г. Москва |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А41-12634/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Грищенко А.Н., доверенность от 25.10.2010 N 05,
от заинтересованного лица: Курганова С.Е., доверенность от 01.12.2011 N 89/Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Форпост" на решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2012 по делу N А41-12634/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Форпост" к администрации города Королева Московской области, о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Форпост" (далее - общество, заявитель, ООО "Компания "Форпост") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации города Королева Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка;
- обязать администрацию принять решение о передаче в собственность испрашиваемого земельного участка и предоставить в месячный срок ООО "Компания "Форпост" проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 642 кв.м с кадастровым номером 50:45:0040403:84, расположенного по адресу: Московская область, г.Королев, Ярославский проезд, д.4, с расчетом выкупной цены с учетом действовавшего на дату подачи заявления о приобретении участка в собственность законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Компания "Форпост" принадлежит на праве собственности трансформаторная подстанция N 38, расположенная по адресу: Московская область, г. Королев, Ярославский проезд, д. 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.06.2003.
11 июля 2011 года общество обратилось в администрацию с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, на котором расположен указанный выше объект недвижимого имущества, с целью дальнейшего приобретения данного земельного участка в аренду или собственность (л.д. 28).
Постановлением администрации города Королева Московской области от 15.09.2011 N 1280 утверждена схема размещения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 642 кв.м под обслуживание нежилого здания - трансформаторной подстанции N 38, расположенной по адресу: Московская область, г. Королев, Ярославский проезд, д. 4 (л.д. 29-30).
Указанный земельный участок 23.12.2011 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:45:0040403:84 (л.д. 31-32).
25 января 2012 года ООО "Компания "Форпост" обратилось к заместителю руководителя администрации г. Королева Московской области с заявлением от 24.01.2012 N 11 о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 642 кв.м с кадастровым номером 50:45:0040403:84 (л.д. 33), приложив к указанному заявлению все необходимые документы, предусмотренные Перечнем, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень).
Не получив ответа от администрации, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
После обращения общества с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области, администрация, рассмотрев заявление ООО "Компания "Форпост", постановлением от 26.03.2012 N 508 предоставила обществу из земель, находящихся в распоряжении муниципального образования "Город Королев Московской области" (земли населенных пунктов), земельный участок площадью 642 кв.м с кадастровым номером 50:45:0040403:84 в собственность за плату по цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года, под обслуживание трансформаторной подстанции N 38, расположенной по адресу: Московская область, г. Королев, Ярославский проезд, д. 4 (л.д. 38-39).
В связи с вынесением указанного постановления в адрес суда поступило письменное заявление ООО "Компания "Форпост" об изменении предмета требований, в котором общество просило:
- признать незаконным постановление администрации от 26.03.2012 N 508 в части установления выкупной цены в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- обязать администрацию внести изменения в пункт 1 постановления администрации от 26.03.2012 N 508 в части установления выкупной цены земельного участка в размере, равном трехкратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, исходя из расчета выкупной цены, действовавшего на дату подачи заявления о приобретении участка в собственность законодательства.
Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Арбитражный суд Московской области отказал в удовлетворении заявления об изменении предмета требований, посчитав, что обществом изменен не только предмет заявления, но и его основания. Судом рассмотрены первоначальные требования общества.
Отказывая в удовлетворении первоначально заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что по результатам обращения заявителя в администрацию принято постановление о предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что основания требований ООО "Компания "Форпост" к администрации не изменились, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления об изменении предмета требований. Ссылаясь на положения абзаца 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), заявитель указывает, что в период, когда общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, применялся трехкратный размер ставки земельного налога. При этом общество указывает, что датой обращения в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка следует считать 25.01.2012.
Арбитражным судом первой инстанции протокольным определением от 13.06.2012 в удовлетворении заявления ООО "Компания "Форпост" об изменении предмета требований отказано.
В силу части 2 статьи 188 АПК РФ в отношении определения, обжалование которого не предусмотрено названным Кодексом, а также в отношении протокольного определения могут быть заявлены возражения при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
По смыслу указанной нормы предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменения или прекращения его. Изменение предмета иска - это изменение материально-правового требования истца к ответчику.
Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику. Изменение основания иска - изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Как следует из материалов дела, первоначально обществом было заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка. Согласно уточнению требований, заявленных ООО "Компания "Форпост" в суд первой инстанции, общество просило признать незаконным постановление администрации от 26.03.2012 N 508 в части установления выкупной цены в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, изменив, при этом лишь предмет заявления, но не его основание.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.
Из содержания первоначального заявления и уточненного заявления усматривается, что основанием данных заявлений являются одни и те же обстоятельства, на которые ссылается общество в подтверждение своих требований к администрации.
