оценке стоимости торговых прицепов предусмотренные п.3.3.1 соглашения.
13.12.2011 Министерство письмом N 10-31/6 от 13.12.2011 уведомило ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна" об отказе в предоставлении субсидии на приобретение торговых прицепов в количестве 3 единиц на сумму 1 275 000 руб. по причине того, что оплата за торговые прицепы была произведена 08.12.2011 и 09.12.2011, в паспортах транспортных средств нет отметки о снятии с учета крестьянского (фермерского) хозяйства Швецова Вита Игоревна и постановки на учет в ООО КФХ "Швецова Вита Игоревна", не представлено свидетельство о регистрации торговых прицепов, не представлена копия отчета об оценке рыночной стоимости техники, составленной независимым специалистом-оценщиком.
Решением Комиссии от 22.12.2011 истцу отказано в предоставлении субсидий на приобретение торговых прицепов по причине нарушения требований пунктов 11, 12 Порядка.
Поскольку в целях получения субсидии истцом совершены действия по приобретению в собственность торговых прицепов на общую сумму 1 275 000 руб., субсидия не выплачена, то истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика убытков, причиненных незаконной невыплатой субсидии в сумме 234 250 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности противоправности действий ответчика, вины причинителя вреда, причинной связи между действиями ответчика и понесенными истцом убытками.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.
Судом первой инстанции правомерно указано, что по смыслу названной нормы лицо, требующее возмещение убытков должно доказать следующий состав: противоправность действий ответчика; вину причинителя вреда; наличие причинной связи между действиями ответчика и понесенными убытками; размер убытков. Взыскание убытков возможно при совокупности и доказанности всех приведенных элементов.
В соответствии с п.4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действием (бездействием). В данном случае суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действия (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда.
В связи с чем судом апелляционной инстанции не может быть приняты во внимание доводы ответчика о не правомерности проверки законности решения комиссии.
В соответствии с Положением о Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1374-ПП, организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, перечень юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и(или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году, передается в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области утверждается Министерством.
Судом первой инстанции верно указано, что главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий в соответствии с Областным законом от 19.12.2008 N 119-03 "Об областном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.", является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области.
Более того, п. 16 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области отвечает за соблюдение порядка предоставления субсидий.
Учитывая данные обстоятельства, а также то, что Комиссия по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области юридическим лицом не является, требования правомерно заявлены именно к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, в связи с чем соответствующие доводы ответчика отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 8 Порядка получатель, включенный по итогам отбора в Перечень юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и(или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году, в течение 15 дней с момента включения в перечень, но не позднее 1 октября 2011 года, представляет в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - управление сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области на соответствующей территории или в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области следующие документы: заявление о предоставлении субсидий; справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам (на 1 число месяца, в котором представляется заявление); документ с указанием номера счета получателя, открытого в российской кредитной организации для перечисления субсидий.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что по итогам рассмотрения документов, указанных в п. 8, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области: 1) заключает с получателем соглашение о предоставлении субсидий; 2) отказывает в предоставлении субсидий, о чем получателю направляется письменное уведомление в течение 10 дней со дня регистрации заявления, которое может быть обжаловано получателем в установленном законодательством порядке.
Согласно п. 11 Порядка субсидия не предоставляется по следующим основаниям: 1) если предоставление субсидии повлечет превышение совокупных расходов на предоставление субсидий сверх доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств; 2) при несоответствии получателя требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего Порядка; 3) при непредставлении (неполном представлении) получателями документов, указанных в пунктах 8 и 12 настоящего Порядка; 4) при несоблюдении сроков представления документов, указанных в пунктах 8 и 12 настоящего Порядка; 5) при наличии решения собственника о ликвидации или решений арбитражных судов о признании получателя, претендующего на получение субсидии в соответствии с настоящим Порядком, несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 6) при наличии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; 7) при приобретении сельскохозяйственной техники, оборудования, бывших в употреблении сверх срока ее амортизации, отсчитываемого со дня ее выпуска предприятием-изготовителем; 8) при приобретении техники и оборудования с вторичного рынка в случае предоставления субсидии из областного бюджета, начиная с 2007 года.
