Тула |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А62-3891/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Еремичевой Н.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству на решение Арбитражного суда от 09.07.2012 по делу N А62-3891/2012 (судья Печорина В.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" (ОГРН 1066723005502 ИНН 6723019741) к Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству (ОГРН 1076731007143 ИНН 6730069856) о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2012 N 258 о назначении административного наказания, при участии от заявителя - Шашенкова А.А. (доверенность от 20.01.2012), в отсутствие представителей ответчика, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Смоленской области по лесному хозяйству (далее - Департамент) от 16.05.2012 N 258 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.2 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 09.07.2012 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 04.05.2012 Вяземским лесничеством - филиалом ОГУ "Смолупрлес" проведено освидетельствование мест рубок на лесном участке, переданном Обществу в аренду на основании договора от 14.03.2008 N 28. Проверкой установлено повреждение лесосечных столбов, что является нарушением подпункта "д" пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, о чем составлен акт осмотра мест рубок от 04.05.2012 (11-13).
В отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении (л. д. 1), предусмотренном частью 2 статьи 7.2 КоАП РФ, постановлением Департамента о назначении административного наказания от 16.05.2012 N 258 Общество привлечено к административной ответственности по указанной статье в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 9).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворив требования Общества, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно материалам дела в качестве документа, зафиксировавшего правонарушение, Департамент в постановлении и в протоколе сослался на акт осмотра места рубок от 04.05.2012.
Данный акт был составлен 04.05.2012, т.е. после завершения работ по заготовке древесины. В целях проверки соблюдения Правил заготовки древесины, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (пункт 65 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337), и акт фиксирует исполнение лесопользователем договорных обязательств по использованию лесных участков.
В силу части 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии частью 1 статьи 83 этого Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 данного Кодекса.
Согласно части 6 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, государственный лесной контроль и надзор осуществляют, в частности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 Положения должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях и т.д.
В силу п. 12 Положения проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, их территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Внеплановые проверки проводятся:
а) для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений лесного законодательства;
б) в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений лесного законодательства.
Мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 16 Положения).
Доказательства проведения проверки с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в материалах дела отсутствуют.
Судом установлено, что распоряжение о проведении проверки в отношении Общества уполномоченным должностным лицом не принималось, не определен круг лиц, уполномоченных на ее проведение, не установлены сроки проведения проверки, а также перечень необходимых мероприятий.
Кроме того, судом установлено, что Приложение N 7 к акту проверки от 04.05.2012, фиксирующее допущенные нарушения, не содержит сведений о представителе Общества, присутствовавшем при его составлении, его подписи либо записи об отказе от его подписания.
В силу требований КоАП РФ документы, фиксирующие результаты таких действий, должны быть совершены в присутствии понятых и с отражением в акте способов фиксации правонарушения.
Как следует из материалов дела, Приложение к акту составлено административным органом в одностороннем порядке, без указания способов и порядка фиксации результатов осмотра. Обследование мест рубок производилось комиссией в составе четырех человек, однако Приложение N 7 к акту подписано одним членом комиссии.
На основании изложенного арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что доказательства, полученные с нарушением установленного законом порядка, не могут служить подтверждением вменяемого обществу правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое Обществом постановление о назначении административного наказания правомерно признано судом незаконным и отменено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь п. 5.1 ст. 211, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.07.2012 по делу N А62-3891/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3891/2012
Истец: ООО "Эггер древпродукт гагарин"
Ответчик: Департамент Смоленской области по лесному хозяйству