Апелляционный суд полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в принятии уточненных требований ООО "Компания "Форпост", поскольку обществом изменялся лишь предмет заявления.
Согласно абзацу 2 пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о повторном рассмотрении дела, в силу части 5 статьи 270 Кодекса переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Учитывая изложенное, ввиду необоснованного отказа суда первой инстанции в принятии изменения предмета требований, апелляционный суд в порядке части 6.1 статьи 268 АПК РФ рассматривает заявление ООО "Компания "Форпост", в котором общество просит:
- признать незаконным постановление администрации от 26.03.2012 N 508 в части установления выкупной цены в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- обязать администрацию внести изменения в пункт 1 постановления администрации от 26.03.2012 N 508 в части установления выкупной цены земельного участка в размере, равном трехкратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, исходя из расчета выкупной цены, действовавшего на дату подачи заявления о приобретении участка в собственность законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 2 пункта 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) до 01.01.2012 лица, не указанные в пункте 1 названной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ в редакции Закона Московской области от 28.12.2009 N 181/2009-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" до 01.01.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1 и 2 части 3 названной статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Новая редакция пункта 3 части 3 статьи 12 названного Закона Московской области, согласно которой цена продажи земельных участков также установлена в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года, вступила в силу с 01.03.2012, до 01.07.2012.
Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Поскольку в период с 01.01.2012 по 29.02.2012 цена земельного участка Московской областью установлена не была, применялась трехкратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
ООО "Компания "Форпост" является собственником трансформаторной подстанции N 38, расположенной на земельном участке общей площадью 642 кв.м с кадастровым номером 50:45:0040403:84 и относится к лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1, 1.2 и 2 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ).
Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 642 кв.м с кадастровым номером 50:45:0040403:84 общество обратилось в администрацию 25.01.2012 (л.д. 33).
То есть на момент обращения ООО "Компания "Форпост" с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка цена на данный земельный участок устанавливалась в размере, равном трехкратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Изложенная выше редакция пункта 3 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ, согласно которому цена на земельный участок устанавливается в размере, равном трехкратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, действовала с 01.01.2012 по 29.02.2012.
Следовательно, на момент обращения общества с заявлением в администрацию о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка цена на данный земельный участок устанавливалась в размере, равном трехкратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
При указанных обстоятельствах, у администрации отсутствовали правовые основания для установления цены спорного земельного участка, исходя из десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Довод администрации о том, что, по ее мнению, датой обращения ООО "Компания "Форпост" в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка следует считать 12.07.2011, признается апелляционным судом необоснованным, поскольку письмом от 11.07.2011 N 6, полученным администрацией 12.07.2011, заявитель просил лишь утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 28), а не предоставить земельный участок в собственность. При этом из содержания указанного заявления следует, что ООО "Компания "Форпост" еще не определилось приобретать ли ему спорный земельный участок на праве собственности либо на праве аренды.
Следовательно, указанное заявление, в котором общество не просит предоставить ему земельный участок на каком-либо праве, не может быть расценено как заявление о предоставлении земельного участка в собственность.
Заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка подано обществом в администрацию только 25.01.2012, что следует из содержания указанного заявления (л.д. 33).
Из текста самого постановления администрации от 26.03.2012 N 508 следует, что оно принято на основании рассмотрения заявления общества от 24.01.2012 исх.N 11, а не какого-либо иного заявления.
Учитывая изложенное, постановление администрации от 26.03.2012 N 508 в части установления выкупной цены в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель общества пояснил, что обязание администрации внести изменение в постановление о предоставлении земельного участка в собственность сформулировано не как самостоятельное требование, а как форма устранения нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, государственной пошлиной как самостоятельное требование такое указание на устранение нарушения не оплачивалось.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При указанных обстоятельствах требования ООО "Компания "Форпост" подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2012 по делу N А41-12634/12 отменить.
Признать незаконным постановление администрации г. Королева Московской области от 26.03.2012 "О предоставлении ООО "Компания "Форпост" в собственность за плату земельного участка под обслуживание нежилого здания трансформаторной подстанции N 38 по адресу: Московская область, г. Королев, Ярославский проезд, д.4" в части установления выкупной цены в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Обязать администрацию г. Королева Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Компания "Форпост" путем принятия решения о предоставлении ООО "Компания "Форпост" в собственность за плату земельного участка на основании заявления общества от 24.01.2012 исх.N 11 по цене в размере, равном трехкратному размеру ставки земельного налога.
Взыскать с администрации г. Королева Московской области в пользу ООО "Компания "Форпост" 4000 рублей в качестве судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12634/2012
Истец: ООО "Компания "Форпост"
Ответчик: Администрация г. Королева Московской области
Третье лицо: Администрация г. Королев