город Омск |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А46-11886/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5425/2012) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Омской области от 22.05.2012 по делу N А46-11886/2012 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Форум и К" (ИНН 5517009400, ОГРН 1075517000525) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу - Нетесова Марина Александровна, предъявлен паспорт, по доверенности N б/н от 17.02.2012 сроком действия на три года;
от общества с ограниченной ответственностью "Форум и К" - Белозеров Олег Петрович, предъявлен паспорт, по доверенности N б/н от 02.05.2012 сроком действия на три года; Базиль Владимир Владимирович, предъявлен паспорт, по доверенности N б/н от 02.05.2012 сроком действия на три года;
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - заявитель, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Форум и К" (далее по тексту - заинтересованное лицо, Общество, ООО "Форум и К") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.05.2012 по делу N А46-11886/2012 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано на том основании, что административным органом не доказан элементный состав совершенного Обществом правонарушения (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным судебным актом, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения Арбитражного суда Омской области от 22.05.2012 по делу N А46-11886/2012, касающуюся выводов об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, установив в действиях Общества состав данного правонарушения в виде нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении оборота (хранения) алкогольной продукции.
Податель жалобы указывает на то, что правонарушение, совершенное Обществом, выразилось в нарушении подпункта 9 пункта 2 "Технических условий в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару", утвержденных приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.2010 N 59н (далее по тексту - Технические условия), поскольку было установлено и подтверждается материалами дела, что складское помещение ООО "Форум и К" имеет расположение строительных, которое не соответствует представленной технической документации, а именно: справа от входа в склад имеются строительные конструкции, выполненные из сибита, выгораживающие часть складского помещения для использования в качестве офисного помещения, на противоположной стене имеются 6 (шесть) оконных проемов, и входные ворота.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просит отменить.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просят оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Форум и К" имеет лицензию, регистрационный номер 268 от 09.10.2008, выданную ООО "Дебют плюс" Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции сроком действия до 09.10.2013.
С 07.02.2012 по 15.02.2012 включительно, в соответствии с планом проведения плановых проверок организаций на 2012 год, на основании приказа и.о. руководителя
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Шалюхиной М.Н. от 31.01.2012 N Пр6- 41, уполномоченными должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу проведена плановая выездная проверка ООО "Форум и К" на предмет соблюдения обязательных лицензионных требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Федеральный закон N 171-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за период с 09.10.2008 по 15.02.2012 включительно. В ходе проведения указанной проверки выявлено нарушение требований Технических условий и вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
15.02.2012 специалистом-экспертом МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу вынесено определение N 6-01-06/02-08/190 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
В рамках административного расследования проведен осмотр складского помещения по адресу: 644116, Омская область, г. Омск, ул. 36-я Северная, д. 1 (протокол осмотра от 15.02.2012 N 6-01-06/02-08/190).
В результате осмотра вышеуказанного складского помещения установлено, что в нарушение подпункта 9 пункта 2 Технических условий складское помещение ООО "Форум и К" имеет расположение строительных, которое не соответствует представленной технической документации, а именно: справа от входа в склад имеются строительные конструкции, выполненные из сибита, выгораживающие часть складского помещения для использования в качестве офисного помещения, на противоположной стене имеются 6 (шесть) оконных проемов, и входные ворота. Однако, согласно представленному организацией поэтажному плану к техническому паспорту, составленному Омским городским филиалом ГУ "Центр ТИ ОО", на складской площади ООО "Форум и К" (200,9 кв.м), имеются оконные проемы на противоположной стене входа в количестве 5 (пять) шт., вместо входных ворот обозначен оконный проем, подсобные и иные помещения отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода административного органа том, что ООО "Форум и К" осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции с нарушением условий, предусмотренных выданной обществу лицензией.