В соответствии с п. 12 Порядка для получения субсидии получатель ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в управление или Министерство, в случае отсутствия управления на соответствующей территории, справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и(или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и(или) реализации сельскохозяйственной продукции (далее - справка-расчет), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и заверенные получателем копии следующих документов: договора купли-продажи техники, оборудования; платежных поручений, подтверждающих оплату; счета-фактуры, накладной, акта приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1); акта приемки оборудования (форма N ОС-14) или акта сдачи приобретенного оборудования в монтаж (форма N ОС-15); свидетельства о регистрации машины или паспорта на сельскохозяйственную технику и оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Из материалов дела следует, что общество в целях получения субсидии представлены в территориальный отраслевой орган исполнительной власти Свердловской области - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области все необходимые документы, предусмотренные п. 12 Порядка.
Доказательств иного материалы дела не содержат, на сопроводительных письмах имеются отметки о принятии документов.
Доводы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области о нарушении обществом срока представления документов подлежат отклонению.
В соответствии с п. 8 Порядка получатель, включенный по итогам отбора в Перечень юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и(или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, которым планируется предоставление из областного бюджета субсидий в текущем финансовом году, в течение 15 дней с момента включения в перечень, но не позднее 1 октября 2011 года, представляет в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - управление сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области на соответствующей территории или в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области перечисленные в названном пункте документы.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что соглашение о предоставлении субсидий должно включать обязательство получателя представить в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области копии документов, указанных в п. 12 Порядка, в срок до 01.10.2011.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2011 N 1464-ПП внесены изменения в пункты 8 и 10 Порядка, слова "1 октября 2011 года" заменены словами "15 ноября 2011 года".
Таким образом, перечисленные в п. 12 Порядка документы подлежали представлению в срок до 15.11.2011.
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что фактически изменения в ранее принятые решения комиссии внесены изменения уже 01.12.2011 в части спорных прицепов, извещение направлено обществу 07.12.2011, все документы представлены в срок до 15.12.2011.
Из материалов дела следует, что обществом представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 12 Порядка, в установленный Порядком срок.
Таким образом, на момент принятия решения от 22.12.2011 комиссия обязана была учитывать изменения в части срока представления документов, необходимых для предоставления субсидий, внесенные в Порядок Постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2011 N 1464-ПП, а также несвоевременное извещение общества об одобрении, решение комиссии вынесено с нарушением указанного нормативного акта.
Помимо этого, как следует из протокола заседания комиссии от 22.12.2011, основанием для отказа в предоставлении субсидий на приобретение автоприцепов явилось поздняя оплата и отсутствие в паспортах транспортных средств сведений о новом собственнике.
Между тем указанные обстоятельства не поименованы в п. 11 Порядка как основания для отказа в предоставлении субсидий, иных оснований для отказа в предоставлении субсидий, помимо перечисленных в п. 11, Порядок, не содержит.
Поскольку обществом соблюдены требования, установленные Порядком, для предоставления субсидий, оснований для отказа в предоставлении субсидий в сумме 344 250 руб. на приобретение автоприцепов у комиссии не имелось.
Доказательств иного материалы дела не содержат, суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, оспариваемое решение комиссии не соответствует нормативному акту Свердловской области, нарушает права заявителя на получение субсидии.
Фактическое несение затрат в целях получения субсидии, их обоснованность ответчиком не опровергнута.
Ссылки факт проведенной проверки в отношении общества на предмет мошенничества и притворности сделок по приобретению автоприцепов судом апелляционной инстанции не могут быть оценены, поскольку материалы дела не содержать доказательства проведения подобной проверки и ее результатов, способных повлиять на выводы суда.
Таким образом, материалами дела подтверждается несение истцом расходов, которые напрямую связаны с целью получения права на субсидию, данная обязанность предусмотрена нормативными актами Свердловской области.
Порядок предоставления субсидий признан утратившим силу Постановлением Правительства Свердловской области от 21.02.2012 N 158-ПП, в связи с чем возможность получения субсидии в рамках указанной программы у истца на момент обращения в суд утрачена.
Таким образом, материалами дела подтверждается противоправность действий ответчика, направленных на незаконный отказ в предоставлении субсидий, вина причинителя вреда; размер убытков и наличие причинной связи между действиями ответчика по неправомерному отказу в предоставлении субсидии и понесенными убытками.
Доказательств иного ответчиком не представлено в суд апелляционной инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности и правомерности заявленных истцом требований о взыскании с ответчика 344 250 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14959/2012
Истец: ООО "Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия по Свердловской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Министерство финансов по Свердловской области