28.02.2012 по результатам означенной проверки МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу составлен протокол об административном правонарушении N 6-01-06/02-08/190 по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании названного протокола МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ООО "Форум и К" к административной ответственности за совершение администравтиного правоанрушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.05.2012 по делу N А46-11886/2012 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Согласно пункту 16 статьи 2 названного закона, под оборотом следует понимать закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничную продажу, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 6 пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано, в том числе, в случае несоответствия заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст. ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Статья 11 Федерального закона N 171-ФЗ дополнена Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ пунктом 2.3 следующего содержания: производство (оборот (за исключением розничной продажи)) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные и складские (для второго варианта только складские) помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Как указано выше, в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 171-ФЗ и пункта 5.2.13.1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 был издан Приказ Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 N 59н, которым были утверждены приведенные Технические условия.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, к которым в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ относится запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до 22.07.2011, действуют до окончания срока их действия (часть 11 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ), однако если место осуществления деятельности лицензиата в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 171-ФЗ, перестает соответствовать особым требованиям к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организация-лицензиат обязана прекратить в нем осуществление лицензируемого вида деятельности до приведения его в соответствии с действующими после внесения изменений требованиями. Таким образом, лицензия, выданная до 22.07.2011, действует до окончания установленного в ней срока в отношении лицензиата только при условии соответствия их места осуществления деятельности особым требованиям к осуществлению данного вида деятельности.
Отсутствие в тексте самой лицензии перечня лицензионных условий не свидетельствует об отсутствии данных условий как таковых, которые могут содержаться в иных актах, что в силу перечисленных норм права влечет обязанность лицензиата по их соблюдению.
Иное толкование действующего законодательства приведет к нарушению лицензиатами требований и условий при осуществлении деятельности, к которой вместе с тем действующим законодательство предъявлены повышенные требования путем введения ее лицензирования, и, соответственно, к невозможности контроля уполномоченных органов за соблюдением требований законодательства о лицензировании, что не направлено на соблюдение целей лицензирования, заключающихся в предотвращении ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ).
Таким образом, с учетом изменения законодательства в сфере регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции нарушение положений Технических условий в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции является нарушением условий лицензирования, что, соответственно, влечет ответственность, предусмотренную статьей частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Как было указано выше, административный орган пришел к выводу о том, что Общество допустило нарушение лицензионных требований в части хранения алкогольной продукции, а именно Общество нарушило требования подпункта 9 пункта 2 "Технических условий, поскольку складское помещение ООО "Форум и К", расположенное по адресу: 644116, Омская область, г. Омск, ул. 36-я Северная, д. 1, имеет расположение строительных, которое не соответствует представленной технической документации, а именно: справа от входа в склад имеются строительные конструкции, выполненные из сибита, выгораживающие часть складского помещения для использования в качестве офисного помещения, на противоположной стене имеются 6 (шесть) оконных проемов, и входные ворота.
Между тем, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что административный орган не доказал событие административного правонарушения, вменяемого Обществу. Указанный вывод апелляционного суда основан на следующем.
Так, статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в акте плановой выездной проверки юридического лица от 15.02.2012 N 02-19/45 (О), составленном по итогам проверки, проведенной в отношении Общества и являющимся доказательством по делу об административном правонарушении, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу указало, что в складском помещении, расположенном по адресу: 644116, Омская область, г. Омск, ул. 36-я Северная, д. 1, по результатам проведенной инвентаризационной установлено, что остатки алкогольной продукции равны нулю и не совпадают с отстатками алкогольной продукции по бухгалтерскому учету (л.д. 25), то есть алкогольная продукция на складе отсуствовала.
Таким образом, административный орган, указывая на нарушение Обществом лицензионных требований в части хранения алкогольной продукции, вместе с тем установил и зафиксировал в акте проверки факт отсутствия на складе Общества алкогольной продукции, что, в свою очередь, исключает вывод о незаконном обороте Обществом алкогольной продукции в виде ее хранения.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что не представляется возможным установить событие правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Таким образом, административный орган в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие события правонарушения, вменяемого Обществу.
Отсутствие события вменяемого правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Таким образом, основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выше выводы апелляционного суда.
При таких обстоятельствах, основания для изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.05.2012 по делу N А46-11886/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11886/2012
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу
Ответчик: ООО "Форум и К"
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5425/12
02.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5425/12
21.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5425/12
22.05.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11886/12